Проблема познавательных возможностей человека в философии И.Канта

Характерные черты эмпиризма философии Нового времени

Дилемма эмпиризма и рационализма в философии Нового времени (Ф.Бэкон, Р.Декарт).

ЭМПИРИЗМ (от лат. эмпирия опыт ) - направление в теории познания (гносеологии), признающее чувственный опыт главным источником знаний и считающее, что содержание знаний сможет быть представлено либо непосредственно, как опыт, либо, как описание этого опыта.

Родоначальником эмпиризма был английский философ Френсис Бэкон (1561-1626). Задачей философии он считал не только создания нового метода познания, но и переосмысление цели и задачи науки. Общая задача всех наук – увеличение власти человека над природой. Наука только средство, а не цель сама по себе. Цель же научного знания не в созерцании природы, а в принесении пользы человеческому роду.

Метод Бэкона эмпирический, основанный на признании ведущей роли опыта в познании. Результаты многочисленных опытов обобщаются путем индукции. ИНДУКЦИЯ (лат. индуктио – наводить) -логический метод перехода от частных высказываний к более общим, то есть, когда частное знание индуцирует (наводит) общее знание.

РАЦИОНАЛИЗМ (от лат. рацио –разум) философское направление, признающее разум основой познания и главным мотивом поведения людей. Родоначальником рационализма является французский философ, ученый и математик Рене Декарт (1598-1650). Метод познания Декарта – дедуктивный. ДЕДУКЦИЯ (от лат. дедуктио – выводить) – логический метод перехода от общих высказываний к частным, когда частное дедуцируется (выводится) из общего. Метод Декарта рационалистически-дедуктивный. Суть его сводится к следующему:

1. В познании следует отталкиваться от некоторых индуктивно ясных фундаментальных истин. В основе познания должна лежать интуиция разума, то есть твердое и ясное представление ума, настолько простое и настолько отчетливое, что не может вызывать никакого сомнения.

2. Из этих интеллектуально-интуитивных истин при помощи дедукции выводится частное знание, как необходимые следствия из знания общего.

Истинное знание необходимо не только для познания природы, но и для того, чтобы руководствоваться им и в практической жизни, в своем жизнеустройстве. То, что прежде происходило стихийно, должно теперь стать предметом сознательной, целенаправленной воли, руководимой принципами разума. Под контроль разума необходимо поставить всю общественную жизнь людей во всех ее проявлениях.

Родоначальником немецкой классической философии является И.Кант (1724-1804). В творчестве Канта обычно выделяют два периода: докритический и к ритический. В докритический период (до 1770 г.) Кант занимался естественными науками – космология астрономия, география. В критический период Кант сосредоточил свое внимание на философии и, главным образам, на гносеологии и этике. Основной метод философии Канта – критический. Он осуществил острую критику предшествующей метафизической философии. Свою же философию Кант называл трансцендентальной. ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ (лат. выходящее за пределы) у Канта это то, чем должна заниматься философия, то есть не изучением самих по себе предметов природы (этим занимается наука), а исследовать саму познавательную деятельность человека, познать законы человеческого разума и его границы.

Гносеология Канта. В гносеологии Кант совершил переворот, по-новому представив сам принцип познания объектов субъектом. До Канта процесс познания понимался, как отражение объекта в сознании субъекта, а содержание знания об объекте зависело от самого объекта. То есть, какой объек т, такое и знание о нем. Согласно Канту, познание – зто не простое отражение, а активная деятельность субъекта, где субъект воссоздает образ объекта на основе своих ч увств и рассудка. Содержание знания здесь зависит, главным образом, от самого субъекта. Какой субъект, такое и знание о нем.

В теории познания Кант выступает как представитель агностицизма. АГНОСТИЦИЗМ (от греч. агностос – недоступный познанию) – философское учение, согласно которому не может быть окончательно решен вопрос об истинности познания окружающей действительности. Кант различает «вещи сами по себе». Явления никогда не могут совпасть с вещами в себе потому, что они только образы вещей, сконструированные рассудком на основе полученных ощущений. Таким образом, вещи в себе недосягаемы для человека, то есть, непознаваемы. Познавать мы можем только явления.

Этика Канта. В соответствии со своей философией, Кант разделял мир человека, человеческих отношений на сферу явлении, где человек под влиянием чувственных воздействий и склонностей проявляет себя как природно-чувственное существо, и сферу умопостигаемых процессов и явлений, где человек рассуждает и совершает поступки в соответствии с высшими принципами разума. Умопостигаемая сфера – это сугубо человеческая сфера свободной воли, сфера моральности, сфера культуры. Именно здесь свободная воля практического разума принуждает человека действовать не в силу эгоистических устремлений, а в соответствии с требованиями морали, долга, сформулированным разумом, целям.

В целом философия Канта – это СУБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ, то есть философское учение, абсолютизирующее активную роль субъекта в различных областях деятельности, особенно в познании. Идеи Канта оказали большое влияние на последующую философию и культуру Европы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: