Передача и восприятие пространственного образа с экрана

Что именуется стереосъемкой (3D shooting) и почему наблюдение ее результата на экране создает ощущения адекватные стереоскопическому зрению?

Стереосъемка, если рассматривается ее классический стереопарный вариант (существует многоракурсная съемка для автостереоскопического, безочкового, наблюдения), предполагает регистрацию объекта с двух ракурсов, точки которых строго расположены на горизонтальной линии на определенном расстоянии друг от друга (Рис 4). Двухракурсное изображение объекта, называется стереопарой. (Фото 1).

Стереопара из фильма "Ученик Лекаря", оператор А.М.Кирилов Фото 1

В отличии от голографии,где для наблюдения нам представлена световая копия объекта в виде трехмерной модели, стереоскопический кинематограф остается зрелищем плоских, но количественно удвоенных изображений, снятых и рассматриваемых раздельно для правого и левого глаз.

Совмещенные на экране строго по вертикали изображения двух ракурсов будут иметь различное горизонтальное смещение сопряженных точек (изображение одноименных точек объекта) в зависимости от их удаленности от точки съемки. Взаимное горизонтальное смещение сопряженных точек пространственного объекта называется горизонтальным параллаксом. (Рис. 5).

       
 
   
 


Рис. 4 Рис. 5

При раздельном предъявлении каждого из этих изображений «своему» глазу наблюдателя (левого изображения левому глазу, правого правому глазу) горизонтальные параллаксы воспринимаются зрительным аппаратом как бинокулярные. Наблюдение становится близким к реальному, так как задействованы такие факторы стереоскопического зрения, как конвергенция и диспаратность, вызывающих у зрителя ощущение глубины изображения.

Оперируя определенной разностью информации, заложенной в стереопаре, которую раздельно разглядывают наши глаза, мозг воссоздает пространственную картину, которая располагалась перед камерой на съемочной площадке.

  Фото 2

Признаками такой разности является двоение изображения которое можно наблюдать на экране (Фото 2) без инструмента, предназначенного для раздельного наблюдения изображений каждого ракурса. Таким инструментом являются стереоочки для зрителей или специальный растр, расположенный перед экраном.

Вводимый здесь термин «определенная разность информации», обозначает ту полезную разносность в изображениях двух ракурсов, которая несет информацию о пространственном положении объекта. Полезной разностью в изображениях может быть, например, разность во взаимном перекрытии частей объекта, или разность в геометрическом отображении одноименных объектов. Но все они могут быть описаны единой причинно-следственной связью – горизонтальным смещением сопряженных точек в зависимости от разноудаленности объектов, как это имело место при диспаратности сетчаточных образов при стереоскопическом зрении. В остальном, изображения, полученные с двух ракурсов, должны быть практически идентичными по таким фотографическим параметрам, как светлота, контраст, цветность, масштаб, резкость, и не иметь вертикального смещения одноименных точек, определяемого как вертикальный параллакс.

Вертикальный сдвиг левого изображения относительно правого приводит к вертикальной дивергенции - сдвигу по вертикали зрительных осей, несвойственному нашему зрению, и является одной из причин утомляемости при восприятии стереофильмов.

Горизонтальные параллаксы могут иметь как "положительное", так и "отрицательное" значения. Если точка изображения левого кадра стереопары на экране расположена левее сопряженной точки правого изображения, то такой параллакс обозначается как положительный. Если же точка изображения левого кадра стереопары расположена правее сопряженной точки правого изображения – такой параллакс обозначают отрицательным.

Наблюдая объект с положительным параллаксом, мы как бы пеленгуем его в заэкранном пространстве (Рис.6), участки изображения объекта, которые имеют отрицательный параллакс (Рис 7), в результате пересечения зрительных осей, пеленгуются в зальном пространстве. Зальное и заэкранное пространства разграничены плоскостью экрана. Сопряженные точки изображения объекта, имеющие нулевой сдвиг - нулевой параллакс, фиксируются зрителем в области плоскости экрана, поэтому именуется эта область плоскостью нулевых параллаксов (Рис. 8).

Рис. 6 Рис. 7 Рис.8

На рисунке 9 дана принципиальная схема восприятия изображений объектов, пространственно расположенных относительно плоскости экрана.

Рассмотрим, как зрительное восприятие пространственного изображения в зале математически описано Болтянским А.Г.

Видимое зрителем расстояние D до изображения точки объекта М (рис 10) характеризуется величиной параллакса изображения этой точки на экране Pэ (m1m2), базисом зрения Взр (B1в2) и расположением зрителя в зале - дистанцией до плоскости экрана Lзр.

Рис. 9 Рис.10

Из подобия треугольников B1MB2 и B1m1B, величину расстояния D до точки М, наблюдаемое зрителем, можно вывести из следующей пропорции:

(1), откуда

 
 


(2)

Данное математическое выражение показывает, что если параллакс на экране равен нулю Рэ = 0, то дистанция до наблюдаемой точки изображения совпадает с дистанцией до экрана D=Lзр, и мы воспринимаем эту точку в плоскости экрана. В случае если – параллакс положительный, но меньше базиса зрения Рэ≤ В зр, дистанция до наблюдаемой точки будет дальше дистанции до экрана D>Lзр, то есть изображение точки наблюдается за экраном. Если же величина параллакса отрицательная, то знаменатель в формуле получается больше числителя Вэ-(-Рэ), а D<Lз р. Это значит, что наблюдаемая точка M будет восприниматься на расстоянии меньше дистанции до экрана, в зрительном зале. Дистанция до экрана предполагает не проекционное расстояние зала, а конкретное расположение каждого зрителя в зале. Следовательно, каждый зритель воспринимает относительные расстояния между объектами (участками пространственной композиции) в зависимости от своего расположения в зале. Чем дальше он сидит от экрана, тем в большем пространственном диапазоне он наблюдает трехмерное изображение сцены.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: