Вопрос №5

Разнотипность частей сложного предложения.

Загромождение предложения придаточными и оборотами.

Вопрос №4.

К речевым ошибкам относятся:

1. Тавтология (в переводе с греческого: то же самое слово) - тождесловие, повторение в предложении однокоренных слов.

Например: Следует отметить следующие недостатки; К недостаткам работы можно отнести недостаточное количество иллюстративного материала; Авторские слова – это слова автора;

2. Плеоназм (в переводе с греческого: излишество) – многословие; выражение, содержащее однозначные и поэтому излишние слова. Например: Каждая минута времени; В апреле месяце; Отступить назад; Своя автобиография; Впервые знакомиться;

3. Неправильный выбор синонимов. Например: «Жену он не обижал, относился к ней добросовестно»;

4. Употребление просторечной лексики. Например: «Попался на скамью подсудимых; Пришел на работу выпивши».

5. Нарушение фразеологизмов. Например: «Подсудимый вытащил нож и щекотал им нервы потерпевшего».

6. Контаминация (образование нового слова или словосочетания в результате соединения частей двух различных слов или выражений). Например: «Пьянство надо изгонять каленой метлой (из 2-х выражений: «выжигать каленым железом» и «выметать поганой метлой)».

7. Смешение паронимов. Например: «Одеть пальто (вместо «надеть пальто»); Оплатить за проезд (вместо «уплатить за проезд»); Представить возможность (вместо «предоставить возможность»);

Например: В своем заключении экспертиза отметила следующее: а) материал, найденный на складе, идентичен материалу, изъятому, у обвиняемого; б) сходство химического состава красителей, использованных обвиняемыми и в цехе, где они работали…

10. Неправильное соотнесение союзных слов со словами главного предложения. Например: Виновность Иванова подтверждается опознанием его по фотокарточке свидетелем Петровым, во время которого он (кто – Иванов или Петров?) заявил, что именно он (кто?) проживал у него (у кого?) и совершил кражу».


Техника речи – важнейший элемент культуры речевой деятельности – включает работу над дыханием, голосом, дикцией. Цель техники речи - научить оратора владеть своим голосом во всей совокупности его качеств и возможностей.

Речевой аппарат состоит из трех частей: органов дыхания (пассивных – легкие, бронхи, трахея – и активных – мышцы, приводящие их в движение, в первую очередь – диафрагма, брюшной пресс); органов голосообразования (гортань, голосовые связки, резонаторы – полость носа и рта); артикуляционной системы (язык, губы, зубы, нижняя челюсть, мягкое небо).

Голос – одна из существенных характеристик человека. Не бывает двух одинаковых голосов. И, за весьма редкими исключениями, любой человек может сделать свой голос гибким, сильным, богатым оттенками.

Голос человека производит определенное впечатление на окружающих, служит инструментом воздействия. Звуковое оформление речи составляет эмоциональный фон выступления, разговора, который может быть положительным (приятным) или отрицательным (неприятным).

Громкость - это интенсивность звучания, большая или меньшая сила произношения, которая обеспечивается силой звука за счет: а) увеличения амплитуды колебания голосовых связок; б) резонаторов-полостей, которые находятся ниже и выше голосовых связок.

Высота голоса бывает высокой, средней и низкой. Высота звука должна изменяться при произношении речи, иначе возникает монотонность.

Особое повышение тона, сопровождающееся усилением словесного ударения, большей интенсивностью ударного слога, называют логическим ударением.

Характеристики голоса: звучность, темп, тембр, четкость дикции.

Звучность – сила, гибкость, подвижность голоса, которая в свою очередь меняет его тембр. Чтобы добиться звучности голоса, необходимо правильно поставить речевое дыхание. Это означает дышать глубоко, включая диафрагму в процесс вдоха и выдоха, а также контроль за дыханием, чтобы экономно распределялся выдох.

Темп – скорость говорения. В различных ситуациях, в разных частях одного и того же выступления оратор говорит с неодинаковой скоростью. Не меняя в целом привычного темпа речи, можно незаметно несколько замедлить, растянуть звучание отдельных слов, придав тем самым большую выразительность, эмоциональность высказыванию.

Тембр - дополнительная артикуляционно-акустическая окраска голоса, его колорит, «цвет». У каждого человека свой тембр - глухой, дрожащий, звонкий, острый, жесткий, бархатный, металлический.

Ясность и четкость произношения называются хорошей дикцией. Помогает выразительности слова. Хорошая дикция предполагает умение «держать паузу», разнообразить ритмическую организацию речи.

Недостатки речи:

Эканье - вставка паразитических звуков [ э ], [ м ] в паузах между фразами или словами, часто как знак размышлений и колебаний. Это вызывает раздражение у слушателей.

Шумные вздохи перед началом фразы.

Чмоканье - шумное отлипание части спинки языка от неба и боков языка от щек, которым заполняется часть паузы, необходимой для обдумывания. Чмоканье неприятно для слушателей.

Эмканье - смыкание губ в конце слов, когда гласный еще звучит. Это результат речевой небрежности, которую следует преодолевать.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: