Источники и система административного права

Лекция 3

Способы защиты адм правовых отношений

Понятие защиты административно правовых отношений означает создание и существование таких условий и гарантий, которые бы обеспечивали развитие тех или иных правоотношений в соответствии с точным действующим законодательством.

3 способа защиты адм правовых отношений: Административных, Судебный и Договорно-согласительный.

Административный способ защиты административно правовых отношений осуществляется в рамках системы органов исполнительной власти силами и средствами органов государственного управления и должностными лицами, которые по жалобе соответствующих субъектов или по своему усмотрению проверяют законность и целесообразность решений и действий подчиненных органов и служащих, принимая соответствующие меры защиты: приостановлению или обмену не законных актов управления, применению к виновным различных мер дисциплинарного и иного управленческого воздействия.

Судебный способ защиты – вопрос о правомерности или не правомерности решений и действий участников правоотношений решается судом по жалобе граждан по обращениям соответствующих органов власти или прокурора.(ст 46К)

Договорно-согласительный реализуется через создание различных согласительных органов (согласительные комиссии, комитеты, группы) использование разнообразных согласительных процедур (ст 85 К РФ).

Источники – внешние формы выражения форм права, правовые нормативные акты, договоры с нормативным содержание, правовые обычаи, судебный прецедент.

Нормативные акты – акт, который содержит нормы права.

Нормативные акты делятся на 2 группы:

1. Законы

2. Подзаконные акты

Законы (уровни):

1. Конституция – является источником всех отраслей права, положения касающиеся правительства, исполнительной власти – источники адм права, так же относятся те нормы, которые затрагивают полномочия президента в сфере исполнительной власти.

2. ФКЗ – законы, которые употребляются в конституции, важнейшим источником адм права выступает закон о правительстве.

3. ФЗ – можно выделить большую группу, законы касающиеся гос службы, законы предусматривающие адм ответственность (КоАП), которые устанавливают специальные правовые режимы, законы которые регламентируют управление в различных сферах жизни («Об образовании», «О полиции»)

4. Уставы и конституции субъектов РФ – как источники административного права содержат нормы о правовом положении высшего должностного лица субъекта РФ, об органах исполнительной власти, о государственной службе субъекта федерации.

5. Законы субъектов федерации – на уровне суб федерации принимаются законы об адм ответственности (не играют существенную роль), закон о государственной службе, законодательные акты определяющие статус исполнительной власти.

6. Подзаконные акты – это акты, принятые на основе и во исполнение закона, здесь выделяют 2 группы: 1)Подзаконные акты выступающие источниками административного права по своей форме – нормативные указы президента, постановления – принимаются органами исполнительной власти общей компетенции (правительство федеральное или субъекта федерации), приказ (министра, руководителя какого либо государственного органа) 2) По содержанию – положения, правила, инструкции, реестры, регламенты, уставы.

Положения бывают органические или предметные.

Органическое положение определяет статус органа власти или структурного подразделения.

Предметное положение регулирует, какую либо однородную группу общественных отношений.

Правила – посвящаются одному вопросу, рассматриваемому во всех отношениях.

Инструкция – это нормативный акт конкретизирующий закон, либо иной акт.

Устав – это акт, который содержит компетенцию по какому-то одному вопросу (дисциплинарный устав вооруженных сил)

Реестры – (реестр государственных должностей в государственной службе) есть федеральные, есть в субъектах.

Регламенты - имеют форму приказов или постановлений.

7. Договор с нормативным содержанием (административный договор) – это управленческое соглашение не менее двух субъектов адм права содержащие нормы адм права и предусмотренное законодательством РФ. (Соглашение министерства юстиции и прокуратуры по …., соглашение между органами гос власти и органами местного управления). Сейчас договорная система не действует.

Структура договора включает: статус участников, предмет договора, права и обязанности, ответственность, сроки.

8. Правовой обычай – привычки, ставшие правилом. (отдача чести военнослужащих)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: