Принципы дидактики в преподавании математики

Принципы обучения, как категории дидактики.

Обобщенный опыт обучения школьников основам науки показывает, что для обеспечения единого подхода к учащимся, учитель должен придерживаться положения носящих в определенном смысле универсальный характер. В связи с этим разработаны принципы, которые рассматриваются как важнейшие требования к организации процесса обучения его содержанию, формат и методам. Эти единые требования получили названия дидактических принципов или принципов обучения.

Организация процесса обучения в соответствии с дидактическими принципами позволяют построить его на научной основе, эти принципы являются главным ориентиром в работе учителя, учитель так же должен учитывать закономерности обучения:

1) Цели, которые ставит общество;

2) Конкретные условия, в которых происходит учебный процесс;

3) Психологические характеристики процесса обучения;

4) Существующие способы конструирования учебных и воспитательных ситуаций.

Принципы научности.

Под научностью содержания образования следует понимать такую его качественную характеристику, которая удовлетворяет трем принципам:

1) Соответствующее содержание образования, уровню современной науки;

2) Создание у учащихся методов представления о методах познания;

3) Показ важнейших закономерностях процесса познания.

В настоящее время в программу вводятся элементы комбинаторики, теории вероятности, математической статистики. Принцип научности должен сочетаться с доступности.

Принцип сознательности, активности и самостоятельности.

Заключается в целенаправленном, активном восприятии изучаемых явлений их осмысление, творческой переработке и применение на практике. Реализация этого принципа предполагает выполнение следующих условий:

1) Соответствие познавательной деятельности учащихся закономерностям процесса учения;

2) Познавательная активность учащихся в процессе учения;

3) Осознание школьниками процесса учения;

4) Владение учащимися методами обучения в процессе познания нового.

В теории обучения выявлены признаки осознанности знаний:

1) Понимание учащимися характера связи между знаниями;

2) Понимание механизмов становления и проявления связей;

3) Умение обосновывать знания;

4) Понимание способов получения знаний и сферы их применения.

Активность есть деятельное состояние учащегося, которое характеризуется стремлением к учению, умственным направлениям и проявление волевых усилий в процессе учения. (см. Практика)

Познавательная самостоятельность является высшей формой активности и сознательности. (см. Практика)

Принципы систематичности и последовательноти.

Нельзя овладеть наукой не изучая ее в определенной системе. Систематичность в математике предполагает соблюдение определенной последовательности изучения материала. Знания становятся прочными только при усвоении, не только систематического изучения, но и повторения.

Принцип последовательности характеризуется изучением материала от простого к сложному, от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от представлений к понятиям, от знаний к умению и от него к навыку (ЗУН).

Важно понимать о межпредметных связях и преемственности в обучении.

Принцип доступности.

Вытекает из возрастных особенностей учащихся. Этот принцип требует чтобы объем и содержание были пассивом школьникам, соответствовали ЗУН.

Доступность это учение без трудностей. Для того чтобы реализовать этот принцип надо опираться на принцип последовательности. Доступность нельзя путать с «вульгаризацией», надо сообщать школьникам когда материал будет им предложен без доказательства и не предлагать доказательств с «пропусками».

Принцип наглядности.

Вытекает из сущности процесса восприятия, осмысления и обобщения учащимися изучаемого материала. Наглядность различают:

1) Натуральная;

2) Изобразительная;

3) Символьно-графическая.

Следует понимать, что наглядность имеет как положительные так и отрицательные моменты. (см. Практика «геометрические построения в пространстве»).

Принцип индивидуального подхода к учащимся.

В психологии выявлены несколько характеристик индивидуального различия учащихся:

1) Темы усвоения или продвижение в обучении как наиболее устойчивая характеристика.

2) Полнота и точность анализа и синтеза, и неразрывно связанных в ними обобщения и абстрагирование;

3) Устойчивая предрасположенность школьников к тому или иному виду анализа, особенно при первичной работе над материалом;

4) Уровень формируемых у школьника обобщений;

5) Уровень выделения и обобщения школьниками способов оперирования знаниями;

6) Экономичность мышления. (см. Практика «Дифференцированный подход»)

Принцип прочности знаний.

Реализация принципа проходит через самостоятельную работу учащихся.

Сформированы условия прочности знаний:

1) Активное приобретение знаний с целью сознательного их усвоения;

2) Научность обучения;

3) Создание в общении условий для запоминания учебного материала. Запоминание это процесс памяти. (см. Педагогику)

4. Методы обучения математике (методы преподавания, методы изучения: эмпирические методы, методы научного познания, метод проблемного обучения, программированное обучение, специальные методы в обучении математике).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: