Создание и юридическое оформление нового предприятия

Характеристика и классификация предприятий

ТЕМА 3 ПРЕДПРИЯТИЕ КАК СУБЪЕКТ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

Почтовая связь.

Телевидение и радиовещание.

Сотовая связь.

Получит дальнейшее развитие сотовая связь. За 2006 год общее количество абонентов сетей сотовой подвижной электросвязи увеличилось на 1860 тысяч абонентов и составило 5960 тысяч. Планируется, что число её абонентов составит не менее 6 миллионов.

В целях увеличения охвата населения эфирным вещанием, а также повышения его качества предусмотрено строительство новых радиотелевизионных передающих станций в Барановичах, Копыле, Пружанах, Березино, Освея, Драготынь и Крупки, установка на действующих радиотелевизионных передающих станциях дополнительных передатчиков телевизионного (10) и радиовещания (20). Будут реализованы мероприятия технического перевооружения, направленные на снижение потребления электроэнергии.

До 2010 года будет организовано наземное цифровое телевизионное вещание во всех областных центрах.

Дальнейшее развитие почтовая связь получит, в первую очередь, за счет внедрения современных коммуникационных и Интернет-технологий при оказании услуг почтовой связи, расширения сети пунктов коллективного пользования, видов оказываемых услуг, в том числе банковских, дилерских и других.

На всех этапах развития экономики основным звеном являлось предприятие. Именно на предприятии осуществляется производство продукции, выполняются работы, оказываются услуги. Предприятие является основным налогоплательщиком, пополняет доходную часть государственного и местных бюджетов.

Предприятие (организация) представляет собой хозяйствующий субъект, который создается с целью выпуска продукции (или услуг) определенного вида. Оно самостоятельно осуществляет свою деятельность, имеет счет в банке, право юридического лица, может выполнять любые виды деятельности, если они не запрещены законом.

Для достижения поставленных целей предприятие наделяется имуществом. В соответствии с законом Республики Беларусь предприятие представляет собой имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности (ст. 132 Гражданского кодекса Республики Беларусь). При этом, имущественный комплекс предприятия может включать не только здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, но и земельные участки, различные права (на возвращение долгов, фирменные наименования, товарные знаки и т. д.).

Таким образом, предприятие (организация) является самостоятельным хозяйствующим субъектом, созданным в соответствии с действующим законодательством для производства определенного вида продукции, выполнения работ и оказания услуг с целью удовлетворения потребностей конкретных потребителей, а также обеспечения функционирования самого предприятия и его работников. Это и является главной целью и задачей предприятия (организации).

В стране деятельность предприятия регламентируется:

- Гражданским и Инвестиционным кодексами РБ;

- Декретами и Указами Президента;

- другими законодательными актами, относящимися к деятельности предприятий.

Для выполнения своих функций предприятие должно иметь на "входе" необходимые ресурсы: материально-технические, трудовые, информационные, а на "выходе" - готовую продукцию (услуги).

К основным характеристикам предприятия относятся:

- производственно-техническое единство - общность процессов производства, капитала, технологии;

- организационное единство - наличие единого руководства, единого плана;

- экономическое единство - общность материальных, финансовых и технических ресурсов, а также экономических результатов работы.

Предприятия в экономической системе классифицируются по различным признакам, среди них наиболее существенную роль признака классификации играет форма собственности. В таблице 2 представлены основные признаки классификации предприятий.

Таблица 2 – Основные признаки классификации предприятий

Классификационный признак Виды предприятий
   
Отраслевая принадлежность Промышленные Сельскохозяйственные Транспортные Предприятия связи Предприятия торговли Предприятия здравоохранения и др.

Продолжение таблицы 2

Форма собственности Государственные: - республиканской собственности, - коммунальной собственности Частные
Организационно-правовой статус Предприятия-товарищества: - полные товарищества - коммандитные товарищества Предприятия-общества: - открытые акционерные общества - закрытые акционерные общества - общества с ограниченной ответственностью - общества с дополнительной ответственностью - дочерние и зависимые общества Производственные кооперативы Унитарные: - основанные на правах хозяйственного ведения основанные на правах оперативного управления (казенные предприятия)
Цель деятельности Коммерческие Некоммерческие
Вид деятельности Предприятия материального производства - добывающие - перерабатывающие - предприятия грузового транспорта - складские - торговые (оптовая торговля) и др. Предприятия сферы услуг - банки - страховые компании - предприятия пассажирского транспорта - консалтинговые фирмы - предприятия здравоохранения предприятия образования предприятия организации досуга и др.
Продолжительность производственного цикла Непрерывный производственный цикл Прерывный производственный цикл
Количество видов (структура) производимой продукции (состав типов продукции) Многопрофильные (универсальные) Специализированные Комбинированные (смешанные) Узкоспециализированные (производящие ограниченное число товаров)
Степень концентрации (размер) Крупные Средние Малые

Продолжение таблицы 2

   
Характер воздействия на предмет труда Добывающие Перерабатывающие (обрабатывающие)
Экономическое назначение продукции Производственные Непроизводственные
Устойчивость производственного процесса во времени (возможность круглогодовой работы) Сезонные Несезонные (круглогодичного действия)
Доминирующий фактор осуществления деятельности (вид затрат) Трудоемкие Материалоемкие Энергоемкие Капиталоемкие Наукоемкие и т.д.
Участие иностранного капитала Совместные Иностранные Национальные

Создание предприятия основывается на определенных законодательно регулируемых принципах и проходит несколько этапов:

- возникновение идеи о создании нового предприятия (организации), необходимого для производства конкретных видов продукции, товаров (работ, услуг);

- изучение и определение возможностей использования новых технологий, средств и предметов труда;

- изучение рынка, на удовлетворение потребностей которого должно работать предприятие;

- подбор поставщиков необходимых факторов производства (сырья, материалов, комплектующих изделий, оборудования, энергетических ресурсов, информации и др.);

- подбор соучредителей предприятия (организации);

- определение финансовых источников, необходимых для формирования уставного капитала (уставного фонда), нужного для первоначального этапа функционирования предприятия;

- разработка учредительных документов и бизнес-плана;

- проведение организационных мероприятий по созданию предприятия (организации) в зависимости от организационно-правовой формы и формы собственности;

- осуществление государственной регистрации предприятия, изготовление печатей, штампов;

- постановка на учет в органе государственной налоговой службы, в территориальном органе пенсионного фонда и др.

Порядок создания юридических лиц регулируется специальными законами и законодательными актами. К ним относятся: Гражданский кодекс Республики Беларусь, Закон об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и обществах с дополнительной ответственностью и др.

В соответствии с законодательством Республики Беларусь установлены два основных учредительных документа, которые необходимо иметь предприятиям в зависимости от организационно-правовой формы собственности: устав и учредительный договор.

В учредительных документах в обязательном порядке должны определяться:

- наименование юридического лица;

- местонахождение;

- цели и предмет деятельности;

- порядок управления деятельностью;

- условия о размере и составе уставного фонда;

- порядок образования имущества;

- условия и порядок распределения прибыли и убытков;

- порядок реорганизации и ликвидации и др.

Регистрация - это в законодательном порядке установленная процедура легализации деятельности субъектов хозяйствования. Государственной регистрации подлежат все вновь создаваемые (реорганизованные) субъекты хозяйствования.

Деятельность юридических лиц, осуществляемая без государственной регистрации, запрещается и признается незаконной.

Регистрация субъектов хозяйствования производится по месту их нахождения после утверждения фирменного названия на основании документов, представляемых их учредителями.

К государственным органам, осуществляющим регистрацию, в зависимости от вида деятельности коммерческих и некоммерческих организаций относятся: Национальный банк, Комитет по надзору за страховой деятельностью при Министерстве финансов, администрации свободных экономических зон, Министерство юстиции Республики Беларусь, Министерство иностранных дел Республики Беларусь, областные исполкомы и Минский городской исполком, городские исполкомы областных центров Республики Беларусь.

Для государственной регистрации коммерческих и некоммерческих организаций учредители представляют в регистрирующий орган основные документы:

- заявление, оформленное в установленном порядке;

- копия решения о создании юридического лица;

- учредительные документы;

- документы, подтверждающие формирование в соответствии с законодательством уставного фонда коммерческой организации;

- документы, содержащие сведения о собственниках имущества (учредителях, участниках) коммерческих организаций - физических лицах;

- справку налогового органа по месту жительства физического лица - собственника имущества (учредителя, участника) коммерческой (некоммерческой) организации о предоставлении декларации о доходах и имуществе;

- гарантийное письмо или другой документ, подтверждающий право на размещение юридического лица по месту нахождения;

- платежный документ, подтверждающий внесение платы за государственную регистрацию и др.

При принятии решения соответствующим органом о государственной регистрации субъекта хозяйствования сведения о данном юридическом лице вносятся в Единый государственный регистр, и выдается свидетельство о его регистрации.

После осуществления процедуры государственной регистрации для субъектов хозяйствования наступает организационный период, в течение которого они обязаны легализовать свою деятельность путем проведения следующих действий:

- в 10-дневный срок со дня государственной регистрации стать на учет в качестве налогоплательщика в налоговой инспекции по месту своего расположения;

- зарегистрироваться в органах статистики с присвоением кодов видов деятельности;

- выбрать обслуживающий банк и открыть в нем расчетный счет, зачислив на него при необходимости сформированный в установленном порядке и размере уставный фонд;

- стать на учет в фонд социальной защиты населения;

- осуществить найм квалифицированного персонала;

- заключить договоры аренды административных и производственных помещений, расчетно-кассового обслуживания и иные хозяйственные договоры;

- осуществлять объявленную в учредительных документах деятельность в соответствии с установленными правилами (например, в течение б месяцев со дня регистрации должны быть получены необходимые лицензии и организовано производство);

- обеспечить движение денежных средств по счету в срок не позднее 3 месяцев со дня открытия счета;

- разместить органы управления юридического лица по указанному в учредительных документах адресу, а также обеспечить нахождение по этому адресу документов бухгалтерского учета и отчетности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: