Гудвилл – один из видов нематериальных активов, стоимость которого определяется как разница между рыночной (продажной) стоимостью и балансовой (суммой чистых активов).
Это превышение стоимости организации связано с возможностью получения более высокого уровня прибыли по сравнению со среднесрочным за счет применения новых технологий, эффективной системы управления и т.п.
Это неосязаемый вид актива, который в бухгалтерском учете трактуется как затраты на подготовку кадров, рекламу, маркетинговые исследования, расходы на содержание исследовательских подразделений.
Существует несколько методов расчета суммы гудвилла, в том числе и на основе сложных многофакторных моделей.
Наиболее простым методом является расчет суммы гудвилла на основе среднеотраслевой суммы прибыли.
, (2.7)
где - чистая прибыль фактическая;
- среднеотраслевая норма рентабельности активов, выраженная десятичной дробью.
Тогда
(2.8)
(2.9)
Этот метод оценки позволяет указать стоимость активов не только с прибылью, получаемой в результате их эксплуатации, но и со сверхприбылью, формируемой за счет эффекта синергизма.1
|
|
Недостатком этого метода является то, что: во-первых, среднеотраслевая норма – величина непостоянная, а во-вторых, из-за разных способов оценки гудвилла его сумма может расходится в оценке продавца и покупателя.
3. Метод оценки рыночной стоимости может быть:
а) по котируемой стоимости акций – основой оценки является средняя рыночная цена 1 акции и их количество.
б) по аналоговой рыночной стоимости. Подбирается предприятие аналог с учетом отраслевой принадлежности, региона размещения, размера, структуры актива и др. факторов.