Общая характеристика
АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
Глава II. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ЗАПАДА.
Античная философия возникла в VII-VI вв. до н. э. в период формирования рабовладельческого государства. Ионийская философия была первой формой мировоззрения, которое отвечало потребностям нового общества, поскольку она была направлена против старых форм мировоззрения (мифологии и гомеровской идеологии). Развитие патриархальной семьи и системы частного рабства привело к значительному имущественному неравенству, росту числа рабов, рабовладельческим войнам и колонизации сначала островов, затем и побережья Малой Азии. Колонии вырастали в крупные промышленные, торговые и культурные центры. Такими центрами в VIII в. до н.э. становятся Милет, острова Хиос, Самос. Именно здесь появляются и первые философы.
1. Основную ориентацию западного мировоззрения можно охарактеризовать как направленность на объект. В силу чего западная философия обращена больше к внешнему (т.е. видимому) миру. То, что дано как объект оказывается здесь более значимым. Ясно, что при такой ориентации внутренний мир человека оставляется без должного внимания.
|
|
2. Основу философской рефлексии составляет обобщение данных внешнего опыта. Основное средство или орудие познания – наблюдение и рефлексия (размышление) над результатами наблюдаемого во внешнем мире.
3. Для философии Древнего Запада (в отличие от философии Древней Индии и Китая) характерно четкое размежевание основных философских направлений, –материализма и идеализма, борьба между которыми проходит через все историю западноевропейской мысли.
Основные этапы развития, течения и школы
Выделяют три основных этапа развития античной философии:
I. Ранний (или досократический).
II. Классический (или период расцвета).
III. Период эллинизма.
2.1. Ранний период
(VII в. — первая половина V в. до н. э.)
Содержание этапа (основные тенденции):
• становление философии как формы теоретического мировоззрения: 1) формирование философского стиля мышления (вычленение философских категорий: первоначало, бытие и мышление, небытие, движение, противоположность, становление) и освобождение его от мифологических и религиозных представлений; 2) поиск единого, т.е. универсальной первоосновы мира (архэ);
• становление противоположных философских направлений, материализма (ионийская натурфилософия: милетская школа, Гераклит) и идеализма (италийская философия: учение Пифагора и элеатов);
• формирование ранней метафизической и диалектической концепции бытия; рассмотрение проблем бытия с позиций динамической (изменяющейся) и статической (не изменяющейся) его модели (Гераклит и элеаты).