Факторы, обуславливающие двигательные нарушения

Лихорадка - типовой патологический процесс, характеризующийся активной задержкой тепла в организме вследствие смещения на более высокий уровень «установочной точки» центра теплорегуляции под действием пирогенных факторов.

Долгое время лихорадка рассматривалась как симптом различных инфекционных и воспалительных заболеваний. В настоящее время установлено, что она представляет собой комплексный координированный ответ организма человека и гомойотермных животных на воздействие различных болезнетворных факторов и относится к проявлениям острофазной реакции иммунного ответа.

Проявления лихорадки стереотипны и в основном не зависят от вида этиологического фактора, что и позволяет отнести ее к типовым патологическим процессам. Основным проявлением лихорадки является повышение температуры «ядра» тела, не зависящее от температуры внешней среды. Эта способность присуща только гомойотермным организмам, поскольку пойкилотермные животные не способны накапливать в своем организме тепло.

Подобно другим типовым патологическим процессам лихорадка является полиэтиологичной, т.е. вызывается многими причинами.

В процессе возникновения и развития лихорадки основная роль отводится так называемым пирогенным веществам (от греч. pyros - огонь, pyretos - жар). Они подразделяются на первичные и вторичные. Их значение различно. Первичный пироген - это главный этиологический фактор для развития лихорадки, а вторичный пироген - это основное звено патогенеза лихорадки. Первичные пирогены могут быть инфекционного и неинфекционного происхождения. Инфекционные пирогены (их также называют экзогенными) в основном представляют собой термостабильные липополисахариды бактериальных мембран. К ним относятся эндотоксины грамотрицательных бактерий, из которых были получены путем очистки от белка высокоактивные пирогенные препараты, такие как пирогенал, пиромен, пирексаль. Эти вещества оказывают пирогенное действие в малых дозах, но при повторном введении они становятся менее активными, т.е. по отношению к ним развивается толерантность. Как показали исследования, развитие толерантности к липополисахаридам связано с тем, что при повторном их введении образуется меньше цитокинов, обладающих пирогенной активностью (интерлейкин (IL)1 и др.). Кроме липополисахаридов, роль экзопирогенов могут играть полисахариды, белки и нуклеиновые кислоты некоторых возбудителей инфекций.

При неинфекционной лихорадке первичными пирогенами являются продукты распада нормальных и патологически измененных тканей и лейкоцитов, иммунные комплексы, фрагменты комплемента.

В зависимости от этиологических факторов выделяют инфекционную и неинфекционную лихорадку. Инфекционная лихорадка возникает при острых и хронических заболеваниях, вызываемых бактериями, вирусами, простейшими, спирохетами, риккетсиями и грибками.

Лизис и кризис

Медленное падение температуры, которое происходит в течение нескольких дней носит название лизиса. Быстрое, часто в течение 5-8 часов, падение температуры от высоких значений (39-40°С) до нормальных и даже субнормальных значений называется кризисом.

Опасность кризиса для больного

В результате резкой перестройки механизмов регуляции сердечно-сосудистой системы кризис может нести с собой опасность развития коллаптоидного состояния - острой сосудистой недостаточности, которая проявляется резкой слабостью, обильным потоотделением, бледностью и цианозом кожных покровов, падением артериального давления, учащением пульса и снижением его наполнения вплоть до появления нитевидного.

24. Общие и местные признаки воспаления. Патофизиологический анализ

Воспаление - сформировавшаяся в процессе эволюции реакция организма на местное повреждение, характеризующаяся явлениями альтерации, расстройств микроциркуляции (с экссудацией и эмиграцией) и пролиферации, направленными на локализацию, уничтожение и удаление повреждающего агента, а также на восстановление (или замещение) поврежденных им тканей.

Альтерация, расстройства микроциркуляции (с экссудацией и эмиграцией) и пролиферация являются основными компонентами или внутренними признаками воспаления. Кроме того, очаг воспаления характеризуется пятью внешними (местными) проявлениями: краснотой (rubor), припухлостью (tumor), повышением температуры, или жаром (calor), болезненностью, или болью (dolor), нарушением функции functio laesa)). Эти признаки особенно хорошо определяются, когда очаг воспаления находится на наружных покровах.

Воспаление может проявляться не только местными, но и общими признаками, выраженность которых зависит от интенсивности и распространенности процесса.

Общие проявления воспаления включают лихорадку, реакции кроветворной ткани с развитием лейкоцитоза, повышенную скорость оседания эритроцитов, ускоренный обмен веществ, измененную иммунологическую реактивность, явления интоксикации организма.

Воспаление относится к числу наиболее распространенных типовых патологических процессов. Одновременно оно представляет собой важную защитно-приспособительную реакцию, эволюционно сформировавшуюся как способ сохранения целого организма ценой повреждения его части. С помощью воспаления обеспечиваются локализация и элиминация воспалительного агента и (или) поврежденной под его воздействием ткани.

Причиной воспаления является любой фактор, способный вызвать повреждение тканей, - флогоген (от лат. phlogosis - воспаление; синоним термина inflammatio). Различают флогогены внешние и внутренние. Чаще встречается воспаление, вызванное экзогенными агентами. Внешние флогогены по своей природе могут быть биологическими (чаще всего инфекционными - бактерии, риккетсии, вирусы, грибки, животные-паразиты), физическими (механическая, термическая, лучевая энергия), химическими (кислоты, щелочи, боевые отравляющие вещества, скипидар, кротоновое и горчичное масла и т.д.). Внутренними причинами воспаления чаще всего являются очаг некроза ткани, гематома, образовавшиеся камни, отложение солей, иммунные комплексы и др.

Поскольку наиболее частой причиной воспаления являются инфекционные агенты, его делят по этиологии на инфекционное (септическое) и неинфекционное (асептическое).

Любое воспаление включает 3 основных компонента:

• альтерацию - повреждение клеток и тканей;

• расстройство микроциркуляции с экссудацией и эмиграцией;

• пролиферацию - размножение клеток и восстановление целостности ткани.

Соответственно различают: альтеративное воспаление, экссудативное воспаление, пролиферативное (продуктивное) воспаление и - как его отдельный вариант - гранулематозное воспаление.

 

Патогенез воспаления представляет собой сложное сочетание нервных, гуморальных и эффекторных механизмов, лежащих в основе большого числа воспалительных феноменов, составляющих вышеперечисленные явления

4.Виды и методы психолого-педагогической диагностики

 

Психолого-педагогическая диагностика — это область науки, разрабатывающая методы выявления и изучения актуального состояния и тенденций индивидуально-личностного развития субъектов психолого-педагогического взаимодействия.

ВИДЫ ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ

1. Скрининговая. Проводится с группой детей и направлена на выделение дошкольников, обладающих той или иной группой характеристик и оценивает постоянство тех или иных психологических свойств у данной группы детей.

2. Углубленная. Проводится уже после выделения детей, имеющих какие либо особенности развития и нуждающихся в дополнительной развивающей или коррекционной работе.

3. Динамическое обследование позволяет прослеживать динамику развития, эффективность обучения, развивающих и/или коррекционных мероприятий. Может проводиться несколько раз в течение одного коррекционного курса.

 4. Итоговая диагностика позволяет оценить состояние ребенка по окончании курса коррекционно-развивающей работы.

 

19.IV этап коррекционной работы при ДЦП (конец первого года жизни и старше)

На данном этапе работы дети с дцп владеют поворотами туловиша, самостоятельно сидят, захватывают предметы и манипулируют ими. Однако указанные функции м.б. развиты не достаточно и выполняися не правильно. Многие дети так и не научатся ползать или ползают только назад, или при движении вперед передвигаются в основном при помощи рук, пассивно волоча ноги. Одни дети затрудняются в поворотах с живота на спину, другие в манипулятивной дея-ти; многие из них сидят с согнутой спиной, опустив голову вниз. Все это говорит о недостаточном развитии предпосылок к овладению вертикальной позой. Поэтому необходимы СУ, направленные на: 1.укрепление мышц спины. 2. развитие контроля за руками иногами в разных положениях реб-ка. 3. обучение вставанию на четвереньки, развитие равновесия в этом положении и ползания на четвереньках. 4. воспитание рецепторных движений. 5. развитие движений ног, изолированных от движений туловища. 6. формирование устойчивого сидения и возможности садиться из разных положений тела. 7. обучение вставанию на колени. 8. обучение вставанию и ходьбе с поддержкой. 9. формирование захвата с участием большого и указательного пальцев и произвольного отпускания предметов.

20.Классификация подвижных игр применяемых при работе с детьми с ЗПР и методика их проведения.

1. По ответной реакции организма на нагрузку: а) незначительная; б) умеренная; в) тонизирующая; г) тренирующая. 2. По преимущественному развитию физ качеств: а) на развитие силы; б) скорости; в) гибкости; г) ловкости; д) выносливости. 3. По преимущественному развитию двиг. навыков: а) ходьбы; б) бега; в) ползание; г) лазание; д) прыжки; е) метание. 4. По форме организации: а) с водящим; б) в парах; в) в тройках; г) командные. 5. По использованию межпредметных связей: а) с матем.; б) со стихами, поговорками; в) с данными об окр. мире. 6. ПИ оздоровительной направленности: а) на коррекцию осанки; б) плоскостопия; в) мышечно-связочного корсета.Методика:1) выбор игры с учетом возраста, степени нагрузки, желания самих Д; 2) определение места (осн. требование – безопасность), подготовка инвентаря, разметка площадки; 3) размещение играющих; 4) объяснение правил игры; 5) выбор водящего (команды д.б. равноценные); 6) пробное проигрование;7) проведение игры; 8) судейство;9) нормирование нагрузки (облегчить: уменьшить время, внести паузы отдыха, уменьшить размеры площадки, увеличить кол-во игроков); 10) подведение итогов.

 

21.Содержание подвижных игр, эстафет, применяемых при работе с детьми с ЗПР и их коррекционная направленность

ПИ удовлетворяют естественную потребность Д в дв., общении, эмоциональном насыщении и имеют огромное воспитательно- образовательное значение, позволяя решать корр-ые задачи физ. и псих. развития Д с ЗПР. ПИ состоят из простых или уже изученных упр.: ходьбы, бега, предметных действий. Они м.б. сюжетными, имитационными, театрализованными, в виде эстафеты, полосы препятствий. У млад. дошкольников используются бессюжетные игры типа «Догони мячик», с текстом – «Идет бычок качается». В ср. группе – с водящим, имеют сюжет: «Гуси-гуси». В старшей группе – отличаются разнообразием, целенаправленностью психофиз. нагрузки. Особое внимание уделяется развитию мелкой моторики – игры с мелкими предметами, рифмованные, инсценировки, игровые композиции, игры-загадки.Корр-ая направленность: 1) формирование интереса к игровой деятельности, 2) регулирование эмоц. состояния; 3) развитие зрительно-моторной координации, мелкой моторики в предметно-игровых дей-ях; 4) развитие слухового восприятия и ритмичности дв.; 5) развитие внимания, памяти, логического мышления; 6) расширение представлений об окр-щем; 7) коррекция согласованности речи и дв., дыхания и дв.; 8) закрепление правил поведения и взаимоотношений в группе; 9) развитие воображения, фантазии и творчества.

22.Основные виды и причины нарушений ОДА. Определение ДЦП. Причины ДЦП. Методика применения упражнений по коррекции реципрокных отношений и координации движений у детей с церебральным параличом

У лиц с поражением ОД нарушен весь ход моторн-Р, что оказывает неблагоп.возд-е на формимр-е нерв.-псих.ф-ии. Нарушение ОДА м.носить врожд.и приобрет.х-р.Виды:1) забол-я НС (ДЦП,полиомиелит),2) врожд.патологии ОДА (вывих бедра,кривошея,косолапость, др.деформации стоп, аномалии Р п-ка,недоР и дефекты Р кон-ей,аномалии Р пальцев,артрогрипоз – множест.искрив-е кон-ей с огран-ем или отсут-ем дв в сус-х).3) приобрет.заб-я и повреж ОДА(травм.повреж-я с.м.,г.м., кон-ей, заб-я скелета, полиартрит,хондродистрофия – недоР кон-ей при норм.росте т-ща, шеи и гол; миопатия – нарушение об.в-в в мыш ткани, хар-ееся мыш слабостью и атрофией мио; рахит)

Прич наруш ОДА:1)факторы,воздей-щие внутриутробно(краснуха,токсик, трав, лекар препараты, заболевания матери)2) неблаг факт,воздействующие вмомент родов на 1 году жизни (инфекции).

ДЦП — органическое поражение мозга, возникающее в периоде внутриутробного развития, в родах или в периоде новорожденности и сопровождающееся двигательными, речевыми и психическими нарушениями.

Причины ДЦП: 1)раннее внутриутробное поражение или недоразвитие мозга (различные вирусные инфекции перенесенные матерью во время беременности, хр заб-ия матери, несовместимость матери и плода по резус-фактору, алкоголизм, наркомания). 2) в процессе родов (неправильное течение родов, асфиксия). 3) после родовый период(чмт, менингит, энцефалит).

Реципрокная координация -это взаимодействие нервных центров при котором возбуждение в одних центров ведёт к торможению других. Нарушение реципрокной иннервации приводит к дисбалансу мускулатуры на различии м/т проявляться в виде спастической или вялых параличей, нарушение позо-тонических рефлексов и координации движений. Детям с ДЦП свойственны и доступны односторонние и однонаправленные движения, перекрестная координация затруднена, так же затруднены движения в сагиттальной плоскости, дети легко выполняют движения или только руками или ногами, Сложные движения в которых участвуют и рука и нога, самую большую трудность представляют движения требующие скоординированные работы всех 4-х конечностей, данные особенности обуславливают последовательность разучивания упражнений.

5-групп:

1гр- упр в которых движения обеими руками выполняются одновременно и в одном и том же направлении, задействуют одни и те же группы мышц.

2гр- упр. В которых одновременное движение обеими руками выполняются в противоположенных направлениях.

3гр- упр. В которых сочетаются одновременные и однонаправленные движения руками и ногами.

4-гр- упр. В которых движение руками и ногами выполняются в противоположенных направлениях.

5-гр- упр. С включением координирующих движений в подскоках и в прыжках. Координированные двигательные действия требуют напряжения, поэтому данное упр. рекомендуется разучивать сразу после строевых.

 

23.Структура двигательного дефекта при ДЦП. Факторы, обуславливающие двигательные нарушения

Двиг.наруш-я обусловлены действием ряда факторов, непоср-но связан-х со спецификой забол-я:

наруш-я мыш.тонуса – часто при ДЦП набл-ся повыш-е мыш.тонуса (спастичность). Наибольшее повышение мышечного тонуса отмечается в мышцах-сгибателях конечностей, в приводящих мышцах бедер, в подошвенных сгибателях стоп. Повышение мышечного тонуса в данных группах мышц определяет специфическую позу детей с ДЦП: ноги приведены, согнуты в коленных суставах, опора на пальцы, руки приведены к туловищу, согнуты в локтевых суставах, пальцы сжаты в кулак. Характерным яв-ся нарастание мыш.тонуса при попытках произвести к.-л.дв-е, особ-но при верт.полож-ии тела. Ригидность: мышцы напряжены и нах-ся в сост-ии тетануса (мах.повыш-е мыш.тонуса),науш-ся плавность и слаженность мыш.вз/дей-я. При атонически-астатической форме ДЦП имеет место - г ипотония: низкий мыш.тонус, в кот-ом мышцы кон-ей и т-ща вялые, дряблые, слабые. Гиперкинетическая форма ДЦП характеризуется изменчивым мышечным тонусом - д истония: меняющийся х-р мыш.тонуса (изменчивость, непостоянство); в покое мышцы расслаблены, а при попытках выполнить произвольное дв-е мыш.тонус резко возрастает – дв-е м.оказаться невыполнимым. [при сложн.формах ДЦП м.отмеч-ся сочетание разл.вариантов наруш-ий мыш.тонуса. Х-р сочетаний м.изменяться с возрастом]

Ограничение или невозм-ть произвол.дв-ий (парезы и параличи) В завис-ти от тяжести пораж-я мозга м.наблюдаться полное отсутствие т.и.и.дв-ий. Полное отсутствие произвол.дв-ий, обуслов-е пораж-ем двиг.зон к.г.м. и проводящих двиг.путей (пирамидных) – центральн.паралич. Ограничение объема дв-ий – цент.парез. Ограничение объема произв.дв-ий обычно сочет-ся со сниж-ем мыш силы.

Все это служит препятствием для своевременного и полноценного развития важнейших моторных функций, затрудняет формирование навыков самообслуживания, предметной, игровой, учебной деятельности. Различают 4 вида ДЦП в зависимости от локализации нарушения: тетраплегия (общее поражение всех 4 конечностей), диплегия (поражение либо верхних, либо нижних конечностей), гемиплегия (поражение било правой, либо левой половины тела), моноплегия (редко встречающееся поражение одной конечности).

Наличие насильст.дв-ий (гиперкинезы, тремор) Гиперкинезы – непроизвол.насильст.дв-я, обуслов-е переменным тонусом мышц с наличием неест.поз и незакончен.дв-ий. М.наблюд-ся в покое и усилив-ся при попытках выпол-ть дв-е, во t волнения. Тремор – дрожание пальцев рук и языка, при целенаправл.дв-ях, в конце дв-я усиливается (при пальценосовой пробе).

Нарушение равнов-я и коор-ии дв-ий (атаксия). Туловищная атаксия – в виде неустойчивости при сидении, стоянии, ходьбе; неустой-ть походки, дети ходят на широко расставленных ногах, пошатываясь, отклоняясь в сторону с целью компенсации дефекта. В тяж.случаях ребенок не м.сидеть и стоять без поддержки. Наруш-е коор-ии – неточность и несоразмер-ть дв-ий. Наруш-е коор-ии тонких диффер0х дв-ий – р-к испытывает трудности при обучении письму и манипулят.д-ти.

Нарушение ощущений дв-ий (кинестезии). Ощущение дв-ий осущ-ся при помощи спец.чувст.клеток (проприорец-ров, расп-х в мышцах, сус-х, связках, сухожилиях) и передающих в ЦНС инф-ю о полож-ии кон-ей и т-ща в прост-ве и степени сокращ-я мышц – мыш.-суст.чувство. При ДЦП ослаблено чувство позы, у некоторых искажено восприятие дв-ий. Наруш-е ощущений дв-ий обедняет двиг.опыт р-ка, спос-ет Р однообраз.дв-ий, задерживает Р тонких координ.дв-ий.

Недостат.Р цепных, установочных, выпрямительных рефлексов (статокинетических). Эти рефлексы обеспечивают формир-е верт.пол-я тела р-ка и произвол.моторики – р-ку трудно удерживать в нужн.пол-ии голову и т-ще. Поэтому ребенку трудно овладевать навыками самообслуживания, трудовыми и учебными операциями.

Синкинезии. Непроизвол.содружественные дв-я, сопровождающиеся выполнением активн.дв-ий.

Различают физиологические и патологические синкинезии. К физиологическим относят, например, движения рук при ходьбе. Примером патологических синкинезий может быть непроизвольное поднимание парализованной ноги при попытке вставания с постели без помощи рук и др. У детей с ДЦП наиболее часто наблюдаются глобальные патологические синкинезии, когда выполнение любого произвольного движения сопровождается непроизвольными движениями в других частях тела.

Наличие патол. тонических реф-сов. При ДЦП отмечается запаздывание в угасании врожденных безусловнорефлекторных двига.автоматизмов – формирование патол.поз, контр-р и деформаций.

Факторы, обуславливающие двигательные нарушения

Для формирования и развития двигательной системы большое значение имеет первый год жизни ребенка, т.к. именно в это время закладываются основы произвольных движений на базе безусловных рефлексов.

При ДЦП нарушено развитие безусловно-рефлекторных механизмов, поэтому важно знать закономерности появления, угасания и смены безусловных рефлексов. В норме к 3-6 мес. должны угасать тонические рефлексы и появляться цепные выпрямительные установочные рефлексы. При церебральных параличах тонические рефлексы активизируются, усиливая зависимость мышечного тонуса от положения головы в пространстве и препятствуя последовательному развитию реакций выпрямления и равновесия. В норме здоровый ребенок начинает держать голову к 2мес., поворачиваться со спины на живот и обратно к 5мес., сидеть – к 6мес., ползать – к 7-8мес., стоять – к 9-10мес., ходить – к 10-11мес. При ДЦП психомоторное развитие ребенка задерживается.

24. Нарушение координированной деятельности различных анализаторных систем у детей с ДЦП

Вместе с двигательной патологией существенную роль в недоразвитии восприятия играют сенсорные расстроитсва наблюдаемые у детей с ДЦП. Сенсорное восприятие включает развитие слухового, зрительного, тактильного восприятия. Сенсорное восприятие имеет большое значение для установления позновательной дея-ти, для формирования у неговысших псих функций, что яв-ся необходимой предпосылкоймдля успешного обучения в школе. У детей с ДЦП наблюдаются существенные трудности пространственного анализа и синтеза, нарушена схема тела, возникают трудности словесного отражения пространственных отношений. В основе нарушения восприятия лежит дефицит интегративной функции мозга. Степень тяжести двигательного дефекта не всегда яв-ся определяющим фактором в недоразвитии сенсорного восприятия. Тактильное восприятие т.е. ощущение от касания кончиками пальцев к-л предмета у детей с ДЦП не четкие, недоразвитие данного ощущения затрудняет освоение навыков письма. Слабые ощущения своих движений и затрудненное действие с предметами яв-ся причиной недостаточности активного осязания, в том числе узнавания предметов на ощупь. Всё это препятствует становлению предметной деятельности –» низкий уровень псих развития детей с ДЦП. Слуховое восприятие м.б. недоразвито или снижено, отмечается снижение слуха (при наличии гиперкинезов часто), хар-но снижение слуха на высоко частотные тона –«нарушение звукопроизношения. Р-к не слышит звуки: т,к,с,п,э,ф,ш. Для некоторых детей хар-на недостаточность фонемотического слуха (коза-коса). Любое нарушение слуха приводит к задержке речевого развития –» тяжолое недоразвитие речи. У некоторых детей наблюдается повышанная чувствительность к звуковым сигналам. Зрительное восприятие к моменту рождения у детей наблюдается несогласованность глаз. У детей с ДЦП наблюдается косоглазие, снижение остроты зрения,взора, иногда отмечается птоз, слепота или слабовидение.

 

 

25. Психолого-педагогическая характеристика детей с детским церебральным параличом

Нарушения в моторном развитии оказывают вторичное воздействие «-«сказываясь на формирование высших псих. функций. Для детей с ДЦП хар-но своеобразная аномалия псих развития, обусловленное органическим поражение ГМ, различными двигательными, речевыми и сенсорными дефектами. Аномалии развития психики при ДЦП включают нарушения позновательной дея-ти, ЭВС и личности. 1. Сниженный запас сведений и представлений об окружающим мире, причины: вынужденная изоляция, затруднение и нарушение в развитии сенсорныхфункций. 2.нарушение координированной деятельности анализаторных систем. 3. позновательная активность снижена, отсутствует интерес к заданиям, низкая сосредоточенность, медлительность, пониженная переключаемость псих процессов, снижена умственная работоспособность связано с цереброастеническим синдромом, он хар-ся быстро нарастающим утомлением при выполнении интелеутуальной работы. 4. уровень развития интеллекта представляет разнородную группу. 5. расстроиство ЭВС прояв-ся в повышенной эмоц-ой возбудимости, раздражительности и двигательная расторможенность у одних и заторможенность, робость и застенчивость у других. 6. поведение – нарушения проя-ся в виде двигательной расторможенности, агрессии, реакция протеста по отношению к окружающим. 7. структура личности – норма-ое интелектуальнон развитиечасто сочетаются с неуверенностью в себе, отсутствие самост-ти, повышена внушаемость. Личностная незрелость прояв-ся в наивности суждений и слабой ориентировки в бытовых и практических вопросах. 8. у 80% детей встречаются нарушения речи, наиболее часто дизартрия – алалия- общее недоразвитие речи.

У детей с поражением ОДА отмечаются астенические проявления: уменьшается работоспособность, истощаемость все псих процессов, замедленное восприятие, трудность переключения внимания, малый объем памяти.

 

 

21) Пациент С., 37 лет. Диагноз: дефект подглазничной области и нижнего века. Поступил в клинику для восстановительной операции. Общее состояние больного удовлетворитель-ное. Со стороны внутренних органов патологии не выявлено. Представьте методику ЛФК для второго периода. Перечислите 5 – 6 специальных упражнений для мимической мускулатуры лица

 

1. восстановить смыкание век, зажмуривание глаз;

2. снизить степень выраженности данного дефекта;

3. улучшить кровообращение в зоне дефекта.

 

Вводная часть (30 % от общего времени). Использ. ОРУ для мелких и средних мышечных групп верхних и нижних конечностей (количество повторов 6-8 раз), а также дыхательные упражнения статического и динамического характера (количество повторов 4-6 раз). Темп выполнения упражнений - медленный и средний. И.п.: стоя, сидя. Время вводной части занятия: 9 минут.

Основная часть (50 % от общего времени). Используются ОРУ для крупных и средних мышечных групп, а также дыхательные упражнения статического и динамического характера, без задержки дыхания, до 8 раз. Специальные упражнения для мимических мышц при дефекте подглазничной области и нижнего века выполняют сидя перед зеркалом. 1) Сморщивание лба 2) поднятие бровей с последующим опусканием. 3) Прищуривание левого глаза и поднятие мышц левой скуловой области (выполняется попеременно). 4) Зафиксировать кожу между бровью и наружным углом глаза, прижав её пальцами. Зажмурить глаза на несколько секунд, потом посмотрите вверх. 5) Максимально широко раскрыть глаза. Количество повторов СУ: 10-12 раз. Темп выполнения упражнений: средний и медленный. И.п.: сидя. Время основной части: 15 минут.

В заключительной части (20 % от общего времени) используются упражнения на расслабление. ОРУ для мелких мышечных групп. Дыхательные упражнения различного характера. Количество повторений – 4-6 раз. Время заключительной части: 6 минут. Общее время занятия: 30 минут.

22) Пациент К., 45 лет. Состояние после операции комбинированной флебэктомии слева. Общее состояние соответствует срокам и тяжести проведенной операции. Пульс 68 уд/мин; АД 130/80 мм.рт.ст.; дыхание 18 в мин. Представьте методику ЛФК для отда-ленного послеоперационного периода

 

Ранний послеоперационный период.

Задачи:

1. перераспределение массы крови;

2. увеличение оттока крови из вен нижних конечностей в крупные сосуды брюшной полости;

3. укрепление мышц сосудов нижних конечностей;

4. увеличение притока крови сердца.

 

В вводную часть (12 минут) включены ОРУ для мелких и средних мышечных групп верхних конечностей. Количество повторений ОРУ: 8 раз. Примен-ся дыхательные упражнения статического и динамического характера, с количеством повторений 6-8 раз. Темп выполнения: медленный. И.п.: стоя, лежа на спине.

В основной части занятия использ-ся ОРУ для средних и крупных мышечных групп, с количеством повторений: 8 раз. Дыхательные упражнения статического и динамического характера (количество повторов ДУ: 6 раз). Используются специальные упражнения в и. п. лежа: упражнения для нижних конечностей с большим объемом движений в тазобедренных, коленных и голеностопных суставах; упражнения для мышц голеней и бедер; дыхательные упражнения. Количество повторение СУ: 6-8 раз. Темп выполнения: средний и медленный. И.п.: лежа на спине, сидя. Время основной части занятия: 20 минут.

В заключительной части занятия (8 минут) использ. ОРУ для мелких и средних мышечных групп, с количеством повторений: 8 раз, в медленном темпе. Дыхательные упражнения статического и динамического характера, с количеством повторений: 6 раз, в медленном темпе. Упражнение на расслабление. И.п.: лежа на спине, сидя. Общее время занятия: 40 минут.

 

23) Пациент К., 38 лет. Диагноз: ИБС, атеросклероз коронарных артерий, стенокардия напряжения и покоя 4 ФК. Состояние после операции аортокоронарного шунтирования двух артерий (4-е сутки). Состояние больного удовлетворительное, гемодинамические показатели стабильны. Представьте методику ЛФК для раннего послеоперационного пе-риода (постельный режим)

 

 

Ответ: ранний послеоперационный период, двигательный режим: период малых физических нагрузок (1b).

Задачи:

1. улучшение кровообращения за счет существующих коллатералей кожно-мышечных и нервно-артериовенозных ветвей;

2. вовлечение мышц конечностей в активное движение для развития коллатералей;

3.  укрепление мышц конечностей;

4. Устранение спазма сосудов в мышцах;

5. Активизация кровообращения и метаболизма.

 

Вводная часть. Цель занятия: подготовка организма к предстоящей нагрузке. Используются общеразвивающие упражнения для мелких и средних мышечных групп (6 раз) из исходного положения лежа на спине, в медленном темпе. Дыхательное упражнение статического и динамического характера, с количеством повторов 4-6 раз. Соотношение ОРУ:ДУ 1:1. Продолжительность части занятия составляет 4 минуты.

Основная часть. Цель занятия: профилактика осложнений (застойная пневмония, ателектаз, атония кишечника, тромбозы, эмболии и т.д.); улучшение деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной системы; улучшение психоэмоционального состояния больного; профилактика спаечного процесса; формирование эластичного, подвижного рубца. Применяются ОРУ и ДУ для средних и крупных мышечных групп, в медленном темпе. Количество повторов ОРУ: 6 раз, ДУ: 4 раза. Используются специальные упражнения, улучшающие периферическое кровообращение и облегчающие работу сердца (упражнения для мелких мышечных групп конечностей в сочетании с дыхательными упражнениями), с количеством повторов – 6 раз. Обращать внимание на согласование дыхания и движений. Продолжительность основной части: составляет 6 минут.

Заключительная часть. Цель занятия: снижение нагрузки, плавный переход к спокойному состоянию. ОРУ для мелких мышечных групп (6раз) Дыхательные упражнения динамического и статического характера (4 раза). Упражнение на расслабление (1 мин). Продолжительность заключительной части составляет 2 минуты. Общее время занятия: 12 минут.

 

24) Первобеременная А., 25 лет. Срок беременности – 32 нед. До беременности занималась физиче-ской культурой в группе здоровья. Беременность протекает нормально. Со стороны внутренних органов патологических изменений не обнаружено. Мускулатура средне развитая. Рост 164 см; масса тела 66 кг. Размеры таза: 26 – 28 – 30 – 20 см. Сила кистей: правой – 26 кг (0,39 кг/кг массы тела), левой – 25 кг (0,38кг/кг массы тела). ЖЕЛ – 2800 мл (424 мл/кг массы тела). Продолжитель-ность апноэ на вдохе – 28 с, на выдохе – 20 с. «Сила брюшного пресса» – 8 усаживаний из исход-ного положения лёжа на спине. Результаты функциональной пробы с 10 приседаниями: процент учащения пульса – 65; время возвращения частоты пульса к исходной – 3 мин. В какую группу для занятий физкультурой нужно определить беременную и представьте методику занятий ФУ

1. Подготовка к родам;

2. Укрепление мышц живота;

3. Повышение эластичности промежности;

4. Укрепление силовой выносливости мышц спины;

5. Обучение овладению своим телом;

6. Улучшение осанки;

Профилактика венозного застоя

Беременную нужно определить в среднюю группу для занятий физкультурой.

Вводная часть занятия: 30 % от общего времени занятия. Задачи вводного раздела: подготовить организм пациентов к предстоящей нагрузке. При выполнении вводной части занятия использ. обычная ходьба. Вводная часть занятия включ. в себя общеразвивающие и дыхательные упражнения, в соотношении 4:1. Все упражнения проводятся в исходном положении: стоя, сидя на стуле. ОРУ на мелкие и средние мышечные группы (наклоны, повороты головы, вращения и махи руками и т.д.). Количество повторений ОРУ: 6 раз, в медленном и среднем темпе. ДУ (как статические, так и динамические), с количеством повторений 4 раза. Время части занятия: 9'.

Основная часть занятия. 50% от общего времени. Используются ОРУ для крупных и средних мышечных групп (6 раз), а также дыхательные упражнения динамического и статич. характера (4 раза). Специальные упражнения для тренировки дыхания, мышц тазового дна и брюшного пресса, с количеством повторов до 6 раз. в И.п. стоя, сидя на стуле. Темп выполнения: медленный и средний. Время основной части занятия: 15 минут.

Заключительная часть занятия: 20% от общего времени. Задачи заключительной части: постепенное снижение темпа физической нагрузки. ОРУ для мелких мышечных групп, с количеством повторов до 6 раз, в медленном темпе. Дыхательные упражнения статического и динамического характера, с количеством повторений – 4 раза. И.п.: сидя на стуле, лежа на спине. Время заключительной части: 6 мин. Общее время занятия: 30 минут.

 

25) Первобеременная Г., 22 лет. Срок беременности – 32 нед. Жалобы на одышку, сердцеби-ение, быструю утомляемость. Данные анамнеза. В детстве неоднократно болела ангина-ми. С 17-летнего возраста состоит на диспансерном учёте по поводу ревматизма. Кожа и видимые слизистые бледные, с цианотичным оттенком. На голенях и стопах отёки. Тем-пература тела 36,4° С. Пульс ритмичный, удовлетворительного наполнения и напряже-ния. В какую группу для занятий физкультурой нужно определить беременную и пред-ставьте методику занятий ФУ

  1. Подготовка к родам;

2. Укрепление мышц живота;

3. Повышение эластичности промежности;

4. Укрепление силовой выносливости мышц спины;

5. Обучение овладению своим телом;

6. Улучшение осанки;

Профилактика венозного застоя

Беременную нужно определить в слабую группу для занятий физкультурой.

Вводная часть – отвод. 30 % от общего времени занятия (5 минут). Задачи вводного раздела: подготовка организма к предстоящей нагрузке. Использ. ОРУ, ДУ в соотношении 2:1. В этой части выполн-ся элементарные общеразвивающие упражнения на мелкие и средние мышечные группы: наклоны головы, вращения в лучез. суставах, сжимания пальцев ног, ДУ (статич). И.п.: стоя, сидя на стуле. Количество повторений упражнений до 4 раз, темп средний и медленный.

Основная часть – отвод. 50 % от общего времени занятия (12 минут). Упражнения на средние и крупные мышечные группы. Специальными упражнениями являются ДУ, с регуляцией дыхательного процесса, т.е без задержки дыхания, т. к. это может спровоцировать гипоксию у плода. Упражнения, предназначенные для подготовки мышц к родовому процессу: упражнения для тазового дна, упражнения для ног. Количество повторений 4 раза. Упражнения выполн. в И.п. – сидя, лежа на спине.

Заключительная часть – отвод. 20 % от общего времени занятия (3 минуты). Задача заключительной части: постепенное снижение темпа физической нагрузки и восстановление до исходного состояния показателей функции кардиореспираторной системы. ОРУ на мелк. мышечные группы (до 4 раз), ДУ (статич.). Упражнение на расслабление (1 мин). И.п. – сидя, лежа на спине. Общее время: 20 мин.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: