Учащиеся распределены по группам в соответствии с иллюстрацией. В начале урока дети берут мини-иллюстрацию и садятся за стол, на котором лежит большая иллюстрация

- Определите автора и произведение, из которого представлена иллюстрация. (А.П. Чехов.)

- Вспомните, какие черты личности высмеивает Чехов. (лицемерие, глупость, заискивание).

- Прочитайте текст. Как вы понимаете это высказывание А.П. Чехова.

Слайд 2

«Надо быть ясным умственно, чистым нравственно, опрятным физически. Мы идем уверенно к той яркой звезде, которая горит вдали. Не отставайте, друзья!» А.П. Чехов.

- К чему призывает писатель? (Быть умным, нравственным, здоровым)

- Определите стиль текста. (Публицистический).

- Чем интересен текст с точки зрения изучаемой части речи? (В тексте много наречий)

- Зачем автор их использует? (Поясняют глаголы, делают высказывание ярче).

- Назовите наречия в тексте. (Умственно, нравственно, физически, уверенно, вдали).

- Как вы определили, что это наречия? (Задали вопрос).

- На какие вопросы отвечают наречия? Проверьте по слайду.

Слайд 3.

Где? Когда? Куда? Откуда? Почему? Зачем? Как? Каким образом? Насколько? В какой степени?

- Проведите следующий эксперимент. Зачеркните наречия в тексте, прочитайте текст. Сделайте вывод о роли наречий в тексте. (Наречия характеризуют действие, предмет, признак. Делают речь ярче, образнее).

- Что такое наречие?

- От какой части речи зависит?

- Выполните задание 1.

- Подберите как можно больше наречий к глаголам. Запишите.

Задание 2. Выполните тест.

1. Наречие - ….

а) самостоятельная часть речи

б) служебная часть речи

2. Наречие обозначает….

а) признак предмета

б) признак действия

в) признак признака

г) все выше перечисленное

3. В предложении является…

а) обстоятельством

б) определением

в) входит в состав сказуемого

г) все перечисленное

4. Наречие…

а) изменяемая часть речи

б) неизменяемая часть речи

5. У наречия не может быть…

а) корня

б) суффикса

в) приставки

г) окончания

 

- Взаимопроверка.  Проверьте правильность выполнения работы и оцените.

Слайд 3.

1А. 2Г. 3Г. 4Б. 5А.

- Обобщите знания о наречии в таблице.

Знаю       Умею Хочу узнать, научиться
       

 

III. Постановка цели урока.

Задание 3. «Лингвистические загадки»

- Чтобы определить тему нашего урока, необходимо решить две лингвистические задачи. В первой вам нужно вспомнить по определению понятие.

Раздел науки о языке, который изучает строение слов и способы их образования - …

- Второе слово помогут определить схемы, записанные на доске. (На доске записаны схемы наречия).

- Какая часть речи зашифрована в схемах? (Наречие).

- Что помогло определить? (Отсутствует окончание, а наречие не изменяется).

- Как вы сформулируете тему урока? (Словообразование наречий). Запишите в рабочий лист.

- Какие способы словообразования вы знаете? (Приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложение, переход из одной части речи в другую).

Слайд 5.

Способы словообразования: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложение, переход из одной части речи в другую.

- Поставьте цели урока для себя. Запишите в таблицу.

 

IV. Реализация целей и задач. Изучение нового материала.

 

1. Наблюдение за языковым материалом. Составление алгоритма работы.

- Можно ли сразу определить способ словообразования?

- Почему?

- Составьте алгоритм своих действий.

- Сопоставление алгоритмов

Слайд 6.

Шаг 1. Определить производящее слово.

Шаг 2. Определить корень.

Шаг 3. Определить морфемы, при помощи которых образовалось слово.

Шаг 4. Назвать способ словообразования.

 

- Примените на практике свои теоретические знания. Выполните задание 3.

Задание 4. По алгоритму определите способ словообразования слов и часть речи производящих слов. Заполните в таблице свою строку.

приставочный суффиксальный Приставочно-суффиксальный сложение Переход из одной части речи в другую
         

 

Карточка  1.

Определить способ словообразования, морфему и часть речи производящих слов.

Светло –

Внешне –

Дружески –

Карточка  2.

Определить способ словообразования, морфему и часть речи производящих слов.

Невесело –

Надолго –

Вверх –

Карточка  3.

Определить способ словообразования, морфему и часть речи производящих слов.

По-моему –                                          

Доверху –

Втроем –

Карточка  4.

Определить способ словообразования, морфему и часть речи производящих слов.

Мимоходом –

Полусидя –

Еле-еле –

Карточка  5.

Определить способ словообразования, морфему и часть речи производящих слов.

(Прыгнуть) с разбегу –

(говорить) в открытую –

(читать) – сидя –

- Какой вывод сделаете о способах словообразования наречий? (Наречия образуются разными способами от разных частей речи).

- Просмотрите теоретический материал в учебнике.

- Какие способы словообразования не указаны в учебной статье.

- Оцените выполнение работы

У меня все получилось – 2

Я испытывал(а) затруднения – 1

Не получилось – 0

 

V. Применение полученных знаний на практике.

Задание 5. Распределите слова по способу словообразования.

Мало-помалу, полулежа, засветло, вдвое, невесело, оттуда, (прыгать) с разбегу, (читать) сидя, хорошо, холодно.

Слайд 7.

приставочный суффиксальный Приставочно-суффиксальный сложение Переход из одной части речи в другую
невесело оттуда Хорошо холодно Засветло вдвое Мало-помалу полулежа С разбегу сидя

 

- Проверка выполнения работы.

- Оценивание

У меня все получилось – 2

Я испытывал(а) затруднения – 1

Не получилось – 0

 

Задание 6. Самостоятельная работа. Проверочный тест.

1.Укажите способ образования наречия КОЕ-ГДЕ

А) приставочный

Б) приставочно-суффиксальный

В) суффиксальный

Г) сложение

2. Укажите способ образования наречия ВО-ПЕРВЫХ

А) приставочный

Б) приставочно-суффиксальный

В) суффиксальный

     Г) сложение

3. Укажите способ образования наречия ДОКРАСНА

А) приставочный

Б) приставочно-суффиксальный

В) суффиксальный

     Г) сложение

4. Укажите способ образования наречия АККУРАТНО

А) приставочный

Б) приставочно-суффиксальный

В) суффиксальный

     Г) сложение

5. Укажите способ образования наречия УСТРАШАЮЩЕ

А) приставочный

Б) приставочно-суффиксальный

В) суффиксальный

     Г) сложение

 

- Проверка работы, оценивание.

 

VI. Рефлексия.

- Вернемся к высказыванию А.П. Чехова.

- Определите способ словообразования наречий.

Слайд 9.

Умственно – умственный (Суффиксальный)

Нравственно – нравственный (суффиксальный)

Физически – физический (суффиксальный)

Уверенно – уверенный (суффиксальный)

Вдали – даль (приставочно-суффиксальный)

- Прочитайте цели, которые вы поставили в начале урока. Как вы думаете, цели достигнуты?

- Выберите оценку вашей работы на уроке.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: