Разнотипность частей сложного предложения.
Загромождение предложения придаточными и оборотами.
Вопрос №4.
К речевым ошибкам относятся:
1. Тавтология (в переводе с греческого: то же самое слово) - тождесловие, повторение в предложении однокоренных слов.
Например: Следует отметить следующие недостатки; К недостаткам работы можно отнести недостаточное количество иллюстративного материала; Авторские слова – это слова автора;
2. Плеоназм (в переводе с греческого: излишество) – многословие; выражение, содержащее однозначные и поэтому излишние слова. Например: Каждая минута времени; В апреле месяце; Отступить назад; Своя автобиография; Впервые знакомиться;
3. Неправильный выбор синонимов. Например: «Жену он не обижал, относился к ней добросовестно»;
4. Употребление просторечной лексики. Например: «Попался на скамью подсудимых; Пришел на работу выпивши».
5. Нарушение фразеологизмов. Например: «Подсудимый вытащил нож и щекотал им нервы потерпевшего».
|
|
6. Контаминация (образование нового слова или словосочетания в результате соединения частей двух различных слов или выражений). Например: «Пьянство надо изгонять каленой метлой (из 2-х выражений: «выжигать каленым железом» и «выметать поганой метлой)».
7. Смешение паронимов. Например: «Одеть пальто (вместо «надеть пальто»); Оплатить за проезд (вместо «уплатить за проезд»); Представить возможность (вместо «предоставить возможность»);
Например: В своем заключении экспертиза отметила следующее: а) материал, найденный на складе, идентичен материалу, изъятому, у обвиняемого; б) сходство химического состава красителей, использованных обвиняемыми и в цехе, где они работали…
10. Неправильное соотнесение союзных слов со словами главного предложения. Например: Виновность Иванова подтверждается опознанием его по фотокарточке свидетелем Петровым, во время которого он (кто – Иванов или Петров?) заявил, что именно он (кто?) проживал у него (у кого?) и совершил кражу».
Техника речи – важнейший элемент культуры речевой деятельности – включает работу над дыханием, голосом, дикцией. Цель техники речи - научить оратора владеть своим голосом во всей совокупности его качеств и возможностей.
Речевой аппарат состоит из трех частей: органов дыхания (пассивных – легкие, бронхи, трахея – и активных – мышцы, приводящие их в движение, в первую очередь – диафрагма, брюшной пресс); органов голосообразования (гортань, голосовые связки, резонаторы – полость носа и рта); артикуляционной системы (язык, губы, зубы, нижняя челюсть, мягкое небо).
Голос – одна из существенных характеристик человека. Не бывает двух одинаковых голосов. И, за весьма редкими исключениями, любой человек может сделать свой голос гибким, сильным, богатым оттенками.
|
|
Голос человека производит определенное впечатление на окружающих, служит инструментом воздействия. Звуковое оформление речи составляет эмоциональный фон выступления, разговора, который может быть положительным (приятным) или отрицательным (неприятным).
Громкость - это интенсивность звучания, большая или меньшая сила произношения, которая обеспечивается силой звука за счет: а) увеличения амплитуды колебания голосовых связок; б) резонаторов-полостей, которые находятся ниже и выше голосовых связок.
Высота голоса бывает высокой, средней и низкой. Высота звука должна изменяться при произношении речи, иначе возникает монотонность.
Особое повышение тона, сопровождающееся усилением словесного ударения, большей интенсивностью ударного слога, называют логическим ударением.
Характеристики голоса: звучность, темп, тембр, четкость дикции.
Звучность – сила, гибкость, подвижность голоса, которая в свою очередь меняет его тембр. Чтобы добиться звучности голоса, необходимо правильно поставить речевое дыхание. Это означает дышать глубоко, включая диафрагму в процесс вдоха и выдоха, а также контроль за дыханием, чтобы экономно распределялся выдох.
Темп – скорость говорения. В различных ситуациях, в разных частях одного и того же выступления оратор говорит с неодинаковой скоростью. Не меняя в целом привычного темпа речи, можно незаметно несколько замедлить, растянуть звучание отдельных слов, придав тем самым большую выразительность, эмоциональность высказыванию.
Тембр - дополнительная артикуляционно-акустическая окраска голоса, его колорит, «цвет». У каждого человека свой тембр - глухой, дрожащий, звонкий, острый, жесткий, бархатный, металлический.
Ясность и четкость произношения называются хорошей дикцией. Помогает выразительности слова. Хорошая дикция предполагает умение «держать паузу», разнообразить ритмическую организацию речи.
Недостатки речи:
Эканье - вставка паразитических звуков [ э ], [ м ] в паузах между фразами или словами, часто как знак размышлений и колебаний. Это вызывает раздражение у слушателей.
Шумные вздохи перед началом фразы.
Чмоканье - шумное отлипание части спинки языка от неба и боков языка от щек, которым заполняется часть паузы, необходимой для обдумывания. Чмоканье неприятно для слушателей.
Эмканье - смыкание губ в конце слов, когда гласный еще звучит. Это результат речевой небрежности, которую следует преодолевать.