Лекція 4. Юридічні особи

Важным признаком юридического лица являетсяналичие в него гражданской правоспособности и дееспособности (правосубъектности) или способности выступать в гражданском обороте вот своего имени.

ЛЕКЦИЯ № 3. ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА

1. Понятие юридического лица. Правоспособность и дееспособность юридических лиц.

2. Классификация юридических лиц.

3. Создание юридического лица.

4. Прекращение юридического лица.

1. Понятие юридического лица. Правоспособность и дееспособность юридических лиц

Статья 80 Гражданского кодекса определяет юридическое лицо как организацию, созданную и зарегистрированную в установленном законом порядке.

Признаками юридического лица являются:

1) организационное единство;

2) имущественная самостоятельность;

3) наличие гражданской правосубъектности;

4) способность нести ответственность по своим обязательствам;

5) целевое предназначение

6) способность быть истцом и ответчиком в суде.

1) Признак организационного единства выражается в определении целей и задач юридического лица, в установлении его внутренней структуры, компетенции органов, порядка их функционирования и потому подобное. Организационное единство закрепляется в учредительных документах юридического лица.

2) Имущественная самостоятельность предполагает наличие в юридического лица обособленного имущества, которое учитывается отдельно вот имущества учредителей и иных собственников.

Для разных видов юридических лиц их имущественная обособленность имеет различное значение. Имущественная обособленность может проявятся через институт права собственности, права полного хозяйственного ведения. Имущество юридического лица может включат как имущественные объекты, так и обязательственные имущественные права.

Юридическое лицо вот собственного имени самостоятельно распоряжается своим имуществом, приобретает гражданские права и обязанности (в частности, заключает договоры, вступает в обязательства) и осуществляет их. Юридическое лицо не обязано обращаться за разрешением к вышестоящей инстанции. Такая деятельность вот собственного имени в гражданском обороте служит внешним выражением самостоятельности юридического лица.

Обеспечению индивидуализации юридического лица, возможности его участия в гражданском обороте служит наименование юридического лица, позволяющее сразу определить основные признаки организации – является оная предпринимательской ли или непредпринимательской, на чем основывается ее ответственность перед контрагентами по договорам и потому подобное.

Наименование юридического лица должно содержать информацию о его организационно-правовой форме. Наименование учреждения должно содержать информацию о характере его деятельности. Наименование юридического лица указывается в его учредительных документах и вносится в Единый государственный реестр. В случае изменения своего наименования юридическое лицо обязано разместить объявление об этом в печатных средствах массовой информации, в которых публикуются сведения о государственной регистрации юридического лица, и сообщить об этом всем лицам, с которыми оно находится в договорных отношениях. Юридическое лицо не имеет права использовать наименование другого юридического лица.

В наименовании юридического лица частного права запрещается использование наименований органов государственной власти, местного самоуправления и исторических государственных наименований, перечень которых устанавливается Кабинетом Министров Украины.

Наименование дочерних предприятий, предприятий потребительской кооперации и предприятий объединений граждан или религиозных организаций может содержать информацию, указывающую на зависимость этих предприятий от таких юридических лиц – учредителей. Наименование коммунальных предприятий, государственных и коммунальных организаций (учреждений) могут содержать информацию об учредителе этого юридического лица. Наименование обособленного подразделения должно содержать слова "обособленное подразделение" ("филиал", "представительство" и тому подобное) и указывать на принадлежность к юридическому лицу, создавшему данное обособленное подразделение.

Юридическое лицо, помимо полного, может иметь также и сокращенное наименование.

Юридическое лицо, являющееся предпринимательским обществом, может иметь коммерческое (фирменное) наименование. Физическое лицо-предприниматель имеет право заявить как коммерческое наименование свою фамилию или имя. Порядок использования фирменного наименования устанавливается главой 43 Гражданского кодекса и статьей 159 Хозяйственного кодекса.

Юридическое лицо должно иметь свое местонахождение. Местонахождением юридического лица является адрес органа или лица, которые в соответствии с учредительными документами юридического лица или законом выступают от его имени. Местонахождениемюридического лица на дату государственной регистрации может быть местонахождение (местожительство) одного из учредителей или местонахождение по другому адресу, который подтверждается договором о передаче учредителю в собственность или пользование помещения, части помещения (например, договор купли-продажи, дарения, аренды, безвозмездного пользования имуществом).

4) Результатом имущественной обособленности юридического лица и его участия от своего имени в гражданском обороте является признание за ним способности нести ответственность по принятым обязательствам.

В частности, статья 90 Гражданского кодекса Украины закрепляет общий принцип, в соответствии с которым юридическое лицо самостоятельно отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Эта ответственность применяется независимо от того, к каким видам и фондам относится это имущество, является ли оно основным или оборотным фондом. Не зависит это и от того, является ли оно движимым или недвижимым, выражено в ценных бумагах или в денежных средствах и тому подобное.

5) Признак целевого предназначения означает, что юридическое лицо создается для определенных целей и не может действовать для достижения других целей.

6) Завершает характеристику юридического лица такой признак, как его способность быть истцом или ответчиком в суде, который вытекает из характеристики юридического лица как самостоятельного участника гражданского оборота и определяет порядок защиты гражданских прав юридического лица.

Законодательное определение юридического лица акцентирует внимание на признаке организационного единства.

Гражданская правоспособность юридического лица – это его способность иметь такие же гражданские права и обязанности, как и физическое лицо, кроме тех, которые по своей природе могут принадлежать лишь человеку. Гражданская правоспособность юридического лица может быть ограничена только решением суда. Юридическое лицо может осуществлять отдельные виды деятельности, перечень которых устанавливается законом, после получения им специального разрешения (лицензии). Гражданская правоспособность юридического лица возникает с момента его создания и прекращается со дня внесения в Единый государственный реестр записи о его прекращении.

Гражданская дееспособность юридического лица как способность своими действиями приобретать для себя права и самостоятельно их осуществлять, а также способность своими действиями создавать для себя гражданские обязанности, самостоятельно их исполнять и нести ответственность в случае неисполнения, осуществляется через органы юридического лица, которые действуют в соответствии с учредительными документами и законом. Орган или лицо, которое выступает от имени юридического лица, обязаны действовать в интересах юридического лица, добросовестно и разумно, не превышая своих полномочий.

2. Классификация юридических лиц

Классификация юридических лиц может осуществляться по различным основаниям.

1) В зависимости от вида права собственности:

а) государственные и коммунальные юридические лица – те, которые основываются на государственной или коммунальной форме собственности. Субъектом права общегосударственной собственности является государство Украина (статьи 324, 326 Гражданского кодекса Украины). Коммунальная собственность состоит из имущества, закрепленного за территориальными громадами, в которые объединены граждане по месту проживания (статья 327 Гражданского кодекса Украины).

б) частные юридические лица – основывающиеся на частной собственности. Объектом права частной собственности может быть любое имущество за исключениями, установленными законом (статья 325 Гражданского кодекса Украины);

в) юридические лица, основывающиеся на общей собственности с участием юридических лиц и граждан Украины, юридических лиц и граждан других государств (статья 355 Гражданского кодекса Украины).

Хозяйственный кодекс Украины по форме собственности делит юридические лица на государственные, коммунальные, частные и юридические лица, основанные на общей собственности, а Гражданский кодекс – на государственные и частные.

2) В зависимости от цели создания и деятельности:

а) коммерческие юридические лица;

б) некоммерческие юридические лица.

В основе этого разграничения лежит признак наличия или отсутствия цели получения прибыли в результате деятельности юридического лица. Для коммерческой организации такая цель является основной.

3) В зависимости от оснований финансирования:

а) хозрасчетные юридические лица;

б) бюджетные юридические лица.

Хозрасчетными юридическими лицами признаются те из них, которые находятся на самоокупаемости. Самоокупаемость – метод финансирования, который означает возмещение затрат за счет полученных доходов (прибыли). Хозрасчетные юридические лица при учреждении получают от учредителя средства на праве полного хозяйственного ведения, а затем хозяйничают сами, несут все затраты и тому подобное. Бюджетные – получают от государства каждый год средства для обеспечения своей деятельности. Имущество принадлежит таким юридическим лицам на праве оперативного управления. Бюджетным юридическим лицам запрещается заниматься коммерческой деятельностью.

4) В зависимости от функций:

а) хозяйствующие юридические лица (ставящие перед собой задачу производства продукции, выполнения работ и тому подобное);

б) нехозяйствующие юридические лица (не имеющие производственных задач). К ним относятся разнообразные общественные организации, политические партии, школы, музеи, суды и тому подобное.

5) В зависимости от отношения учредителей к имуществу:

а) юридические лица, учредители которых имеют право собственности на имущество соответствующего юридического лица;

б) юридические лица, учредители которых имеют корпоративные права в отношении имущества созданного ими юридического лица.

6) В зависимости от количества учредителей:

а) унитарные юридические лица (возникают вследствие волеизъявления одного собственника);

б) юридические лица, созданные несколькими учредителями (хозяйственные общества, объединения предприятий, граждан итому подобное).

7) По типу правосубъектности и функциям:

а) юридические лица публичного права ( созданные для выполнения функций публичной власти – управление, обеспечение публичного правопорядка и тому подобное);

б) юридические лица частного права (созданные для достижения цели, имеющей частный характер, для получения прибыли и удовлетворения других потребностей их учредителей).

8) В зависимости от организационно-правовой формы:

а) хозяйственные общества;

б) учреждения;

в) объединения граждан;

г) объединения юридических лиц и тому подобное.

Из всего разнообразия классификаций юридических лиц в Гражданском кодексе Украины использована лишь однаделение юридических лиц на лиц частного права и лиц публичного права. При этом критерием деления назван порядок их создания.

Юридическое лицо частного права создается на основании учредительных документов в соответствии со статьей 87 Гражданского кодекса Украины. Юридическое лицо публичного права создается распорядительным актом Президента Украины, органа государственной власти, органа власти Автономной Республики Крым или органом местного самоуправления.

В соответствии с концепцией Гражданского кодекса Украины юридические лица частного права могут быть:

а) объединением лиц (если нет цели получение прибыли, например, благотворительные организации, политические партии);

б) объединением имущества (если цель – получение прибыли, например, хозяйственные общества);

в) объединением лиц и имущества (например, производственные кооперативы, где члены формируют имущество из паевых взносов и принимают участие в деятельности своим трудом).

Такое деление представляет не только теоретический, но и практический интерес, поскольку от вида юридического лица частного права зависит определение перечня учредительных документов, объем правосубъектности такого юридического лица, порядок приобретения и реализации прав и обязанностей и тому подобное.

3. Создание юридического лица.

Основные способы создания юридического лица

Юридическое лицо возникает и прекращается в порядке, определенном действующим законодательством.

Создание юридического лица –это осуществление юридически значимых действий и принятие соответствующих актов, направленных на фактическое возникновение и предоставление соответствующего правового статуса юридическому лицу.

К основным способам создания юридических лиц традиционно относят распорядительный, нормативно-явочный и разрешительный.

Суть распорядительного способа заключается в том, что юридическое лицо возникает по инициативе и специальному распоряжению органа публичной власти. Такой способ применяется при создании государственных (казенных) и коммунальных предприятий. Уполномоченными органами, которые могут быть учредителями государственных предприятий, являются органы государственной исполнительной власти, подведомственные Кабинету Министров Украины – министерства, государственные комитеты, другие центральные ведомства; по отношению к казенным предприятиям таким органом является Кабинет Министров Украины; по отношению к коммунальным предприятиям – органы местного самоуправления.

Нормативно-явочный (регистрационный) порядок означает, что в случаях, когда юридическое лицо создано в соответствии с условиями, закрепленными в законе, государственный орган не может отказать ему в легализации (государственной регистрации).

Разрешительный порядок состоит в требовании получения разрешения соответствующего государственного органа, предприятия и тому подобное на создание юридического лица. В частности, разрешение соответствующих государственных органов необходимо для создания организаций, которые будут заниматься деятельностью, связанной с обеспечением правопорядка, здравоохранением, образованием и тому подобное.

Иногда в цивилистической литературе упоминается также договорный порядок возникновения юридических лиц. Однако такая классификация является не совсем точной, поскольку отождествляет порядок и основания возникновения юридического лица. Договорной способ применяется при создании юридических лиц с числом участников более одного, которые в учредительном договоре определяют условия деятельности такого юридического лица. Такой способ создания юридических лиц характерен, например, для хозяйственных обществ, некоторых объединений предприятий (ассоциация, корпорация).

Порядок создания субъекта хозяйствования регулирует также статья 56 Хозяйственного кодекса. В соответствии с этой нормой субъект хозяйствования может быть создан по решению собственника имущества или уполномоченного им органа, а в случаях, специально предусмотренных законодательством, также по решению других органов, организаций и граждан путём учреждения нового, реорганизации действующего субъекта хозяйствования с соблюдением требований законодательства. Субъекты хозяйствования могут создаваться путем принудительного деления действующего субъекта хозяйствования по распоряжению антимонопольных органов в соответствии со антимонопольно-конкурентным законодательством Украины.

Учредительные документы юридических лиц

С целью создания юридического лица его участники (учредители) должны разработать учредительные документы, которые излагаются письменно и подписываются всеми участниками, если законом не установлен другой порядок их утверждения.

Учредительные документы – это документы, определяющие индивидуальные особенности статуса конкретного юридического лица в рамках действующего законодательства.

Учредительным документом общества является утвержденный участниками устав (акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью) или учредительный договор между ними (полное и коммандитное общества), если иное не установлено законом. Учреждениесоздается на основании индивидуального или общего учредительного акта, составленного учредителями. Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации.

Законодательством определены следующие требования к содержанию учредительных документов.

В уставе общества обязательно указываются:

1) наименование;

2) органы управления обществом;

3) компетенция органов управления обществом;

4) порядок принятия органами управления обществом решений;

5) порядок вступления в общество и выхода из него.

Гражданским, Хозяйственным кодексами или другим законами могут быть установлены дополнительные требования к содержанию устава.

В учредительном договоре общества содержится:

1) обязательство участников создать общество;

2) порядок их совместной деятельности по его созданию;

3) условия передачи обществу имущества участников.

В учредительном акте учреждения:

1) указывается его цель;

2) определяются имущество, которое передается учреждению и являющееся необходимым для достижения этой цели;

3) структура управления учреждением.

Государственная регистрация юридических лиц

Урегулированию вопросов регистрации юридического лица посвящена статья 58 Хозяйственного кодекса, статья 89 Гражданского кодекса. Субъект хозяйствования подлежит государственной регистрации как юридическое лицо или физическое лицо-предприниматель в порядке, установленном законом. Специальным законом, регулирующим регистрацию юридических лиц и физических лиц-предпринимателей, является Закон Украины "О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц – предпринимателей".

Государственная регистрация юридических лиц и физических лиц-предпринимателей осуществляется государственным регистратором в исполнительном комитете городского совета городов областного значения или в районной, районной в городах Киеве и Севастополе государственной администрации по местонахождению юридического лица или по месту проживания физического лица – предпринимателя.

Данные государственной регистрации включаются в Единый государственный реестр, открытый для всеобщего ознакомления. Нарушение установленного законом порядка создания юридического лица или несоответствие его учредительных документов закону является основанием для отказа в государственной регистрации юридического лица. Отказ в государственной регистрации по другим мотивам, например, нецелесообразность, не допускается. Отказ в государственной регистрации, а также промедление с её проведением могут быть обжалованы в суд. В Единый государственный реестр вносятся сведения об организационно-правовой форме юридического лица, его наименование, местонахождение, органы управления, филиалы и представительства, цель создания, а также другие сведения, установленные законом.

Основаниями для отказа в проведении государственной регистрации являются:

1) нарушение установленного законом порядка создания юридического лица;

2) несоответствие учредительных документов закону;

3) недостоверность или несоответствие требованиям законодательства документов, которые подаются для государственной регистрации;

4) наличие ограничений на занятие соответствующих должностей, установленных законом в отношении лиц, указанных как должностные лица органа управления юридического лица;

5) наличие ограничений на совершение учредителями (участниками) юридического лица или уполномоченным им лицом юридических действий, установленных законом;

6) наличие в Едином государственном реестре наименования, идентичного наименованию юридического лица, желающего зарегистрироваться;

7) использование в наименовании юридического лица частного права полного или сокращенного наименования органа государственной власти или органа местного самоуправления; производных от этих наименований; исторического государственного наименования, перечень которых устанавливается Кабинетом Министров.

Информация о проведении государственной регистрации юридического лица и об осуществлении других регистрационных действий подлежит обязательному опубликованию в специализированном печатном средстве массовой информации. Основанием для публикации соответствующих объявлений в специализированном печатном средстве массовой информации является внесение соответствующей записи в Единый государственный реестр. Публикация осуществляется на протяжении десяти рабочих дней с момента внесения соответствующей записи в реестр.

Государственный регистратор в день государственной регистрации юридического лица обязан передать соответствующим органам статистики, Государственной налоговой службы, Пенсионного фонда Украины, фондов социального страхования сведения из регистрационной карточки о проведении государственной регистрации юридического лица.

Действия, которые необходимо совершить юридическому лицу для своей легализации

Действия, которые необходимо совершить юридическому лицу для своей легализации:

1) встать на учет в государственных органах статистики;

2) встать на учет в органах государственной налоговой службы;

3) встать на учет в органах Пенсионного фонда;

4) встать на учет в органах Фонда социального страхования по временной утрате трудоспособности;

5) встать на учет в органах Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины;

6) встать на учет в органах Фонда общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы;

7) получить необходимые разрешения в органах внутренних дел на изготовление печатей и штампов;

8) открыть счета в банковском учреждении;

9) получить необходимые лицензии, патенты, другие разрешения, предусмотренные законодательством.

Основанием взятия юридического лица на учет в органах статистики, государственной налоговой службы, Пенсионного фонда, фондов социального страхования является поступление в эти органы сведений из регистрационной карточки о проведении государственной регистрации юридического лица.

Для получения разрешения на изготовление печатей и штампов юридическое лицо подает соответствующему органу внутренних дел заявление на получение разрешения, опию свидетельства о государственной регистрации, два экземпляра образцов печатей и штампов, утвержденные учредителем, а также документ, подтверждающий внесение платы за выдачу разрешения на изготовление печатей и штампов. На протяжении пяти рабочих дней со дня получения документов орган внутренних дел обязан выдать разрешение на изготовление печатей и штампов или письменный отказ с указанием причин отказа. На печатях и штампах юридического лица должен указываться его идентификационный код в Едином государственном реестре предприятий и организаций Украины.

Свидетельство о государственной регистрации юридического лица и копия документа, подтверждающего взятие его на учет в органах государственной налоговой службы, является основанием для открытия счетов в учреждениях банка.

Все изменения в учредительных документах подлежат государственной регистрации.

Изменения сведений, содержащихся в Едином государственном реестре, оформляются путем предоставления государственному регистратору регистрационной карточки о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре. В случае внесения изменений в сведения о месте нахождения юридического лица, к регистрационной карточке дополнительно прилагается свидетельство о государственной регистрации юридического лица. В случае отсутствия оснований для оставления документов без рассмотрения, государственный регистратор обязан не позднее следующего рабочего дня с даты поступления документов, внести в Единый государственный реестр запись о внесении изменений в сведения о юридическом лице и выдать (направить заказным письмом с описью вложенного) исполнительному органу юридического лица или уполномоченному им лицу новое свидетельство о государственной регистрации юридического лица и свидетельство, которое было изменено, с отметкой о выдаче нового свидетельства.

Не позднее тринадцати месяцев со дня подачи последней регистрационной карточки, содержащей сведения о юридическом лице, юридическое лицо обязано предоставить государственному регистратору регистрационную карточку установленного образца с подтверждением сведений о юридическом лице. В случае неполучения такой карточки в установленный срок, а также в случае получения государственным регистратором от органа государственной налоговой службы уведомления установленного образца об отсутствии юридического лица по месту его нахождения, государственный регистратор обязан в срок не более десяти рабочих дней с даты, установленной для подачи регистрационной карточки с подтверждением сведений о юридическом лице, или с даты получения уведомления, направить заказным письмом юридическому лицу уведомление о необходимости подачи государственному регистратору регистрационной карточки с подтверждением сведений о юридическом лице.

В случае возвращения к государственному регистратору заказного письма с отметкой отделения связи об отсутствии юридического лица по указанному адресу или непредставление юридическим лицом на протяжении месяца с даты направления ему соответствующего уведомления, государственный регистратор должен внести Единый государственный реестр запись об отсутствии юридического лица по его местонахождению или запись об отсутствии подтверждения сведений о юридическом лице. Внесение такой записи влечет за собой необходимость вынесения судебного решения о прекращении юридического лица в связи с отсутствием юридического лица по указанному в Едином государственном реестре местонахождению (статья 38 Закона Украины "О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц – предпринимателей)".

Кроме указанных сведений в соответствии с Законом Украине "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности" юридические лица обязаны подавать государственному регистратору по месту нахождения регистрационного дела не позднее 01 июня года, следующего за отчетным периодом, финансовую отчетность о хозяйственной деятельности в виде баланса и отчета о годовых финансовых результатах.

4. Прекращение юридических лиц

Существует две формы прекращения юридических лиц: реорганизация и ликвидация.

Реорганизация – это прекращение юридического лица с переходом его прав и обязанностей в порядке правопреемства к другому или другим юридическим лицам.

Выделяют два вида реорганизации: добровольную и принудительную.

Добровольная реорганизация осуществляется по решению учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на это учредительными документами.

Принудительная реорганизация осуществляется на основании решения уполномоченного государственного органа.

Статья 106 Гражданского кодекса регулируют такие способы реорганизации как слияние, присоединение, разделение и преобразование юридического лица.

Слияние означает, что вместо нескольких юридических лиц создается одно новое. При слиянииимущественные права и обязанности каждого юридического лица переходят к юридическому лицу, образованному в результате слияния.

Присоединение состоит в поглощении одного юридического лица другим, то есть к последнему переходят все имущественные права и обязанности присоединённых юридических лиц.

Преобразованием юридического лица является изменение его организационно-правовой формы. В случае преобразования к новому юридическому лицу переходят всё имущество, все права и обязанности предыдущего юридического лица.

В результате разделения вместо одного юридического лица возникает несколько новых, все его имущественные права и обязанности переходят по распределительному акту (балансу) в соответствующих долях к каждому из новых юридических лиц, образованных в результате этого деления.

Выделением является переход по распределительному балансу части имущества, прав и обязанностей юридического лица к одному или нескольким создаваемым новым юридическим лицам.

Порядок прекращения юридического лица путем слияния, присоединения, разделения и преобразования регулирует статья 107 Гражданского кодекса. Кредитор такого юридического лица может требовать от него прекращения или досрочного выполнения обязательства. После истечения срока для предъявления требований кредиторами и удовлетворения или отклонения этих требований комиссия по прекращению юридического лица составляет передаточный акт (в случае слияния, присоединения или преобразования) или распределительный баланс (в случае разделения), которые должны содержать положения о правопреемстве всех обязательств прекращающегося юридического лица, всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами. Передаточный акт и распределительный баланс утверждаются участниками юридического лица или органом, принявшим решение о его прекращении. Нотариально удостоверенные копии передаточного акта и распределительного баланса передаются государственному регистратору по месту государственной регистрации прекращающегося юридического лица и по месту государственной регистрации юридического лица – правопреемника. Если правопреемниками юридического лица является несколько юридических лиц и точно определить правопреемника в отношении конкретных обязанностей прекратившегося юридического лица невозможно, юридические лица – правопреемники несут солидарную ответственность пред кредиторами прекратившегося юридического лица.

Виды ликвидации юридических лиц

Ликвидация – это прекращение юридического лица без правопреемства, то есть без перехода к другим лицам прав и обязанностей ликвидированного субъекта.

Выделяют добровольную и принудительную ликвидацию.

Добровольная ликвидация осуществляется по решению учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на это учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на которое создано юридическое лицо, или с достижением цели, поставленной при его создании, а также в других случаях, предусмотренных учредительными документами.

Принудительная ликвидация осуществляется на основании решения суда, хозяйственного суда в случаях банкротства (несостоятельности); признания недействительной записи о проведении государственной регистрации вследствие нарушений закона, допущенных при создании юридического лица, которые невозможно устранить; проведения деятельности, противоречащей учредительным документам юридического лица или деятельности, запрещенной законом; несоответствия минимального размера уставного капитала юридического лица требованиям закона; наличия в Едином государственном реестре записи об отсутствии юридического лица по указанному местонахождению.

Этапы проведения ликвидации

Этапы проведения ликвидации:

1. Участники юридического лица, суд или орган, принявший решение о прекращении юридического лица, обязаны немедленно письменно уведомить об этом орган, осуществляющий государственную регистрацию, который, в свою очередь, вносит в Единый государственный реестр сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе прекращения.

2. Участники юридического лица, суд или орган, принявший решение о прекращении юридического лица, назначают комиссию по прекращению юридического лица (ликвидационную комиссию, ликвидатора и тому подобное) и устанавливают порядок и сроки прекращения юридического лица. Выполнение функций комиссии по прекращению юридического лица может быть возложено на орган управления юридического лица. С момента назначения комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Комиссия выступает в суде от лица прекращающегося юридического лица.

3. Далее комиссия размещает в тех печатных средствах массовой информации, в которых публикуются сведения о государственной регистрации юридического лица, сообщение о прекращении юридического лица и о порядке и сроке заявления кредиторами требований к нему. Этот срок не может составлять меньше двух месяцев со дня публикации сообщения о прекращении юридического лица.

Такими печатными средствами массовой информации являются специальное приложение к газете "Правительственный курьер" и/или официальные печатные издания органа государственной власти или органа местного самоуправления по месту нахождения субъекта хозяйствования.

4. Комиссия принимает все возможные меры по выявлению кредиторов, и письменно уведомляет их о прекращении юридического лица.

5. После истечения срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечень предъявленных кредиторами требований, о результатах их рассмотрения. Этот баланс утверждается участниками юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица.

6. Ликвидационная комиссия оценивает имеющееся имущество, рассчитывается с кредиторами в такой очередности.

В первую очередь удовлетворяются требования по возмещению вреда, причиненного увечьем, иным повреждением здоровья или смертью, и требования кредиторов, обеспеченные залогом или другим способом.

Во вторую очередь удовлетворяются требования работников, связанные с трудовыми отношениями, требования автора о плате за использование результата его интеллектуальной, творческой деятельности.

В третью очередь удовлетворяются требования по уплате налогов, сборов (обязательных платежей).

В четвертую очередь удовлетворяются все иные требования.

Требования одной очереди удовлетворяются пропорционально сумме требований, принадлежащих каждому кредитору этой очереди. Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица, производится в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечению месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса. В случае недостаточности у ликвидируемого юридического лица денежных средств для удовлетворения требований кредиторов ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица.

7. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается участниками юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица.

8. Имущество юридического лица, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, передается его участникам, если иное не установлено учредительными документами юридического лица или законом.

В соответствии со статей 36 Закона Украины "О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц-предпринимателей" для проведения государственной регистрации прекращения юридического лица в результате его ликвидации председатель ликвидационной комиссии или уполномоченное им лицо после окончания предусмотренной законом процедуры ликвидации, но не ранее двух месяцев с даты публикации объявления в специализированном печатном средстве массовой информации, должен подать государственному регистратору такие документы:

– регистрационную карточку;

– свидетельство о государственной регистрации юридического лица;

– оригинал учредительных документов;

– акт ликвидационной комиссии с ликвидационным балансом, утвержденный решением учредителей (участников) или уполномоченного ими органа;

– справку соответствующего органа государственной налоговой службы об отсутствии задолженности по налогам, сборам, обязательным платежам;

– справку соответствующего органа Пенсионного фонда Украины об отсутствии задолженности;

– справки соответствующих органов фондов социального страхования об отсутствии задолженности;

– справку архивного учреждения о принятии документов, которые в соответствии с законом подлежат долгосрочному хранению.

В случаях, предусмотренных законом, дополнительно подается заключение аудитора о достоверности и полноте ликвидационного баланса.

Ликвидация юридического лица считается завершённой с момента внесения в Единый государственный реестр записи о его прекращении.

Специальный порядок ликвидации установлен для юридических лиц, признанных банкротами в соответствии с Законом Украины "О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом".

1. Організаційно-правові форми юридичних осіб.

2. Поняття й відіа господарських товариств.

3. Непідпріємніцькі організації.

4. Філії та представництва.

1. Організаційно-правові форми юридичних осіб.

Організаційно-правова форма - це типова модель юридичної особи, яка містить істотні її ознаки як суб'єкта права. Концепція ЦК виходить із наявності двох основних організаційно- правових форм юридичної особи – товариства та установи. Разом з тим слід враховувати частину 1 статті 83 ЦК, за якою юридичні особи можуть створюватися і у інших формах, встановлених законом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: