- Определите автора и произведение, из которого представлена иллюстрация. (А.П. Чехов.)
- Вспомните, какие черты личности высмеивает Чехов. (лицемерие, глупость, заискивание).
- Прочитайте текст. Как вы понимаете это высказывание А.П. Чехова.
Слайд 2
«Надо быть ясным умственно, чистым нравственно, опрятным физически. Мы идем уверенно к той яркой звезде, которая горит вдали. Не отставайте, друзья!» А.П. Чехов.
- К чему призывает писатель? (Быть умным, нравственным, здоровым)
- Определите стиль текста. (Публицистический).
- Чем интересен текст с точки зрения изучаемой части речи? (В тексте много наречий)
- Зачем автор их использует? (Поясняют глаголы, делают высказывание ярче).
- Назовите наречия в тексте. (Умственно, нравственно, физически, уверенно, вдали).
- Как вы определили, что это наречия? (Задали вопрос).
- На какие вопросы отвечают наречия? Проверьте по слайду.
Слайд 3.
Где? Когда? Куда? Откуда? Почему? Зачем? Как? Каким образом? Насколько? В какой степени?
- Проведите следующий эксперимент. Зачеркните наречия в тексте, прочитайте текст. Сделайте вывод о роли наречий в тексте. (Наречия характеризуют действие, предмет, признак. Делают речь ярче, образнее).
|
|
- Что такое наречие?
- От какой части речи зависит?
- Выполните задание 1.
- Подберите как можно больше наречий к глаголам. Запишите.
Задание 2. Выполните тест.
1. Наречие - ….
а) самостоятельная часть речи
б) служебная часть речи
2. Наречие обозначает….
а) признак предмета
б) признак действия
в) признак признака
г) все выше перечисленное
3. В предложении является…
а) обстоятельством
б) определением
в) входит в состав сказуемого
г) все перечисленное
4. Наречие…
а) изменяемая часть речи
б) неизменяемая часть речи
5. У наречия не может быть…
а) корня
б) суффикса
в) приставки
г) окончания
- Взаимопроверка. Проверьте правильность выполнения работы и оцените.
Слайд 3.
1А. 2Г. 3Г. 4Б. 5А.
- Обобщите знания о наречии в таблице.
Знаю | Умею | Хочу узнать, научиться |
III. Постановка цели урока.
Задание 3. «Лингвистические загадки»
- Чтобы определить тему нашего урока, необходимо решить две лингвистические задачи. В первой вам нужно вспомнить по определению понятие.
Раздел науки о языке, который изучает строение слов и способы их образования - …
- Второе слово помогут определить схемы, записанные на доске. (На доске записаны схемы наречия).
- Какая часть речи зашифрована в схемах? (Наречие).
- Что помогло определить? (Отсутствует окончание, а наречие не изменяется).
- Как вы сформулируете тему урока? (Словообразование наречий). Запишите в рабочий лист.
|
|
- Какие способы словообразования вы знаете? (Приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложение, переход из одной части речи в другую).
Слайд 5.
Способы словообразования: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложение, переход из одной части речи в другую.
- Поставьте цели урока для себя. Запишите в таблицу.
IV. Реализация целей и задач. Изучение нового материала.
1. Наблюдение за языковым материалом. Составление алгоритма работы.
- Можно ли сразу определить способ словообразования?
- Почему?
- Составьте алгоритм своих действий.
- Сопоставление алгоритмов
Слайд 6.
Шаг 1. Определить производящее слово.
Шаг 2. Определить корень.
Шаг 3. Определить морфемы, при помощи которых образовалось слово.
Шаг 4. Назвать способ словообразования.
- Примените на практике свои теоретические знания. Выполните задание 3.
Задание 4. По алгоритму определите способ словообразования слов и часть речи производящих слов. Заполните в таблице свою строку.
приставочный | суффиксальный | Приставочно-суффиксальный | сложение | Переход из одной части речи в другую |
Карточка 1.
Определить способ словообразования, морфему и часть речи производящих слов.
Светло –
Внешне –
Дружески –
Карточка 2.
Определить способ словообразования, морфему и часть речи производящих слов.
Невесело –
Надолго –
Вверх –
Карточка 3.
Определить способ словообразования, морфему и часть речи производящих слов.
По-моему –
Доверху –
Втроем –
Карточка 4.
Определить способ словообразования, морфему и часть речи производящих слов.
Мимоходом –
Полусидя –
Еле-еле –
Карточка 5.
Определить способ словообразования, морфему и часть речи производящих слов.
(Прыгнуть) с разбегу –
(говорить) в открытую –
(читать) – сидя –
- Какой вывод сделаете о способах словообразования наречий? (Наречия образуются разными способами от разных частей речи).
- Просмотрите теоретический материал в учебнике.
- Какие способы словообразования не указаны в учебной статье.
- Оцените выполнение работы
У меня все получилось – 2
Я испытывал(а) затруднения – 1
Не получилось – 0
V. Применение полученных знаний на практике.
Задание 5. Распределите слова по способу словообразования.
Мало-помалу, полулежа, засветло, вдвое, невесело, оттуда, (прыгать) с разбегу, (читать) сидя, хорошо, холодно.
Слайд 7.
приставочный | суффиксальный | Приставочно-суффиксальный | сложение | Переход из одной части речи в другую |
невесело оттуда | Хорошо холодно | Засветло вдвое | Мало-помалу полулежа | С разбегу сидя |
- Проверка выполнения работы.
- Оценивание
У меня все получилось – 2
Я испытывал(а) затруднения – 1
Не получилось – 0
Задание 6. Самостоятельная работа. Проверочный тест.
1.Укажите способ образования наречия КОЕ-ГДЕ
А) приставочный
Б) приставочно-суффиксальный
В) суффиксальный
Г) сложение
2. Укажите способ образования наречия ВО-ПЕРВЫХ
А) приставочный
Б) приставочно-суффиксальный
В) суффиксальный
Г) сложение
3. Укажите способ образования наречия ДОКРАСНА
А) приставочный
Б) приставочно-суффиксальный
В) суффиксальный
Г) сложение
4. Укажите способ образования наречия АККУРАТНО
А) приставочный
Б) приставочно-суффиксальный
В) суффиксальный
Г) сложение
5. Укажите способ образования наречия УСТРАШАЮЩЕ
А) приставочный
Б) приставочно-суффиксальный
В) суффиксальный
Г) сложение
- Проверка работы, оценивание.
VI. Рефлексия.
- Вернемся к высказыванию А.П. Чехова.
- Определите способ словообразования наречий.
Слайд 9.
Умственно – умственный (Суффиксальный)
|
|
Нравственно – нравственный (суффиксальный)
Физически – физический (суффиксальный)
Уверенно – уверенный (суффиксальный)
Вдали – даль (приставочно-суффиксальный)
- Прочитайте цели, которые вы поставили в начале урока. Как вы думаете, цели достигнуты?
- Выберите оценку вашей работы на уроке.