Права человека в Беларуси: механизмы защиты и реализации

В октябре 2000 г. социологическая лаборатория "НОВАК" провела в Беларуси опрос общественного мнения. Он показал, что 69 процентов из числа опрошенных не читали Всеобщую декларацию прав человека. Каждый второй считает уровень своих знаний по правам человека низким или очень низким. Именно поэтому, видимо, 50 процентов граждан Беларуси удовлетворены состоянием с соблюдением прав человека в стране. При этом, однако, 63 процента не довольны тем, как государство заботится о них, и защищенностью своей от возможного произвола со стороны государства [58, с. 20-21].

Примечательно, что в другом из социологическом опросе свыше 80 процентов из числа опрошенных положительно ответили на вопрос о целесообразности включения документов ООН о правах человека в учебные программы средних школ и других учебных заведений [53, с. 20].

Длительное время в Беларуси, как и во всём СССР, отсутствовало даже само понятие "права человека", говорилось лишь о правах граждан, трудящихся. Эти права рассматривались как часть правовой системы и политической надстройки общества, а не как общечеловеческая ценность. "Человека вообще" не существует, утверждала большевистская идеология, есть лишь представители отдельных классов и социальных групп. Эта концепция основывалась на необходимости полного подчинения интересов и прав индивида государственной целесообразности, что лишало всякого смысла вопрос об автономии личности и приоритетности прав человека. Человек рассматривался в нашей стране не как равный с государством партнер, самостоятельный субъект права, а как собственность государства, полностью зависящая от него лицо, "винтик" всемогущего партийно-государственного механизма. Все вопросы жизнедеятельности человека и даже его судьбы решались и регулировались партийно-государственными структурами, где гражданское общество, основанное на самодеятельности, едва просматривалось. Главной движущей силой выступали масса, народ.

В Конституции Белорусской Советской Социалистической Республики (БССР) о неотъемлемых правах человека не упоминалось. Говорилось лишь о правах гражданина БССР, которые были ему "дарованы" государством. По сути, идея внегосударственного происхождения права и прав человека отрицалась.

Серьезные изменения в этой области стали происходить в Беларуси после приобретения ею государственного суверенитета в 1991 г. В настоящее время Республика Беларусь является участницей практически всех основных универсальных договоров по правам человека (см. приложение №2). Это относится к таким документам ООН, как Международные пакты, Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации. Конвенция против пыток, Конвенция о правах ребенка и др. 30 декабря 1992 г. Верховный Совет Республики Беларусь принял постановление о ратификации Факультативного протокола к Пакту о гражданских и политических правах, после чего каждый гражданин Беларуси оказался вправе, исчерпав все доступные средства правовой защиты, обращаться в Комитет ООН по правам человека. Закрепление прав и свобод произошло в целом ряде законов, принятых в 1991-1997 гг.: Закон о гражданстве, Закон о правах ребенка, Закон о свободе вероисповедания и религиозных организациях, Закон о национальных меньшинствах, Закон о политических партиях и т.д.

Республика Беларусь признала компетенцию всех комитетов ООН, наделенных функциями международного контроля за деятельностью государств в сфере обеспечения прав человека: Комитета по правам человека, Комитета по экономическим, социальным и культурным правам, Комитета по правам ребенка и др.

Республика Беларусь постепенно снимает оговорки, сделанные при подписании международных договоров в области прав человека. Оговорки о непризнании юрисдикции Международного Суда ООН были сняты в 1989 г. Законом Республики Беларусь от 20 июля 2000 г. сняты оговорки к статье 20 Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. Беларусь согласилась сотрудничать с Комитетом ООН против пыток, допускать ее экспертов на территорию страны для расследования негативной информации.

Присоединившись к договорам по правам человека, Республика Беларусь приняла на себя обязательства поощрять и защищать права и свободы, признанные в этих договорах, а также обеспечивать соответствие национального законодательства и правоприменительной практики положениям этих договоров. Кроме того, Республика Беларусь является полноправным членом ОБСЕ и в этом качестве обязана добросовестно следовать всем стандартам ОБСЕ в области человеческого измерения. По состоянию на 1 ноября 1999 г. Республика Беларусь не является членом Совета Европы, но в 1992 г. подписала Европейскую культурную конвенцию.

В числе структур, осуществляющих контроль за соблюдением прав человека в государствах СНГ, Комиссия по правам человека, утвержденная в 1993 г. В соответствии со статьей 33 Устава СНГ Комиссия по правам человека является консультативным органом и наблюдает за выполнением обязательств по правам человека, взятым на себя государствами в рамках Содружества. Однако механизм защиты прав человека при их нарушении в документах СНГ не просматривается.

Важные обязательства в области прав человека содержатся также в документах Союза Беларуси и России, прежде всего в его Уставе. Одним из основополагающих принципов Союза является уважение прав человека и гражданина. В качестве цели Союза выделено повышение уровня жизни народов и создание благоприятных условий для всестороннего гармонического развития личности, что является важнейшей предпосылкой обеспечения прав и свобод человека.

Республика Беларусь регулярно представляет доклады об осуществлении положений признанных международных документов по правам человека в соответствующие договорные органы Организации Объединённых Наций, вносит международные нормы в национальное законодательство.

Создана определённая система защиты прав человека. Конституционные гарантии содержаться в Конституции Республики Беларусь. Как мы отмечали, главным образом они сосредоточены в разделе II "Личность, общество, государство" в статьях 21-63. В преамбуле Конституции отмечается стремление государства "утвердить права и свободы каждого гражданина Республики Беларусь". Конституционная свобода заключается не только в защите индивида от чрезмерного вмешательства со стороны государства, но и в гарантиях государством основных прав.

Конституция Республики Беларусь в соответствии с международной классификацией содержит основные права и свободы. К гражданским правам и свободам она относит право граждан на жизнь (ст. 24), свободу, неприкосновенность и достоинство личности (ст. 25), право на охрану от незаконного вмешательства в личную жизнь, в том числе от покушения на честь и достоинство (ст. 28), право на свободу перемещения и выбор места жительства (ст. 30) и др.

К политическим правам граждан Конституция Республики Беларусь причисляет право на свободу мысли, убеждений и их свободное проявление (ст. 33), право на получение, сохранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации (ст. 34), право на свободу собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования, которые не нарушают правопорядок и права других граждан Республики Беларусь (ст.35), право на свободу объединений (ст. 36), право принимать участие в решении государственных дел как непосредственно, так и через свободно выбранных представителей (ст. 37), избирательное право (ст. 38), право равного доступа к любой должности в государственных органах (ст. 39) и др.

Экономические права включают право собственности (ст. 44), право на справедливую долю вознаграждения в экономических результатах труда в соответствии с его количеством, качеством и общественным значением, но не ниже уровня, обеспечивающего свободное и достойное существование (ст. 42) и др.

Социальные права по Конституции Республики Беларусь – это право на труд как способ самоутверждения человека (ст. 41), право на отдых (ст. 43), право на охрану здоровья, включая бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения (ст. 454), право на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности, потери трудоспособности, потери кормильца и в других случаях, которые предусмотрены законом (ст. 47), право на жилище (ст. 48) и др.

Конституция Республики Беларусь предусматривает такие культурные права, как право на образование (ст. 49), право на сохранение национальной принадлежности (ст. 50), право на участие в культурной жизни, свободу художественного, научного, технического творчества и преподавания (ст. 51) и др.

В то же время, как считает В.И. Семенков, целый комплекс прав человека в Беларуси имеет только декларативно-юридический характер [59, с. 17]. Правовой статус гражданина Республики Беларусь является необеспеченным и незащищённым, что не соответствует не только мировым, но и внутригосударственным стандартам. В государстве наблюдается тенденция игнорирования и нарушения прав человека в результате сужения демократии, правового нигилизма, материальной необеспеченности и т.д. Так, например, порядок реализации права на свободу собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирование является в Беларуси разрешительным, в то время как в большинстве стран оно является регистрационным. В Чехии, например, заявка на политическую акцию представляет собой всего лишь уведомление властей о проведении мероприятия. В законе прямо сказано: "Для собрания не нужно предварительное разрешение государственного органа". Пражский гайдпарк – это территория, где граждане могут собираться когда захотят и без предварительного уведомления властей.

В Чехии полиция не имеет права разгонять участников даже запрещенного мероприятия, если они не предпринимают противозаконных действий (не бьют окна, не переворачивают машины и т.п.).

По некоторым позициям положение с правами человека в Беларуси стало хуже, чем в советские времена [60, с. 78]. Это касается, прежде всего социально-экономических прав. За последнее десятилетие значительная часть населения оказалась за чертой бедности, нуждаясь в социальной защите со стороны государства. Поэтому необходима разработка целой системы мер, направленных на улучшение положения с правами человека в Республике Беларусь: мер в экономической, политической, социальной сферах. Основой этого процесса, считает В.И. Семенков, должно стать совершенствование действующего законодательства, приведение его норм в соответствие с международными стандартами и внутригосударственными особенностями, ликвидация пробелов, коллизий и противоречий.

В первую очередь необходимо обеспечить реальное верховенство Конституции Республики Беларусь, исключение ситуаций, когда другие нормативные акты подменяют положения Основного Закона республики. К числу таких ситуаций относится необходимость прописки и ее обязательность для получения работы в конкретном населенном пункте и т.д. В этой связи правомерны предложения усилить в Конституции Республики Беларусь в первую очередь обязанности государства по выполнению и обеспечению основных прав граждан, его ответственность за решения, принимаемые в сфере прав человека [61, с. 22, 24].

Систему защиты прав человека в Беларуси, согласно Конституции, возглавляет Президент страны. Часть I статьи 79 гласит: "Президент Республики Беларусь является Главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина". Однако механизм деятельности Президента в этой сфере так и не определился. Например, в России при Президенте создана комиссия по правам человека, которая является совещательным и консультативным органом при Главе государства, содействует реализации его конституционных полномочий гаранта прав и свобод человека и гражданина. По поручению Президента комиссия по правам человека впервые в российской истории разработала проект федеральной концепции обеспечения и защиты прав и свобод человека [62, с. 27].

В компетенцию Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь входит рассмотрение проектов законов, в том числе и по проблемам, затрагивающим права и свободы человека: об основном содержании и принципах осуществления прав, свобод и обязанностей граждан; о браке, семье, детстве, материнстве, отцовстве, воспитании, образовании, культуре и здравоохранении; о правах национальных меньшинств; об основах социальной защиты; о принципах регулирования труда и занятости (ст. 97) и т.д. Конкретно этими вопросами в нижней палате парламента занимается Комиссия по правам человека, национальным отношениям и средствам информации.

В обязанности Правительства Республики Беларусь приходится принятие мер по обеспечению прав и свобод граждан, обеспечение исполнения Конституции, законов и декретов, указов и распоряжений Президента Республики Беларусь (ст. 107).

Глава 6 раздела IV "Суд" не содержит прямых указаний деятельности судов в сфере прав человека. Косвенно их можно истолковать на основе части I статьи 112 об осуществлении судами правосудия на основе Конституции и принятых в соответствии с ней иных нормативных актов. Это позволяет гражданам в необходимых случаях в решении проблем своих прав и свобод обратиться к судебной власти. Однако судебная практика показывает, что суды рассматривают данное конституционное положение как исключающее использование норм международных договоров при рассмотрении конкретных дел. Конституционный Суд Республики Беларусь в своем обращении "О состоянии конституционной законности в Республике Беларусь в 2000 г." отметил, что нередко гражданину отказывают в реализации его права либо его защите со ссылкой на отсутствие необходимого нормативного акта.

Конституционный Суд в связи с правами человека полномочен давать заключения (если ему это предложат сделать Президент, Палата представителей, Совет Республики, Верховный Суд, Высший Хозяйственный Суд, Совет Министров) о соответствии Конституции Республики Беларусь всех внутригосударственных законов и других правовых актов, а также о соответствии актов государственных органов страны международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь (ст. 116). Это позволяет гражданам при осуществлении своих прав и свобод апеллировать непосредственно к Конституции Республики Беларусь и к соответствующим международным актам, ратифицированным Республикой Беларусь.

В июне 1998 г. Парламентом республики был принят в первом чтении проект закона "Об Уполномоченном по правам человека в Республике Беларусь". Видимо, в процессе создания института Уполномоченного по правам человека неизбежно встанет проблема соотношения компетенции органов, призванных защищать права человека. Включение нового элемента в сложившийся правозащитный механизм может оказаться небезконфликтным.

Таким образом, высшие органы государственной власти Республики Беларусь – Президент, Парламент, Правительство, суд - непосредственно отвечают за обеспечение прав и свобод человека, их защиту.

В Беларуси действует и ряд неправительственных правозащитных организаций. Среди них Белорусский Хельсинский комитет (БХК), Белорусская Лига прав человека, Брестская группа Международного Общества прав человека, Белорусская правозащитная конвенция, Белорусская ассоциация защиты прав человека "Весна-96" и др. Однако их влияние на общественное мнение страны остаётся весьма ограниченным, а на государственные органы практически нулевым. Белорусский Хельсинский комитет в 1999 г. получил со стороны Министерства юстиции Республики Беларусь предупреждение, а также требование о необходимости изменения устава БХК, чтобы в защите прав человека эта организация не выходила за рамки своих официальных членов.

Оргкомитет гражданских инициатив "Хартия-97" утвердил национальные премии в сфере защиты прав человека. В 1998-2000 гг. ее лауреатами стали 18 журналистов и творческих работников. Национальные премии присуждаются ежегодно по трем номинациям: "За личное мужество", "За лучшее освещение правозащитной темы", "За смелость в творчестве".

В течение последних лет Беларусь лидирует среди стран СНГ по индексу человеческого развития, учитывающему продолжительность жизни, прогресс в области образования и уровень доходов на душу населения. Об этом свидетельствуют данные глобального отчета о человеческом измерении под названием "Углубляя демократию в разрозненном мире", подготовленного группой независимых экспертов по изучению Программы развития ООН (ПРООН). В нем отражены и позитивные, и негативные для Беларуси моменты. К негативным относится тот факт, что, несмотря на рост абсолютного значения индекса человеческого развития в Беларуси за 2001 г., в рейтинге 173 стран мира республика переместилась с 53-го на 56-ое место, уступая государствам Прибалтики, Польше, Мексике и Кубе, но опережая Россию (60-ое место) и Украину (80-ое место).

Вместе с тем Беларусь имеет достаточно высокие показатели политической стабильности и правопорядка, а также самый низкий в СНГ показатель коррупции. Что касается сферы развития демократии, в частности, гражданских свобод и прав человека, то, по оценке международных экспертов, республика опережает Кубу, Саудовскую Аравию, Сирию, Экваториальную Гвинею и другие страны и находится на одном уровне с Узбекистаном, Китаем, Ираном, Вьетнамом, Камбоджей, Камеруном. Беларусь выполнила или приближается к выполнению большинства целевых показателей человеческого развития (Народная газета. 2002. 26 ліпеня).

В то же время права граждан в Республике Беларусь еще часто нарушаются, а имеющиеся средства и учреждения защиты не являются достаточно эффективными. Многие государственные служащие, сотрудники правоохранительных органов, спецслужб не имеют до сих пор представления о том, что у человека есть права, гарантированные Конституцией Республики Беларусь, а также международными договорами и соглашениями. Общество практически никак не реагирует на грубейшие нарушения прав человека со стороны государства.

В Послании "О состоянии конституционной законности в Республике Беларусь в 2000 г." Конституционный Суд Республики Беларусь отметил, что наибольшее число жалоб граждан в 2000 г. касалось нарушений их прав и свобод в области жилищных, трудовых, административных, уголовных, налоговых и иных правоотношений. Местные органы, суды, правоохранительные органы, а также отдельные должностные лица не принимают необходимых мер по защите законных интересов граждан. При этом остались без удовлетворения обращения граждан к субъектам государственной власти, имеющим право на внесение предложений в Конституционный Суд. Отказывают им в удовлетворении таких ходатайств вопреки требованиям статьи 112 Конституции Республики Беларусь и общие суды при рассмотрении конкретных дел. Проигнорировали эту свою обязанность и обе палаты парламента. Отмечается тенденция к жесткому урегулированию некоторых видов общественных отношений, что препятствует свободному, творческому развитию личности, деловой активности граждан и субъектов хозяйствования.

Требует внимания в стране положение женщин и детей. По данным социологического исследования "Насилие в отношении женщин как социальная проблема" [63], белорусские студентки почувствовали на себе все виды насилия. Самым распространённым является психологическое: вмешательство в личную жизнь (25%), ревность (23%), упреки (22%), оскорбления, ругань, унижение личного достоинства. Самыми распространёнными формами экономического насилия являются отбирание денег у женщин (83% ответов). Для 35 процентов студенток их дом является местом их постоянного унижения. Физическое насилие (в том числе телесные наказания) в отношении к себе пережили более трети девушек (35%). Четвёртая часть студенток подвергнута была сексуальному насилию, одна треть из них в возрасте от 14 до 17 лет. По этим и другим причинам более 20 процентов студенток обычно находятся в негативном эмоциональном состоянии.

По мнению председателя Белорусского союза женщин Н.А. Ермаковой, в Беларуси насилие в отношении женщин носит сегодня довольно распространенный характер, в первую очередь в семье, но это традиционно замалчивается [64, с. 72]. Женщины становятся объектами сексуального надругательства и эксплуатации не только со стороны преступников, но и со стороны мужей и сослуживцев. Система правосудия неадекватно реагирует на факты изнасилования, а насилие в семье пока почти не привлекает внимания правоохранительных органов. Как и в других странах, отмечается гендерный дисбаланс. Одна из причин – то, что общество, парламентарии и правительство в силу патриархальных традиций рассматривают женщину как мать в контексте семьи, а не как личность, действующую в общественной сфере.

Замечено, что если происходят существенные сдвиги в оплате труда, то феминизированные отрасли наполняются мужчинами. Так, в 70-80 гг. в Беларуси удельный вес женщин был наивысшим в сфере финансов, банковского обслуживания и страхования, в сфере информационно-вычислительного обслуживания. Зарплата в этих отраслях была ниже средней по стране. В 90-е годы положение изменилось. Так, в 2000 г. средняя зарплата в сфере финансов, страхования и кредита составила 204 процента по отношению к средней по стране, а численность женщин, занятых в этой сфере, сократилось за 10 лет с 90 до 74,4 процента. В области информационно-вычислительного обслуживания средняя зарплата выше республиканской в 1,5 раза, и удельный вес женщин сократился с 83 до 62,9 процента.

В то же время численность женщин в сфере образования увеличилась до 82 процентов, при этом средняя зарплата работников системы образования составила в 2000 г. лишь 60,9 процента от средней оплаты труда в промышленности. Подобное положение сложилось в здравоохранении, социальном обеспечении, культуре.

Из числа работающих с высшим образованием женщины составляют 58,2 процента, среди специалистов со средним специальным образованием – 66,5 процента. В то же время женщины реже занимают руководящие должности. Если из работающих мужчин 9,7 процента являются руководителями, то среди женщин только 7,2 процента [65, с. 74].

Такое положение вызвано главным образом объективными причинами. Большинство женщин имеет перерывы в работе, связанные с рождением детей и уходом за ними, что препятствует профессиональной карьере, особенно в перспективных, динамично развивающихся отраслях. Большая занятость домашним хозяйством, уходом за детьми и их воспитанием также не способствует карьерному росту женщин. Было бы ошибочным не учитывать эти особенности в государственной политике.

Среди депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь женщин единицы, лишь одна является членом Правительства. 40 процентов женщин связано с тяжёлым физическим трудом. Среди безработных они составляют 70 процентов.

Сегодня в Беларуси более 30 тысяч детей, имеющих отношение к т.н. категории "социальных сирот" – дети, у которых родители живы. Ежегодно их число увеличивается на 5 тыс. 15 тыс. детей занимаются бродяжничеством [66].

Грубыми и неистребимыми остаются нарушения в организации детского питания в учебных заведениях и учреждениях здравоохранения. Недовложение продуктов доходит до 90 процентов. Причем ни дисциплинарные взыскания, ни штрафы, ни освобождения от должностей виновных в воровстве положительных результатов не дают. Видимо, и по этой причине за последние 5 лет на 14 процентов возросла заболеваемость детей [67].

В Минске по состоянию на 1 января 2001 г. зарегистрировано около двух тысяч взрослых беспризорных. Однако реальное их число в 7-10 раз больше. Чаще всего бомжами становятся люди в возрасте от 30 до 50 лет, оказавшиеся на улице в результате махинаций с куплей-продажей квартир.

На учете в Минском городском наркологическом диспансере около 4 тысяч детей (среди них 20% составляют девочки). По оценкам социологов, треть школьников "уже испытала состояние опьянения". Всего же, по мнению медиков, в столице около 30 тыс. подростков употребляющих спиртное.

Много проблем в белорусской тюремной системе. В стране имеется более 30 исправительно-трудовых учреждений (тюрем, колоний и др.), в которых отбывает наказание 55,8 тыс. осужденных при возможности обеспечить содержание в них лишь 42 тыс. По числу осужденных на 100 тыс. населения Беларусь занимает одно из первых мест в мире и второе место в СНГ после россиян [68, с. 32].

Большинство жителей Беларуси плохо представляет себе комплекс прав, которыми они обладают. Социологическое обследование, проведенное автором среди студентов четвёртого курса одного из вузов белорусской столицы в марте 1999 г. показало: среди прав и свобод, которыми они обладают, 40 процентов студентов не вспомнили право на жизнь, 52 процента – право на труд, 63 процента – право свободы совести, 74 процента – право на образование, 80 процентов – право на свободу, 83 процента – право на собственность. На вопрос, есть ли в нашей стране или за рубежом организации, защищающие права человека, 49 процентов опрошенных назвали Организацию Объединённых Наций, 18 процентов – суды. Остальные понятия не имеют о таких организациях. На вопрос, в каких документах отражены права человека в Беларуси, 91 процент назвал Конституцию Республики Беларусь, 34 процента – Всеобщую декларацию прав человека и 34 процента – законы.

И это не удивительно. Ведь до сих пор в государстве, закрепившем за собой, согласно Конституции, статус правового, всё ещё ведутся споры о том, являются ли права человека "приемлемыми" или же "чуждыми" белорусскому менталитету. Спор отдаёт схоластикой, ибо пресловутый коллективизм, которому якобы отдавал предпочтение (вслед за представителями восточных цивилизаций) советский человек, сегодня далеко не столь очевиден. В.И. Бобрович считает, что противопоставлять белоруса как коллективиста западному человеку как индивидуалисту, значит грешить против истины [69, с. 220]. Ни сфера межличностного общения, где главным критерием коллективизма выступает готовность к взаимопомощи, ни сфера социальных и политических отношений не дают оснований для подобного рода выводов. Скорее наоборот, именно западный человек, будучи более обеспеченным и менее конфликтным, гораздо более склонен как к проявлению солидарности в отношении к ближнему, так и к проявлению гражданской активности в общественной жизни.

Для Беларуси актуальной является проблема защищенности дохода. Ситуация, когда уровень минимальной заработной платы во много раз меньше официального уровня дохода, необходимого для достойного существования, противоречит современной тенденции в защите социально-экономических прав, как это предусмотрено в ст. 40 Всеобщей декларации прав человека и ст. II Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. В. Азаров и Л. Леонов считают, что по уровню жизни Беларусь можно отнести к бедным странам [68, с. 141].

Критичным остаётся отношение к соблюдению прав человека в Беларуси со стороны авторитетных международных организаций. 3-я Международная конференция по правам человека (октябрь 1998 г.) приняла специальную резолюцию "О положении прав человека в Беларуси". Конференция призвала Президента и Правительство "соблюдать обязательства Беларуси, которые она несёт в соответствии с международными соглашениями в области прав человека".

20 августа 1999 г. в Подкомиссии ООН по поощрению и защите прав человека официальные представители Беларуси взяли на себя следующие обязательства:

– принять все необходимые меры для вступления Беларуси в Совет Европы в течение года и затем присоединиться к Европейской конвенции по правам человека;

– принять меры для снятия оговорки к ст. 20 Конвенции против пыток (в этой статье предусматривается проведение Комитетом против пыток расследования в стране, где пытки применяются);

– провести законодательные реформы, направленные на защиту прав человека и демократии;

– ввести в следующем году пост независимого омбудсмена;

– провести честные и справедливые парламентские выборы, которые предполагают предоставление равного доступа к контролируемым государством СМИ, отсутствие цензуры газет и журналов, обеспечение свободы собраний и право на мирные демонстрации;

– организовать в ближайшее время приезд в Беларусь рабочей группы по произвольным задержаниям;

– пригласить в ближайшее время в Беларусь спецдокладчика ООН по независимости судей.

О выполнении принятых обязательствах необходимо будет представить отчет.

Комитет ООН по борьбе с пытками в 2000 г. рассмотрел отчет по Беларуси и признал наличие серьезных нарушений прав человека в пенитенциарной системе страны и отсутствие эффективных мер по улучшению ситуации. В частности, речь идет о неудовлетворенных условиях содержания в местах лишения свободы, эпидемиях заболеваний туберкулезом и другими болезнями и т.д.

Каждый из нас должен знать свои права и свободы. Каждый из нас должен научится пользоваться этими правами и свободами. Каждый должен иметь возможность защищать свои права и свободы. Только при соблюдении этих трёх условий возможна реализация высшей ценности – ценности человека. Нам необходимо всеми мерами воспитывать в себе личность, формировать характер, твёрдость, независимость, устойчивость убеждений. Важно то, чтобы мы потом не жаловались на судьбу, не принимали вид жертв, вовлечённых в заблуждение по чужой воле. Основной проблемой защиты прав человека в Республике Беларусь является осознание каждым гражданином, должностным лицом идей естественного происхождения и равенство прав всех людей и преодоление устойчивого мнения о том, что права и свободы даются человеку государством.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: