Активизация мыслительной деятельности студентов
Организация внимания
Приемы организации внимания на всех этапах занятия (просьба к студентам быть внимательными, акцент на значимости информации или проводимой работы, постановка конкретной задачи, использование принципа наглядности и обращение к непроизвольному вниманию (интерес, эмоции, сильный раздражитель, связь с деятельностью).
Виды внимания, имевшие место на лекции, семинаре, и форма их проявления у обучаемых.
Способы переключения внимания студентов с одной работы на другую, с одного вида деятельности на другой.
В каких сложных видах деятельности требовалось распределение внимания обучаемых, и как они с этим справились?
2. Организация восприятия и его характер
Что является объектом восприятия студентов (речь преподавателя, другого студента, текст учебника, монографии, наглядные средства). Качество материала восприятия.
Использование наглядных средств, их функции на занятии.
Осмысленность восприятия сообщаемой информации.
|
|
3. Активизация памяти и ее развитие
Какую цель преследовал преподаватель, обращаясь к памяти студентов, на различных этапах занятия?
Какие виды памяти имели место на занятии (образная, словесно-логическая, эмоциональная, непреднамеренная, произвольная, опосредованная, механическая, логическая)?
Какие приемы лучшего запоминания излагаемой информации использовал преподаватель (постановка цели запомнить, логическая обработка материала, установление различного рода ассоциаций, включение в деятельность, повторение, эмоциональная нагрузка и т.д.)?
Какой вид интеллектуальных операций развивал преподаватель, какие задачи ставил перед обучаемыми, как формировал научные, профессиональные понятия у студентов?
Какие связи между понятиями устанавливал преподаватель и какие суждения вырабатывал?
Каким путем (индуктивным или дедуктивным) вел студентов к усвоению тех или иных понятий или суждений? Вызывал ли преподаватель у студентов потребность усвоения понятий (раскрыл их теоретическое значение, показал практическую применимость, связал с жизнью и т. д.)?
Каковы уровни усвоения понятий, проявленные студентами на занятии, и ошибки при определении понятий?
Как преподаватель активизировал самостоятельное творческое мышление обучаемых. Отличались ли занятия проблемным построением?
Какими путями создавались проблемные ситуации? Были ли студенты активны в поиске ответа?
В какой степени обучаемые подготовлены к проблемному обучению (общий уровень развития; наличие необходимых знаний и умений; количество студентов, активно проявивших себя в поиске ответов на вопрос)?
|
|
Насколько внутренне стройно, логично, последовательно были построены лекция или семинар в целом?
Какова логика рассуждения обучаемых? Ошибки студентов и отношение к ним преподавателя.
Активизировались ли на занятии представления памяти, репродуктивное и творческое воображение студентов?
Как осуществлял преподаватель учет индивидуальных особенностей студентов (в том случае, если вся практика проходит в одной и той же группе)?
1. На каких этапах занятия преподаватель обращался к студентам и с какой целью?
2. Носила ли обратная связь не только контролирующий, но и обучающий характер? В чем это проявилось?
3. Как оценивались преподавателем ответы студентов?
4. Влиял ли характер ответов студентов на дальнейшие действия и слова преподавателя, как он перестраивал свою деятельность в зависимости от обратной информации?