По мере совершенствования техники, технологии, организации производства и труда, изменения характера выпускаемой продукции изменяется и величина производственной мощности. В связи с этим различают входную, выходную и среднегодовую мощность планового периода.
Входная мощность (Мвх) – это производственная мощность предприятия (цеха, участка) на начало планового периода.
В течение планового периода в производство как вводится новое оборудование, новые площади (Мвв), так и происходит их выбытие (Мвыб). В результате на конец планового периода образуется выходная производственная мощность (Мвых).
Для плановых расчетов определяют среднегодовую производственную мощность:
- срок действия вводимой или выводимой производственной мощности, мес.
Баланс производственной мощности предприятия (на основе условного изделия).
Таблица Ошибка! Текст указанного стиля в документе отсутствует.. 3 Баланс производственной мощности по предприятию ___ на _ г.
Показатель | Количество изделий, шт. |
Производственная мощность (проектная) | 110000 |
Объем производства продукции | 100000 |
Производственная мощность на начало отчетного года | 84482 |
Выбытие мощности за отчетный период | - |
Прирост мощности за отчетный период | 3755 |
В том числе за счет: | |
Улучшения использования действующих мощностей | - |
Ввода новых мощностей | 3755 |
Увеличение (+) или уменьшение мощности (-) в результате изменения номенклатуры и ассортимента продукции | - |
Производственная мощность на конец отчетного года | 88237 |
Среднегодовая мощность отчетного года | 86986 |
Дополнительная потребность в мощности | 13014 |
Коэффициент использования проектной мощности | 0,9 |
Коэффициент использования среднегодовой мощности | 1,015 |
Экономическая эффективность производства
|
|
Экономическая эффективность производства (ЭЭП) – категория, которая выражает степень использования ресурсов и/или отдача затрат, выявленная соотношением:
Кроме экономической эффективности существует социальная эффективность, при расчете которой учитываются социальные факторы.
Существуют следующие виды результатов производственно-хозяйственной деятельности (ПХД):
Количественные результаты – выпуск продукции в натуральном и стоимостном выражении.
1. Объем реализуемой продукции в плане определяется как стоимость предназначенных к поставке и подлежащих оплате в плановом периоде: готовых изделий; полуфабрикатов собственного производства; работ промышленного характера, предназначаемых к реализации на сторону (включая капитальный ремонт своего оборудования и транспортных средств, выполняемых силами промышленно-производственного персонала), а также как реализация продукции и выполнение работ для своего капитального строительства и других непромышленных хозяйств, находящихся на балансе предприятия.
|
|
2. Объем продаж (объем реализованной продукции)- это стоимость товаров и услуг, произведенных и реализованных предприятием за определенный период времени.
- плановый объем реализованной продукции в стоимостном выражении,
- объем товарной продукции i-го вида в оптовых ценах предприятия,
- изменение остатков готовой продукции i-го вида на складе предприятия на начало и конец планируемого периода в оптовых ценах предприятия,
- изменение остатков готовой продукции i-го вида, отгруженной, но не оплаченной потребителем на начало и конец планируемого периода,
- количество видов товарной продукции.
3. Объем товарной продукции - это стоимость запланированных к выпуску готовых изделий, полуфабрикотов, комплектующих деталей и сборочных единиц, предназначенных для реализации на сторону; капитального ремонта, выполненного собственными силами, а также изделий и запасных частей, изготовленных для капитального ремонта, капитального строительства и собственных непромышленных хозяйств предприятия; инструментов и приспособлений для собственного производства. Объем товарной продукции выражается в оптовых и сопоставимых ценах и рассчитывается по формуле:
- товарная продукция (в оптовых или сопоставимых ценах),
- объем производства в натуральных единицах измерения.
- цена (оптовая) i-го вида продукции,
- объем услуг и работ j-го вида.
4. Валовая продукция - характеризует весь объем выполненной работы предприятием за определенный период времени (месяц, год, квартал). В составе валовой продукции входит как законченная, так и незаконченная продукция, так называемое незавершенное производство.
Объем валовой продукции включает весь объем работ, намеченный к выполнению в данном плановом периоде и рассчитывается по формуле:
- объем валовой продукции,
- объем товарной продукции,
- остатки незавершенного производства в стоимостном выражении на конец и начало планового периода,
- остатки инструментов и приспособлений собственного производства на конец и начало планового периода.
Валовую продукцию следует отличать от валового оборота, под которым понимается сумма стоимости продукции всех подразделений.
2. Качественные показатели
Прибыль (П)
Чистая продукция
Чистая продукция - это вновь созданная стоимость на предприятии. В нее входит оплата труда, выданная в виде заработной плата, и невыплаченная, но вошедшая в стоимость товара в виде налогов и различных начислений, а также прибыль. В чистую продукцию не входит перенесенная стоимость, созданная на других предприятиях (оплата сырья, материалов, энергии, топлива и амортизационных отчислений с основных фондов).
Объем чистой продукции рассчитывается по формулам:
- объем чистой продукции,
- объем реализованной продукции,
- материальные затраты, включаемые в себестоимость продукции,
- амортизационные отчисления на полное восстановление основных фондов,
- заработная плата с начислениями на нее,
- прибыль от реализации продукции.
Добавленная стоимость
Экономия на текущих затратах
- себестоимость продукции прошлого и отчетного года,
- объем производства отчетного года
Социальные результаты
Улучшение условий труда
Улучшение условий жизни
Повышение безопасности и т.д.
Ресурсы – все, что накоплено хозяйствующим субъектом, авансируется и используется в процессе производства.
Ресурсы - это авансируемые затраты.
Затраты – это потребленная часть ресурсов.