Лекция 3
Способы защиты адм правовых отношений
Понятие защиты административно правовых отношений означает создание и существование таких условий и гарантий, которые бы обеспечивали развитие тех или иных правоотношений в соответствии с точным действующим законодательством.
3 способа защиты адм правовых отношений: Административных, Судебный и Договорно-согласительный.
Административный способ защиты административно правовых отношений осуществляется в рамках системы органов исполнительной власти силами и средствами органов государственного управления и должностными лицами, которые по жалобе соответствующих субъектов или по своему усмотрению проверяют законность и целесообразность решений и действий подчиненных органов и служащих, принимая соответствующие меры защиты: приостановлению или обмену не законных актов управления, применению к виновным различных мер дисциплинарного и иного управленческого воздействия.
Судебный способ защиты – вопрос о правомерности или не правомерности решений и действий участников правоотношений решается судом по жалобе граждан по обращениям соответствующих органов власти или прокурора.(ст 46К)
|
|
Договорно-согласительный реализуется через создание различных согласительных органов (согласительные комиссии, комитеты, группы) использование разнообразных согласительных процедур (ст 85 К РФ).
Источники – внешние формы выражения форм права, правовые нормативные акты, договоры с нормативным содержание, правовые обычаи, судебный прецедент.
Нормативные акты – акт, который содержит нормы права.
Нормативные акты делятся на 2 группы:
1. Законы
2. Подзаконные акты
Законы (уровни):
1. Конституция – является источником всех отраслей права, положения касающиеся правительства, исполнительной власти – источники адм права, так же относятся те нормы, которые затрагивают полномочия президента в сфере исполнительной власти.
2. ФКЗ – законы, которые употребляются в конституции, важнейшим источником адм права выступает закон о правительстве.
3. ФЗ – можно выделить большую группу, законы касающиеся гос службы, законы предусматривающие адм ответственность (КоАП), которые устанавливают специальные правовые режимы, законы которые регламентируют управление в различных сферах жизни («Об образовании», «О полиции»)
4. Уставы и конституции субъектов РФ – как источники административного права содержат нормы о правовом положении высшего должностного лица субъекта РФ, об органах исполнительной власти, о государственной службе субъекта федерации.
5. Законы субъектов федерации – на уровне суб федерации принимаются законы об адм ответственности (не играют существенную роль), закон о государственной службе, законодательные акты определяющие статус исполнительной власти.
|
|
6. Подзаконные акты – это акты, принятые на основе и во исполнение закона, здесь выделяют 2 группы: 1)Подзаконные акты выступающие источниками административного права по своей форме – нормативные указы президента, постановления – принимаются органами исполнительной власти общей компетенции (правительство федеральное или субъекта федерации), приказ (министра, руководителя какого либо государственного органа) 2) По содержанию – положения, правила, инструкции, реестры, регламенты, уставы.
Положения бывают органические или предметные.
Органическое положение определяет статус органа власти или структурного подразделения.
Предметное положение регулирует, какую либо однородную группу общественных отношений.
Правила – посвящаются одному вопросу, рассматриваемому во всех отношениях.
Инструкция – это нормативный акт конкретизирующий закон, либо иной акт.
Устав – это акт, который содержит компетенцию по какому-то одному вопросу (дисциплинарный устав вооруженных сил)
Реестры – (реестр государственных должностей в государственной службе) есть федеральные, есть в субъектах.
Регламенты - имеют форму приказов или постановлений.
7. Договор с нормативным содержанием (административный договор) – это управленческое соглашение не менее двух субъектов адм права содержащие нормы адм права и предусмотренное законодательством РФ. (Соглашение министерства юстиции и прокуратуры по …., соглашение между органами гос власти и органами местного управления). Сейчас договорная система не действует.
Структура договора включает: статус участников, предмет договора, права и обязанности, ответственность, сроки.
8. Правовой обычай – привычки, ставшие правилом. (отдача чести военнослужащих)