Декларирование безопасности промышленных объектов предполагает (означает) прогнозирование возможных рисков (отказов, аварий) на проектируемом объекте и анализ ранее свершившихся отказов и аварий на функционирующем объекте и на этой основе определение мер по обеспечению безопасности производства и обеспечению готовности объекта к локализации и ликвидации ЧС.
Данная декларация разрабатывается на основании Постановления Правительства РФ "О декларации безопасности промышленного объекта РФ" №675 от 1 июля 1995 г. Опасность ОЭ зависит во многом от веществ, находящихся на объекте. Предельные количества опасных веществ, определяющих обязательность разработки декларации, определены в Федеральном законе "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" №30 от 21 июля 1997 г. Порядок разработки Декларации безопасности промышленного объекта утвержден приказом МЧС России и Росгостехнадзора от 4 апреля 1996 года № 22.0.0594.
Согласно этому документу декларирование безопасности промышленного объекта, деятельность которого связана с повышенной опасностью производства, осуществляется в целях обеспечения контроля за соблюдением мер безопасности, оценки достаточности и эффективности мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС на промышленном объекте. Декларации разрабатываются как для проектируемых, так и для действующих промышленных объектов. Она должна характеризовать безопасность промышленного объекта на этапах его ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации.
|
|
Декларация безопасности содержит:
-раздел «Анализ безопасности объекта»;
-раздел «Обеспечение готовности промышленного объекта к локализации и ликвидации ЧС»;
-положение о страховых данных объекта.
Рассмотренный перечень мероприятий позволяет либо предотвратить техногенную ЧС, либо уменьшить масштабы ее воздействия на людей, т.е. защитить человека.
Паспорт безопасности предприятия является информационно-справочным материалом и предназначен для решения следующих задач:
-определения возможности возникновения чрезвычайных ситуаций любого происхождения с созданием для людей и окружающей среды реальных угроз;
-повышения уровня безопасности предприятий, функционирующих при постоянном массовом скоплении людей, и определения готовности персонала к предупреждению смягчения последствий ЧС и действиям в любых сложных условиях, в том числе и по оказанию помощи пострадавшим при ликвидации последствий ЧС природного и техногенного характера, а также террористических актов;
-выявления и оценки обстановки в ЧС различного характера.
|
|
Основные раздела паспорта:
- Раздел 1.Общие сведения о предприятии (реквизиты и сведения об основных лицах объекта, сведения о страховании и арендаторах, профиль и общая характеристика предприятия);
- Раздел 2.Анализ безопасности предприятия (характеристика зданий, сооружений и возможных опасностей предприятию, меры по обеспечению безопасности, противоаварийной устойчивости и угрозе проведения терактов);
- Раздел 3.Обеспечение безопасности функционирования предприятия (описание системы оповещения в ЧС, обучение персонала способам защиты и действиям в ЧС, порядок организации медицинского обеспечения, взаимодействия между КЧС академии и другими организациями, организация управления).
План (программа) управления рисками (ПУР)
Данный план (программы) управления рисками разрабатывается с целью обеспечения устойчивости функционирования предприятия в условиях возможных отказов и аварий (рисков), т.е. в условиях ЧС.
Эта цель может быть достигнута за счет решения следующих задач:
-анализа ранее свершившихся на предприятии отказов и аварий;
-прогноза возможных новых отказов и аварий на объекте;
-выделения финансовых ресурсов для выполнения программы управления рисками;
-планирование предупредительных мероприятий по недопущению возможных отказов и аварий.
Принципы управления, которыми руководствуются при разработке ПУР во многом созвучны с принципами защиты населения в ЧС (заблаговременности, дифференцированного подхода и др.) и определяются направлением деятельности предприятия и выбора методов управления рисками.
" План действий по предупреждению и ликвидации ЧС объекта " разрабатывается на предприятиях, учреждениях и организациях независимо от форм собственности с учетом их специфики. Этот план содержит два раздела.
Первый раздел — "Краткая характеристика объекта и оценка возможной обстановки на его территории» включает:
-структурные элементы объекта, их характеристику; перечень потенциальных опасностей на объекте и прилегающей к нему территории;
-краткую оценку возможной обстановки на объекте при возникновении ЧС;
-перечень предупредительных мероприятий по защите объекта и их ориентировочный объем, по предупреждению и снижению последствий ЧС.
Второй раздел — "Мероприятия по защите при угрозе и возникновении крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий" включает:
-мероприятия при угрозе возникновения крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий (режим повышенной готовности);
-мероприятия при возникновении крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий (режим ЧС);
-обеспечение действий сил и средств, привлекаемых для проведения АСДНР;
-проведение АСДНР;
-организацию взаимодействия между органами и силами, привлекаемыми к действиям в ЧС;
-управление мероприятиями и действиями в ЧС.
Приложения к плану:
-календарный план основных мероприятий предприятия проводимых при угрозе и возникновении ЧС различного характера;
-решение начальника гражданской защиты по ликвидации наиболее масштабной ЧС (вариант);
-расчет формирований предприятия, привлекаемых для выполнения мероприятий при угрозе и возникновении ЧС;
-организация управления и связи на предприятии при угрозе и возникновении ЧС.
" План гражданской обороны объекта " определяет организацию и порядок перевода объекта с мирного на военное время, порядок работы в военное время, обеспечение защиты и жизнедеятельности персонала и членов семей.
В структурных подразделениях ОЭ планы гражданской обороны не разрабатываются. В них должны иметься выписки из плана ГО объекта, определяющие порядок оповещения, получения средств индивидуальной защиты, проведения эвакуации, а также состав и задачи нештатных АСФ, формируемых данным объектом.
|
|
Начальники служб СГЗ объекта разрабатывают планы служб по обеспечению мероприятий СГЗ.
План гражданской обороны ОЭ состоит из трех разделов и приложений.
Первый раздел - "Краткая оценка возможной обстановки на объекте в результате воздействия противника" включает:
-краткую характеристику объекта; особенности, влияющие на организацию и ведение ГО на объекте;
-краткую оценку возможной обстановки на объекте после нанесения ударов противником (радиационной, химической и биологической обстановки; степени разрушения зданий, потерь персонала; объем АСДНР);
-выводы из оценки возможной обстановки.
Второй раздел - "Выполнение мероприятий ГО на объекте при планомерном приведении ее в готовность" включает: объемы и сроки выполнения мероприятий по степеням готовности ГО и организацию защиты персонала и членов их семей, управления и связи, выполнения мероприятий по повышению устойчивости работы объекта, проведения АСДНР, основных видов обеспечения и взаимодействия с территориальными органами ГЗ.
Третий раздел - "Выполнение мероприятий ГО на объекте при внезапном нападении противника" включает: организацию и проведение мероприятий по сигналам о воздушной опасности («Воздушная тревога») и об отбое воздушной опасности («Отбой воздушной тревоги»).
Приложениями к плану ГО объекта являются:
-основные показатели состояния ГО объекта на 01.01.___г.;
-возможная обстановка на территории объекта;
-календарный план выполнения основных мероприятий ГО при переводе объекта с мирного на военное время;
-план мероприятий по защите персонала и проведение АСДНР;
-расчет укрытия персонала объекта и членов их семей в ЗС и в загородной зоне;
-расчет на проведение мероприятий по эвакуации;
-план-график наращивания мероприятий по повышению устойчивости работы объекта в военное время;
-состав сил и средств ГО объекта;
-расчет обеспечения и порядок выдачи СИЗ персоналу объекта;
|
|
-схема управления, связи и оповещения.
"План эвакуации объекта" (и рассредоточения) состоит из текстовой части и приложений.
В текстовой части плана эвакуации в ЧС природного и техногенного характера указывается:
-порядок оповещения рабочих, служащих и членов их семей о начале эвакуации;
-численность рабочих и служащих и членов их семей, подлежащих эвакуации;
-районы размещения эвакуируемых;
-сроки выполнения эвакуационных мероприятий;
-порядок вывоза (вывода) эвакуируемых транспортом из зоны ЧС;
-организация обеспечения общественного порядка и регулирования дорожного движения на маршруте эвакуации;
-организация обеспечения эвакуируемых средствами индивидуальной защиты;
-организация защиты эвакуируемых в местах сбора и на маршрутах эвакуации;
-порядок размещения эвакуируемых в безопасном районе и их первоочередного жизнеобеспечения;
-санитарно-противоэпидемические и лечебно-эвакуационные мероприятия;
-порядок управления эвакомероприятиями;
-организация информации и инструктирование рабочих, служащих и членов их семей в ходе эвакуации.
К текстовой части плана на мирное время разрабатываются приложения на картах в виде схем, графиков, расчетов:
-расчет численности рабочих, служащих и членов их семей, подлежащих эвакуации;
-места размещения СЭП, пунктов посадки и безопасного района;
-расчет транспорта и его распределение по структурным подразделениям объекта;
-размещение СЭП, исходного пункта эвакуации пешим порядком, станций (пунктов) посадки и высадки эвакуируемых;
-состав эвакуационного органа и сроки его приведения в готовность;
-схема оповещения о начале эвакуации;
-организация связи;
-карта размещения эвакуируемых в безопасном районе.
В текстовой части плана эвакуации и рассредоточения на военное время указываются:
-порядок оповещения рабочих, служащих и членов их семей о начале эвакуации и их инструктирования;
-численность рабочих, служащих и членов их семей, подлежащих эвакуации;
-СЭП, за которым закреплен или который развертывает объект экономики, время развертывания СЭП и прибытия на него рабочих и служащих объекта, а также членов их семей;
-порядок подготовки необходимых документов и минимально необходимых грузов к эвакуации, погрузки их на транспортные средства и разгрузки в пунктах эвакуации;
-порядок хранения документов, оборудования и имущества, вывозимых в пункт эвакуации и остающихся в пункте (месте) постоянной дислокации, а также охраны их;
-маршрут (маршруты) эвакуации, ППЭ, пункты посадки, высадки;
-пункты размещения эвакуируемых в загородной зоне;
-начальники эвакуационных эшелонов, старшие автомобильных колонн и другие должностные лица, ответственные за организацию вывоза (вывода) в загородную зону;
-порядок размещения в загородной зоне рабочих, служащих и членов их семей;
-организация защиты эвакоконтингента в местах сбора, на маршрутах эвакуации и в районах размещения в загородной зоне;
-организация первоочередного жизнеобеспечения эвакоконтингента в местах его размещения в загородной зоне;
-организация управления и связи в ходе эвакуации и в загородной зоне.
План ликвидации последствий ЧС
Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций включает проведение в зоне ЧС и в прилегающих к ней районах всех видов разведки и неотложных работ, а также организацию жизнеобеспечения пострадавшего населения и личного состава сил ликвидации ЧС.
Используя прогностические данные о возможных ЧС в определенном подведомственном районе (на объекте), их характере и масштабах, отдел ГЗ составляет план ликвидации ЧС, который может предусматривать:
-краткую характеристику зоны бедствия (очага поражения);
-силы и средства, привлекаемые для выполнения задач по ликвидации ЧС;
-очередность работ;
-порядок охраны общественного порядка в зоне ЧС;
-специальные мероприятия с учетом специфики района (территории, объекта);
-меры медицинского обеспечения;
-обеспечение безопасности;
-организацию управления;
-вопросы материально-технического обеспечения и др.