Наблюдение как метод психологического исследования

Наблюдение как метод психологического исследования относится к группе эмпирических методов и выступает как вид исследовательской деятельности, направленной на получение определенных знаний о действительности, необходимых в данный момент времени.

Наблюдение отличается от других эмпирических методов исследования высокой степенью внешней валидности, а именно объект исследования и свойства, фиксируемые в исследовании, соответствуют реальному объекту и свойствам, которыми он в действительности обладает. В моделировании, например, объектом исследования является модель и, соответственно, минимальная внешняя валидность, так как изучаются не действительные свойства реального объекта, а свойства его аналога.

В отличие от эксперимента наблюдение характеризуется низкой степенью жесткости контроля условий. В эксперименте условия, в которые ставится объект исследования, специально задаются исследователем. Неестественные условия могут влиять на то, что свойства объекта могут не совпадать со свойствами, который бы он мог проявить в естественных условиях. При использовании метода наблюдения в исследовании позволяет сохранить естественность условий для объекта наблюдения. Соответственно, внешняя валидность наблюдения в сравнении с экспериментом является более высокой.

Однако сохранение естественности условий обусловливает наличие и влияние на проявление тех или иных свойств объекта, множества факторов, которые трудно или невозможно учесть. Наблюдение, обладая наибольшей внешней валидностью, обеспечивает наименьшую достоверность результатов исследования в связи с тем, что интерпретация результатов исследования, полученных методом наблюдения, может стать многозначной и субъективной.

Компоненты наблюдения: исследователь – человек, который использует метод наблюдения в своей исследовательской деятельности; наблюдатель – человек, который непосредственно ведет наблюдение и регистрирует его результаты; объект наблюдения – человек или группа людей, за которыми ведется наблюдение.

Виды наблюдения

Внутренне наблюдение (интроспекция). Внутренне наблюдение предполагает, что исследователь является и наблюдателем, и объектом наблюдения. Исследователь изучает особенности психических явлений путем самонаблюдения за особенностями своего собственного поведения, за своими мыслями, переживаниями. Позиция интроспективной психологии заключалась в том, что психика представлялась как замкнутый в себе внутренний мир, и самонаблюдение рассматривался единственным методом психологии. Внутренне наблюдение как разновидность метода психологического исследования в настоящее время практически не используется, так как многие проявления психики не замечаются в силу их низкой субъективной значимости, недоступны самонаблюдению также динамические особенности и механизмы протекания психических процессов.

Внешнее наблюдение. При внешнем наблюдении наблюдатель и объект являются внешними по отношению друг к другу. Если наблюдатель является одновременно исследователем, то такой вид наблюдения называется внешним субъективным. Цели и задачи внешнего субъективного наблюдения в максимальной степени соответствуют целям и задачам исследования. Но именно в силу этого знания отношение к объекту наблюдения и наблюдаемым явлениям у исследователя в максимальной степени пристрастно, что может привести к невольным искажениям в отборе и интерпретации наблюдаемых параметров.

Если наблюдатель и исследователь являются разными лицами, то такой вид наблюдения называется внешним объективным. При внешнем объективном наблюдении пристрастность и субъективность исследователя исключаются. Повышение объективности может достигаться также за счет использования нескольких наблюдателей. Но существует проблема подготовки компетентных наблюдателей, способных реализовать цели и задачи наблюдения.

Включенное наблюдение – наблюдение, в котором наблюдатель на определенное время становится непосредственным участником деятельности объекта наблюдения и выступает для него в качестве партнера. Примером включенного наблюдения может служить позиция преподавателя, который ведет занятие со студентами, включаясь в их учебную деятельность, и не рассматривается ими как наблюдатель.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: