Уровни качества
Пример.
Средняя продолжительность горения электроламп, изготовленных на предприятии, 400 часов. Эталонное значение срока службы 450 часов.
Тогда оценка качества - коэффициент качества:400/450 = 0,89
Вывод: качество не соответствует эталону.
Качество может быть оценено по нескольким параметрам. Применительно к электролампам, наряду с продолжительностью горения, учитывают КПД.
Пусть в приведенном примере КПД имеет эталонное значение 20 лм/Вт, а фактический КПД равен 18лм/Вт.
Коэффициент качества по второму параметру: 18/20 = 0,90
Для сводной или обобщённой оценки качества, Госстандартом РФ рекомендовано использовать среднюю геометрическую - извлечь квадратный корень из произведения индивидуальных коэффициентов качества:
√0,89 • 0,90 = 0,895
Это говорит о несоответствии качества эталону.
Таким образом, качество может соответствовать эталону, быть ниже или выше эталона.
Нельзя рассматривать качество изолированно, с позиций производителя и потребителя. Без обеспечения технико-эксплуатационных, эксплуатационных и других параметров качества, записанных в технических условиях ТУ, не может быть осуществлена сертификация продукции.
Разнообразные физические свойства, важные для оценки качества, сконцентрированы в потребительной стоимости.
Важными свойствами для оценки качества являются:
- технический уровень - отражает материализацию в продукции научно-технических достижений;
- эстетический уровень - характеризуется комплексом свойств, связанных с эстетическими ощущениями и взглядами;
- эксплуатационный уровень - связан с технической стороной использования продукции (уход за изделием, ремонт и др.);
- техническое качество - предполагает гармоничную увязку ожидаемых и фактических потребительных свойств в эксплуатации изделия (функциональная точность, надёжность, срок службы).
Итак, качество отражает эффективность всех сторон деятельности фирмы.
Большую роль в формировании современного представления о качестве сыграла Академия проблем качества РФ.
В результате сформировалось концептуальное видение качества как одной из фундаментальных категорий, определяющих образ жизни, социальную и экономическую основу для успешного развития человека и общества.
Такое видение качества представляется достаточно ёмким и более чётко определяет значение повышения качества.
1.2 Значение повышения качества
По мере развития экономических реформ, в России всё большее внимание уделяется качеству. В настоящее время, одной из серьёзных проблем для российских предприятий, является создание системы качества, позволяющей обеспечить производство конкурентоспособной продукции.
Система качества важна при проведении переговоров с зарубежными заказчиками, считающими обязательным условием наличие у производителя системы качества и сертификата на эту систему, выданного авторитетным сертифицирующим органом.
Система качества должна учитывать особенности предприятия, обеспечивать минимизацию затрат на разработку продукции и её внедрение. Потребитель желает иметь уверенность, что качество поставляемой продукции будет стабильным и устойчивым.
В теории и практике управления качеством выделены две проблемы:
качество продукции и менеджмент качества.
Обеспечение качества требует немалых затрат. До недавнего времени, основная доля в затратах на качество приходилась на физический труд. Но сегодня высока доля интеллектуального груда. Проблема качества не может быть решена без участия ученых, инженеров, менеджеров. Должно быть гармоничное сочетание всех составляющих профессионального влияния на качество.
Значение качества продукции состоит в том, что только качественная продукция открывает экспортную дорогу на платежеспособные западные рынки.