Роль книжных слов и архаизмов в художественной и публицистической речи

В споре Тани и Любы о роли книжных слов и архаизмов в публицистической и художественной речи, безусловно, права Таня. Архаизмы и книжные слова – важная часть лексики русского языка, без которой бы наша речь была бедной. Они служат для придания речи возвышенности звучания, создают исторический фон эпохи.

В тексте Ю. Нагибина есть архаизмы: «лик», «обстав», множество книжных слов: («памятники архитектуры»), «нетленная красота», «новостроечные районы». Они помогают представить исторический облик города, придают особую патетику речи.

Если бы не было архаизмов и книжных слов, наша речь была бы безликой, лишенной выразительности и яркости.

В публицистической и художественной речи употребляются устаревшие и книжные слова. На письме они не выделяются знаками препинания. С помощью их читатель лучше представляет ту или иную картину. Они добавляют в текст контрастности и колоритности.

В тексте, в предложении 14, слово «обстав» является устаревшим и употребляется для того, чтобы точнее представил читатель образ старой Москвы. А книжные слова «ликами старинных зданий», «Юсуповы палаты» придают тексту больше величия, торжественности.

В заключение хотелось бы сказать, что книжные и устаревшие слова нужны. Устаревшие слова лучше всего передают летопись прошлых лет. Без книжных слов не обходится научная литература, публицистические произведения, официально-деловые документы. (97 слов)

Если говорить о роли устаревших и книжных слов в публицистической и художественной речи, то прежде всего необходимо понимать их роль и предназначение, знать причины, по которым происходит функциональное разграничение.

Каждый стиль имеет свои особенности и свой лексикон. Так книжные слова найдут применение в публицистическом стиле, а устаревшие слова, относясь к пассивному запасу, уместны в художественной речи, особенно, если автор воссоздает картины далёкого исторического прошлого. Такие слова помогут читателю проникнуть в изображаемую эпоху, максимально представить быт, нравы людей, живущих в ней. Всего этого, вероятно, Люба не знает, поэтому и не понимает, зачем А.С.Пушкин в «Капитанской дочке» использует такие непонятные слова.

Текст Ю. Нагибина относится к публицистическому стилю, и это сразу оправдывает употребление такого количества книжных слов одной лексической группы с достаточно точной семантикой в предложении 4. Слова: микрорайон, кино, парикмахерская, библиотека обозначают названия строений современного города. А вот слова: деяния, лики, исполниться придают тексту возвышенность, поэтичность.(Предложения 14, 15) Кроме этого устаревшие слова: Юсуповы палаты, Новодевичий монастырь создают образ старой Москвы.(Предложение 16)

Как жаль, что Люба, не зная всего этого, не поймёт, что так мы можем сохранить свою культуру, историю, самобытность и неповторимость.

Зачем нужны вводные слова.

Вводные слова играют огромную роль в речи человека.

Они дают собраться с мыслями, сделать речь логичной, последовательной. Их роль в речи может быть неожиданной, например, слова «к счастью» создают радостный настрой для остальной речи и для общения с собеседником. Кроме того, вводные слова показывают другим наше отношение к тому, о чём мы говорим. Они могут даже выручить человека в сложной ситуации.

Вводные слова употребляются как в книжной речи, так и в разговорной. В различных стилях характер их неодинаков, различна и употребляемость их.

В рассуждении (особенность научного и публицистического стилей) употребляются преимущественно вводные слова, выражающие оценку сообщаемого говорящим указанием на степень достоверности,источник сообщаемого, связь и последовательность мыслей. Для публицистического стиля возможно и употребление вводных слов типа «к счастью». В стиле художественной литературы мы встречаемся с употреблением вводных слов всех семантических групп.

Вводные слова помогают точнее разобраться в написанном,быстрее понять текст, прочитать его с нужной интонацией. Помогают они и пишущему, более точно передать свои мысли и чувства, сделать высказывание более выразительным и доступным.

Что такое риторический вопрос? Для чего нужны риторические вопросы в тексте?

Риторический вопрос – это предложение, содержащее утверждение или отрицание в форме вопроса, на который не ожидается ответ. Риторические вопросы придают тексту особую экспрессию, эмоциональность, усиливают напряженность речи, передают взволнованность автора, заставляют сопереживать, размышлять.

Я вполне согласна с Борисом, что яркую художественную речь нельзя поострить, не используя эту фигуру речи. Возьмем, к примеру, предложение 7 текста Е.Лайковой. Автор, используя риторический вопрос, заставляет нас задуматься над очень важной проблемой. Ведь, действительно, зачастую в нашей жизни материальное одерживает верх над моральным. Разве поспоришь с этим? Предложения 8-10 представляют собой череду риторических вопросов. В них звучат размышления о нашем будущем, надежда на лучшее. Автор пытается найти отклик в сердце читателя, заставить каждого из нас задуматься о своей душе.

Без риторических вопросов текст стал бы эмоционально беднее, тусклее. Поэтому Виталию нужно еще раз задуматься о роли риторических вопросов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: