Таблица 2.1
Классификация затрат на качество
Понятие и категории качества имеют согласно международным стандартам ИСО экономическое значение. Это означает, что управление качеством проводится с целью достижения максимального экономического эффекта, и при административном управлении качеством упор должен осуществляться на экономические факторы.
С повышением качества продукции выигрыш потребителя вначале растет быстро, а затем начинает неуклонно снижаться. И наоборот, медленное увеличение затрат на производство и эксплуатацию изделия с более высокими показателями качества начинает прогрессивно возрастать.
Оптимальным следует считать такой уровень качества, при котором разность между выигрышем потребителя и затратами на изготовление будет наибольшей.
По отношению к товарам народного потребления необходимо учитывать такие показатели, как соответствие моде, удовлетворение эстетическим требованиям и др., что может в ряде случаев и удорожать эти изделия. В то же время нельзя считать, что качество таких изделий совершенно не связано с экономической эффективностью. Повысив уровень отдельных показателей качества, можно уменьшить количество потребляемых изделий, предотвратить образование сверхнормативных запасов на предприятиях и в торговой сети, сократить потребность в оборотных средствах, обеспечить экономию общественного труда, увеличить серийность, массовость выпуска. Улучшение качества продукции оказывает влияние на материалоемкость (экономия сырья, материалов, топлива, энергии); фондоемкость (экономия основных и оборотных фондов); долговечность и надежность самой продукции (повышение общих сроков службы, увеличение межремонтных периодов).
|
|
Классификация затрат на качество — одна из главных задач, от правильного решения которой зависит определение их состава и требований к организации учета, анализа и оценки. Основным требованием к классификации является наиболее полный охват всех затрат, связанных с качеством продукции и влияющих на него, а также полная характеристика, отражающая сложность и многофакторный характер процесса формирования качества. Классификация должна охватывать все стадии создания и потребления продукции и в нее следует включать максимально возможное число признаков (табл. 2.1).
Обобщенная классификация затрат на качество
Признак классификации | Классификационная группа затрат |
По целевому назначению | На улучшение качества, на обеспечение качества, на управление качеством |
По экономическому характеру затрат | Текущие, единовременные |
По виду затрат | Производительные, непроизводительные |
По методу определения | Прямые, косвенные |
По возможности учета | Поддающиеся прямому учету: не поддающиеся прямому учету; те, которые экономически нецелесообразно учитывать |
Признак классификации | Классификационная группа затрат |
По стадиям жизненного цикла продукции | На качество при разработке изделия; на качество при изготовлении изделия; на качество при использовании изделия |
По отношению к производственному процессу | На качество в основном производстве; на качество во вспомогательном производстве; на качество при обслуживании производства |
По возможности оценки | Планируемые и фактические |
По характеру структурирования | По предприятию; по производству (цеху, участку); по видам продукции |
По объектам формирования и учета | Продукция, процессы, услуги |
По виду учета | Оперативный, аналитический, бухгалтерский, целевой |
Согласно классификация затрат на обеспечение качества продукции, предложенной А. Фейгенбаумом, затраты на обеспечение качества содержат:
|
|
· Затраты на предупреждение дефектов, включающие затраты на обучение в области качества, расходы отдела качества;
· Затраты на оценку уровня качества, включающие контроль и испытания; проверку деятельности по обеспечению качества;
· Убытки от брака, включающие убытки от дефектов и рекламаций.
Японская модель кардинально отличается от рассмотренных выше схем, так как в ее основу положена концепция, ориентированная не на продукцию, а на обеспечение качества и оценку его результатов, и является более обоснованной. Японская концепция изложена Исикавой Каору в работе «Японские методы управления качеством». Предусмотренный подход, который можно назвать «управленческим», позволяет решить проблему, сложившуюся в экономических исследованиях по вопросам затрат на качество, так как дает ответы на принципиально важные вопросы: чем отличается себестоимость продукции от затрат на качество; какую долю в себестоимости занимают затраты на качество и т.д.
Расчеты затрат на обеспечение качества представляют собой определение стоимости работ, целью которых является уменьшение общих затрат путем увеличения стоимости мероприятий по предупреждению несоответствий и дефектов. В результате должны уменьшаться затраты на оценку качества и расходы, обусловленные браком. Затраты на обеспечение качества включают полезные затраты (расходы на предупреждение дефектов) и убытки (затраты на проведение оценки и расходы, связанные с браком). Экономическая же эффективность оценивается путем сравнивания затрат с затратами, а не затрат с доходами.
Весьма важным является и то, что японская модель согласуется с содержанием стандартов ИСО 9000, регламентирующих требования к видам деятельности в рамках системы качества. «Управленческое» направление определения затрат на обеспечение качества нуждается в дальнейшем развитии.
Планирование повышения качества продукции на предприятии должно быть основано на тщательном изучении текущего и перспективного спроса на его продукцию, анализе отзывов потребителей, проработке договоров с заказчиками. Планы повышения качества продукции должны учитывать результаты сертификации продукции, прогрессивные требования действующих стандартов и технических условий, результаты научных исследований, патентные материалы, лицензии, данные научно-технической информации, требования потребителей. На предприятии ведется прогнозирование, перспективное и текущее планирование качества продукции.
Планируемые задания и обязательства по повышению качества продукции должны быть согласованы с другими разделами планов предприятия, обеспечены материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами.
|
|
Предметом планирования являются показатели, характеризующие качество изделий на всех стадиях их жизненного цикла.
Показатели находят отражение в заданиях по улучшению качества продукции; в планах выпуска продукции, технического развития предприятия, стандартизации, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, подготовки кадров и т.д.
Для предприятия планируемыми могут быть следующие показатели: уровень качества - доля выпуска продукции высшей категории качества; виды аттестуемой продукции, имеющие наиболее важное значение для удовлетворения потребностей населения; характеристики процесса изготовления продукции - процент сдачи продукции с первого предъявления, коэффициент качества, снижение процента брака, количества рекламаций, доли возврата изделий на доработку; эксплуатационные характеристики - производительность, грузоподъемность, скорость, надежность, долговечность, экономичность изделия и др.
Планы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ предусматривают разработку и внедрение в производство новых изделий с высоким техническим уровнем и показателями качества, наиболее полно удовлетворяющими запросы потребителей.
Важнейшими задачами планированияповышения качества продукции являются:
• Достижение и превышение технического уровня и качества лучших отечественных и зарубежных образцов;
• Своевременная замена или снятие с производства устаревших изделий;
• Обеспечение строгого соблюдения требований стандартов, технических условий и другой нормативной документации;
• Изготовление продукции высшего качества; снижение материалоемкости изделий, повышение фондоотдачи;
• Рост надежности и долговечности выпускаемой продукции.
Планирование повышения качества продукции может быть перспективным (на сложную продукцию с большим производственным циклом ее изготовления), объем работ в котором предусмотрен на несколько лет, и текущим (например, годовой план), в котором предусматривается осуществление, конкретизация и реализация заданий перспективного плата. Годовой план составляется с разбивкой по кварталам и месяцам, обсуждается на научно-техническом совете, согласовывается с главным инженером и утверждается руководителем предприятия.
|
|
Одним из основных этапов планирования повышения качества продукции на предприятии является план мероприятий по подготовке изделий к сертификации. Для этого предприятие должно располагать необходимыми ресурсами и персоналом, способным обеспечивать стабильный выпуск качественной продукции.
Руководство предприятия должно определять требования к использованию ресурсов и выделять их в необходимом объеме, чтобы обеспечить проведение мероприятий в области повышения качества.
Такие ресурсы могут включать:
• Людские ресурсы и специализированный персонал;
• Оборудование, необходимое для проектно-конструкторских работ и разработок;
• Производственное оборудование;
• Контрольное, испытательное и проверочное оборудование;
• Контрольно-измерительную аппаратуру и программное обеспечение ЭВМ.
Руководство предприятия определяет необходимый уровень компетенции, классификации и подготовки персонала.
Анализируя этапы работы по улучшению качества продукции, их характеру и содержанию с точки зрения профессионального обеспечения, можно увидеть, что одна из главных причин неудач в решении данной проблемы состоит в том, что не была должным образом организована подготовка кадров по вопросам управления и обеспечения качества продукции. Необходимым является создание условий для приобретения всеми работниками глубоких знаний и устойчивых навыков по изготовлению высококачественной продукции. Японский специалист по проблемам качества продукции К. Исикава пишет: «Я не устаю повторять, что управление качеством начинается с подготовки кадров и заканчивается подготовкой кадров».
Важнейшим звеном управления качеством продукции являетсяэкономическое и моральное стимулирование предприятий и конкретных исполнителей за выпуск высококачественной продукции, причем для этого используются различные показатели в зависимости от типа производства, назначения и сложности продукции.
При решении вопроса о стимулировании рабочих наиболее часто используются показатели бездефектного изготовления изделий и сдачи их с первого предъявления, уменьшения потерь, связанных с доработкой дефектных экземпляров изделий, количества возвратов продукции от потребителей. На многих предприятиях применяют системы индивидуального и бригадного поощрения. За исходный показатель бездефектного изготовления продукции и сдачи ее с первого предъявления обычно принимают наивысший или среднедостигнутый его уровень по производственной группе, участку, цеху или группе однородных цехов.
Особое значение имеет материальное и моральное поощрение рабочих, контролеров ОТК и инженерно-технических работников за изготовление деталей, узлов, агрегатов и конечного изделия, отвечающих требованиям нормативной документации.
В целях повышения материальной заинтересованности участников создания и освоения высококачественной продукции, высокоэффективной техники, технологии и новых материалов Правительствами многих стран учреждены ежегодные премии, которые присуждаются коллективам предприятий, достигших наилучших показателей за выпуск качественной продукции, отвечающей современному технико-экономическому уровню или превышающей его.