Государство как субъект управления общественными процессами

Государство, его форма и элементы.

План лекции:

1. Государство как субъект управления общественными отношениями.

2. Роль законодательной и исполнительной власти в государстве.

3. Основные элементы формы государства.

4. Основные характеристики формы Российского государства.

Государство как субъект управления общественными процессами, существует не одно тысячелетие, выступая в качестве универсальной организации общества. Оно есть форма и способ упорядочения и обеспечения нормальных условий для жизнедеятельности людей. Это самая большая в мире организация с исключительным качеством – всеобщность. Государство обладает всеми чертами организации: имеет иерархичную структуру, аппарат управления.

Понятие «государство» многогранно и может употребляться в нескольких значениях: как географическое понятие – «страна»; в значении «общества» (например, японское общество); иногда государство отождествляется с понятием «цивилизация» (российская цивилизация, китайская цивилизация).

В философской и политической литературе долгое время отсутствовало содержательное и терминологическое разделение понятий «государство» и «общество». Первым, кто обратил на это внимание, был Н. Макиавелли. Разграничил эти понятия Ж.-Ж. Руссо; позже Г. Гегель ввел понятие гражданского общества и государства.

Вопрос о происхождении государства, о его роли и соотношении с обществом остается предметом научных, да и политических дискуссий и поныне. В целом при определении сущности государства на современном этапе можно выделить пять основных подходов: теологический, классический (арифметический), юридический, социологический и кибернетический.

Теологический подход, исходивший из богоустановленности государства, использовался в средние века, в современной трактовке часто используется приверженцами мусульманского фундаментализма.

При классическом (арифметическом) подходе обычно выделяют признаки государства: основные – территория, население, публичная власть; вторичные – налоги, законы, суверенитет.

Юридический подход рассматривает государство как юридическую персонализацию нации (населения страны), анализируя государство как систему различных структур (органов) и правоотношений между ними.

При социологическом подходе, использовавшемся Руссо, Гоббсом и др., государство рассматривается как орган социальной солидарности, из чего исходят концепции государства-арбитра, идеи классового государства, социального государства и т. п.

Кибернетическая школа, возникшая в 60-е гг. XX века рассматривает государство как основной институт политической системы общества; особую уникальную систему в обществе, связанную с потоками информации внутренней и внешней среды.

Существуют и другие подходы к определению сущности государства: нормативный, элитарный, маркетинговый и другие.

Из множества определений государства, встречающихся в научной литературе, можно выделить два:

1. Государство в широком смысле слова – высшая форма организации человеческих сообществ; политический союз людей, подчиненных единой верховной власти и т.д.

2. Государство – это система политических и правовых связей и отношений между людьми, регулирующих общезначимые виды их поведения и деятельности – это политико-правовой институт, а точнее система особого типа социальных институтов, образующих организацию политической власти; форма организации, главная цель которой является выражение единой воли, обеспечение общих принципов, а также защита прав и свобод человека.

Признаки государства, выражающие сущность государства, как многогранного социального образования:

- территория – это ограниченное пространство, в пределах которого распространяется суверенитет государства, и где органы государственной власти осуществляют свои полномочия. Она включает сушу, недра, водное и воздушное пространство и др.;

- население – человеческое сообщество, проживающее на территории государства;

- публичная власть – способность, возможность и право определять общественное поведение и деятельность населения, проживающего на территории данного государства. Отличительными чертами государственной власти являются: всеобщность, универсальность, общеобязательность и легитимность;

- налоги – обязательные и безвозмездные платежи, взыскиваемые в заранее установленных размерах и в определенные сроки, необходимые для содержания органов управления и поддержания жизнедеятельности государства;

- право – система общеобязательных, законодательно закрепленных правил поведения; одно из важнейших средств управления, которое начинает формироваться с появление государства. Государство осуществляет правотворчество;

- армия – вооруженные силы, которые выполняют функцию защиты государства от внешних угроз;

- государственный суверенитет – способность государства проводить независимую внешнюю и внутреннюю политику, обеспечивать верховенство государственной власти на всей территории страны и независимость государства на международной арене. Различают внутренний и внешний суверенитет.

Иногда выделяют такие дополнительные признаки, как единый государственный язык, гражданство, государственная символика, единая денежная система, международное признание.

В теории государственного управления проблема функций современного государства выдвигается на первый план. Функции – это сложившиеся направления его деятельности в важнейших сферах общественной жизни, в которой реализуются и конкретизируются сущность и роль государства. В функциях проявляются присущие данному типу государства особенности и закономерности развития, состояние и динамика социально-экономических, политических, духовных процессов и отношений. Различают внутренние и внешние функции государства.

Внутренние функции государства – это основные направления деятельности государства по управлению внутренней жизнью общества: экономическая; политическая; социальная; правовая; экологическая.

Внешние функции государства – это основные направления деятельности государства на международной арене: оборонная; дипломатическая; внешнеэкономическая; внешнеполитическая; культурно-информационная; глобального сотрудничества.

В развитых странах сложились и конкурируют следующие концепции, обосновывающие роль государства в управлении обществом:

1. Либеральная (невмешательство в экономику), признающая основным регулятором общественной жизни свободный рынок; (Джефферсон, Дж. Кейнс). Существует еще неолиберальная концепция (вмешательство в экономику) – Ф. Хайек, Дж. Гильбрейт, С. Бытчиков и С. Глазьев.

2. Социалистическая, отстаивающая принцип централизованного планового государственного управления (реализовался в СССР в Сталинский период).

3. Концепция, сочетающая элементы неолиберальной и социалистической (социально ориентированная рыночная экономика, сочетание различных форм собственности). Она отражает современную объективную тенденцию развития мирового сообщества.

В литературе (в том числе международной) фигурирует понятие «белорусская модель» или «белорусский подход». Им обозначается вариант модернизации, избранный Беларусью. Отдельные зарубежные исследователи называют его «самодостаточной авторитарной версией» построения рыночной экономики при «интервенционистском» контроле со стороны государства. Или проще: «построение капитализма в отдельно взятой стране».

Прошедшие годы преобразований по «белорусской модели» принесли известную экономическую стабилизацию и прирост валового внутреннего продукта. В январе – мае 1999г. он достиг 5%, что составляет 83% от уровня 1990г.

Немецкие ученые из Кельна (Фогель и др.) в своем исследовании перспектив экономического и политического развития России до 2010 г. предполагают возможным один из сценариев политического развития российского общества по «самодостаточной авторитарной версии» «белорусского подхода».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: