Принципы обучения, как категории дидактики.
Обобщенный опыт обучения школьников основам науки показывает, что для обеспечения единого подхода к учащимся, учитель должен придерживаться положения носящих в определенном смысле универсальный характер. В связи с этим разработаны принципы, которые рассматриваются как важнейшие требования к организации процесса обучения его содержанию, формат и методам. Эти единые требования получили названия дидактических принципов или принципов обучения.
Организация процесса обучения в соответствии с дидактическими принципами позволяют построить его на научной основе, эти принципы являются главным ориентиром в работе учителя, учитель так же должен учитывать закономерности обучения:
1) Цели, которые ставит общество;
2) Конкретные условия, в которых происходит учебный процесс;
3) Психологические характеристики процесса обучения;
4) Существующие способы конструирования учебных и воспитательных ситуаций.
Принципы научности.
Под научностью содержания образования следует понимать такую его качественную характеристику, которая удовлетворяет трем принципам:
|
|
1) Соответствующее содержание образования, уровню современной науки;
2) Создание у учащихся методов представления о методах познания;
3) Показ важнейших закономерностях процесса познания.
В настоящее время в программу вводятся элементы комбинаторики, теории вероятности, математической статистики. Принцип научности должен сочетаться с доступности.
Принцип сознательности, активности и самостоятельности.
Заключается в целенаправленном, активном восприятии изучаемых явлений их осмысление, творческой переработке и применение на практике. Реализация этого принципа предполагает выполнение следующих условий:
1) Соответствие познавательной деятельности учащихся закономерностям процесса учения;
2) Познавательная активность учащихся в процессе учения;
3) Осознание школьниками процесса учения;
4) Владение учащимися методами обучения в процессе познания нового.
В теории обучения выявлены признаки осознанности знаний:
1) Понимание учащимися характера связи между знаниями;
2) Понимание механизмов становления и проявления связей;
3) Умение обосновывать знания;
4) Понимание способов получения знаний и сферы их применения.
Активность есть деятельное состояние учащегося, которое характеризуется стремлением к учению, умственным направлениям и проявление волевых усилий в процессе учения. (см. Практика)
Познавательная самостоятельность является высшей формой активности и сознательности. (см. Практика)
Принципы систематичности и последовательноти.
|
|
Нельзя овладеть наукой не изучая ее в определенной системе. Систематичность в математике предполагает соблюдение определенной последовательности изучения материала. Знания становятся прочными только при усвоении, не только систематического изучения, но и повторения.
Принцип последовательности характеризуется изучением материала от простого к сложному, от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от представлений к понятиям, от знаний к умению и от него к навыку (ЗУН).
Важно понимать о межпредметных связях и преемственности в обучении.
Принцип доступности.
Вытекает из возрастных особенностей учащихся. Этот принцип требует чтобы объем и содержание были пассивом школьникам, соответствовали ЗУН.
Доступность это учение без трудностей. Для того чтобы реализовать этот принцип надо опираться на принцип последовательности. Доступность нельзя путать с «вульгаризацией», надо сообщать школьникам когда материал будет им предложен без доказательства и не предлагать доказательств с «пропусками».
Принцип наглядности.
Вытекает из сущности процесса восприятия, осмысления и обобщения учащимися изучаемого материала. Наглядность различают:
1) Натуральная;
2) Изобразительная;
3) Символьно-графическая.
Следует понимать, что наглядность имеет как положительные так и отрицательные моменты. (см. Практика «геометрические построения в пространстве»).
Принцип индивидуального подхода к учащимся.
В психологии выявлены несколько характеристик индивидуального различия учащихся:
1) Темы усвоения или продвижение в обучении как наиболее устойчивая характеристика.
2) Полнота и точность анализа и синтеза, и неразрывно связанных в ними обобщения и абстрагирование;
3) Устойчивая предрасположенность школьников к тому или иному виду анализа, особенно при первичной работе над материалом;
4) Уровень формируемых у школьника обобщений;
5) Уровень выделения и обобщения школьниками способов оперирования знаниями;
6) Экономичность мышления. (см. Практика «Дифференцированный подход»)
Принцип прочности знаний.
Реализация принципа проходит через самостоятельную работу учащихся.
Сформированы условия прочности знаний:
1) Активное приобретение знаний с целью сознательного их усвоения;
2) Научность обучения;
3) Создание в общении условий для запоминания учебного материала. Запоминание это процесс памяти. (см. Педагогику)
4. Методы обучения математике (методы преподавания, методы изучения: эмпирические методы, методы научного познания, метод проблемного обучения, программированное обучение, специальные методы в обучении математике).