Методология проведения SWOT-анализа

Таблица 1.3.

Матрица PEST–анализа

Экономические факторы · Законодательная и нормативная база, регулирующая развитие предприятий · Обменные курсы валют · Экономическая ситуация и тенденции · Инвестиционный климат в отрасли · Общие проблемы налогообложения · Налогообложение, определенное для продукта/услуг · Финансирование, гранды и нормы · Сезонность/климатические условия · Товаропроводящие цепи и дистрибуция · Потребности конечного пользователя · Соответствие сырьевой базы ожиданиям и потребностям стратегии развития предприятия · Влияние экологических проблем на экономику страны Социальные факторы (социокультурные тенденции) · Демографические · Покупательная способность потребителей · Изменение законодательных документов, затрагивающие социальные факторы · Реклама и связи с общественностью · Информированность потенциальных покупателей продукции/услуг · Отношение покупателей к бренду предприятия
Политические факторы · Политическая стабильность как фактор влияния на экономику страны, в т.ч. инвестиционный климат · Группы лоббирования/давления на рынок · Коррупционные тенденции властных органов · Отношение зарубежных потенциальных инвесторов к экономическим и политическим процессам, имеющим место в стране Технологические факторы (технологические инновации) · Развитие конкурентных технологий · Финансирование исследований НИОКР · Связанные/зависимые технологии · Замещающие технологии/решения · Информационные технологии и коммуникации · Законодательство по технологиям, в т.ч. защите авторских прав · Потенциал инноваций · Доступ к технологиям, лицензированию, патенты · Проблемы интеллектуальной собственности

Анализ рыночной ситуации для предприятий связан с анализом конкурентной среды в отрасли. Сначала проводится выявление ближайших конкурентов предприятия. Потребность в этом возникает потому, что даже предприятия одной отрасли могут сильно отличаться друг от друга: ассортиментными группами, ценами на них, уровнем качества, регионами, на которых предприятие предлагает свой продукт, ориентацией на конкретных потребителей и т.д.

На основании анализа рыночной ситуации оценивается динамика объемов продаж по стратегической группе конкурентов за ретроспективный период, характеризующая формирование спроса на виды продукции. Определяется занимаемая ими доля на рынке. Инструментом данного исследования может быть факторное прогнозирование, которое позволяет изучить зависимость изучаемого параметра от заданного фактора или набора факторов, в той или иной степени оказывающих влияние на его изменение: средняя цена на рынке, рыночный спрос на продукцию, уровень качества, доход на душу потребителей и т.д.

Модель многофакторного регрессионного анализа для прогнозирования тенденций потребительского спроса по видам продукции, производимых предприятием, в зависимости от выявленных факторов, оказывающих влияние на его формирование, формируется следующим образом:

Основная цель регрессионного анализа заключается в установлении формы связи, в построении математической модели, связывающей исследуемый показатель (у) с фактором (факторами) xi. Модель в общем виде имеет следующий вид:

y = a0 + a1x1 + a2x2 +…+ amxm

На основании анализа рыночной ситуации оценивается динамика объема продаж по стратегической группе конкурентов за ретроспективный период, характеризующая формирование спроса на виды продукции. Анализируется структура производимых предприятиями видов товаров с определением занимаемых ими долей на рынке.

Таким образом, формируется информация о состоянии рынка для принятия решения о стратегии развитии предприятия и моделирования системы управления.

Выявление сильных и слабых сторон деятельности предприятия осуществляется методом SWOT-анализа. Название SWOT-анализа – это аббревиатура начальных букв английских слов: S – strenghts (силы); W – weaknesses (слабости); O – opportunities (возможности); T – threats (угрозы).

Сильные стороны предприятия (внутренние силы) – это факторы, которые позволяют не только сохранять конкурирующие позиции на рынке, но и развиваться.

Слабые стороны предприятия (внутренние слабости) – это факторы, которые тормозят развитие предприятия и ослабляют его позиции на рынке.

Возможности – это внешние факторы, которые могут способствовать быстрому развитию предприятия. Внешние возможности, возникновению которых предприятием само не способствует, но может использовать с пользой для своего бизнеса. Например, поддержка отрасли государством, уход с рынка конкурентов, возрастающий спрос на внешних рынках на продукцию своего предприятия в связи с подъемом в мировой экономике и т.д.

Угрозы – это внешние факторы, которые могут препятствовать развитию предприятия.

Сопоставим полученные результаты первых трех этапов стратегического анализа (рис. 1.8).

В литературе SWOT-анализ достаточно подробно описан, поэтому остановимся на некоторых его особенностях применительно к использованию в стратегическом анализе, выборе стратегии и разработке новой или корректировке действующей модели стратегического управления предприятием.

Оценка сильных и слабых сторон предприятия по отношению к возможностям и угрозам внешней среды определяет наличие у предприятия стратегических перспектив и возможностей их реализации. Понятно, что при этом будут возникать препятствия (угрозы), которые необходимо преодолевать. Отсюда следует – переориентация методов управления развитием предприятия с опорой на ранее достигнутые результаты, освоенные товары и используемые технологии (внутренние факторы), на изучение ограничений, накладываемых внешней рыночной средой (внешние факторы).

Методология построения матрицы первичного стратегического анализа заключается в разделении окружения на две части –внешнюю среду и внутреннюю, а затем события в каждой из этих частей – на благоприятные и неблагоприятные. В целом, проведение SWOT-анализа сводится к заполнению матрицы стратегического анализа (рис. 1.9).

       
 
 
   



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: