Структура научно-познавательной деятельности

Начало познавательной деятельности инициирует возникновение научной проблемы, осознание и формулирование. Научная проблема – это объективно возникающий вопрос в пользу развития познания, ответ на который имеет практический или теоретический интерес. Практический интерес указывает на прикладной характер исследования, теоретический интерес – на теоретическое исследование. В научной проблеме в форме вопроса фиксируется противоречие между знанием о потребности и незнанием, как эту потребность удовлетворить. Это противоречие между имеющимся и необходимым знанием. Научные проблемы отличаются от профессиональных и житейских актуальностью проблем. Научные проблемы ведут к получению научных знаний, а именно обобщенных, охватывающих широкий круг явлений, ситуаций и форм поведения. Научные проблемы должны иметь обобщенные формулировки, которые касаются не отдельного частного случая, а всех случаев подобного типа. Не допускаются псевдонаучные проблемы (кажущиеся, неактуальные, неразрешимые). Научная проблема должна быть действительно существующей и допускающей решение.

Следующим этапом является изучение соответствующей литературы и ознакомление с теориями и концепциями. Выявляются факторы, оказывающие влияние на объект исследования. Любое исследование опирается на известную концептуальную модель изучаемого явления, так как исследователю необходимо оперировать определенными понятиями, выбирать методику сбора и обработки данных. Научно-исследовательская деятельность требует наличия исходных научных данных об изучаемом явлении – наличия теории. Теория – совокупность научных знаний в ходе научного познания, которая фиксируется и преобразуется во внутренние и непротиворечивые знания (эмпирическая база, понятия, суждения, умозаключения, принципы, законы, категории). Результат исследования позволяет установить конкретные факты и описать их с помощью понятий используемой концептуальной модели. Новые знания могут дополнить существующую теорию об изучаемом явлении, раскрыв его новые стороны либо опровергнуть имеющиеся научные знания и лечь в основу новой теории.

Выдвижение предположения относительно возможных причин возникшего противоречия представляет собой формулирование гипотезы. Гипотеза предполагает путь возможного решения научной проблемы, это научное предположение, как ответ на вопрос, в котором сформулирована научная проблема. Гипотеза исследования выдвигается на основе определенной теории. Нельзя сформулировать теорию о том, о чем нет научных знаний. Подтверждение или опровержение гипотезы осуществляется за счет сбора эмпирических данных. Верификация (проверка) гипотезы ведет к построению новой теории или развитию теории, взятой за основу. Гипотеза всегда приобретает научное обоснование в рамках конкретной теории.

Объект исследования – некоторая область психической реальности, подлежащая изучению. Предмет исследования – это определенные особенности объекта исследования, те его свойства, в форме которых объект себя проявляет. Объект исследования вытекает из цели исследования, а предмет –из гипотезы.

Классификация методов психологического исследования (Б.Г. Ананьев)

Классификация методов психологического исследования соответствует порядку операций в научном исследовании и содержит четыре группы методов.

1) Организационные методы: сравнительный, лонгитюдный, комплексный.

- Сравнительный метод предполагает сравнение различных показателей отдельных выборок испытуемых. Эти выборки отличаются по какому-либо критерию.

- Лонгитюдный метод предполагает неоднократное исследование одних и тех же испытуемых на протяжении длительного периода их жизни.

- Комплексный метод предполагает сочетание сравнительного и лонгитюдного методов. Выбирается несколько групп испытуемых, в каждой из которых испытуемые одного возраста, но возраст одной группы отличается от возраста другой на определенную величину.

2) Эмпирические методы позволяют осуществлять получение эмпирических научных данных.

- обсервационные методы (наблюдение и самонаблюдение);

- эксперимент;

- психодиагностические методы (тесты, опросники);

- биографический метод (анализ биографических анкет);

- моделирование;

- анализ продуктов деятельности (анализ рисунков, сочинений, дневников).

3) Обрабатывающие методы – количественные и качественные методы обработки эмпирических данных.

4) Интерпретационные методы.

- генетический метод, при котором весь материал интерпретируется в характеристиках развития с выделением стадий, критических периодов становления психических функций;

- структурный метод. Материал интерпретируется в характеристиках систем, образующих объект исследования;

- метод сопоставлений, когда отдельные результаты интерпретируются путем взаимного сопоставления и сравнения;

- метод аналогий, при котором одни результаты исследования интерпретируются по аналогии с интерпретацией других результатов. Причем эти другие результаты могут быть получены как в том же, так и в других исследованиях;

- метод определений, когда результаты исследования облекаются в форму определений и интерпретируются как аргументы этих интерпретаций;

- реверсионный метод. Выводы вытекают из анализа результатов эмпирических исследований, проведенного без четко сформулированной исходной гипотезы, при изложении результатов исследования представляются в качестве гипотезы исследования. Далее результаты исследования начинают интерпретироваться в качестве позитивных доказательств принятой гипотезы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: