Развития значения слова в онтогенезе

Л. С. Выготским было сформулировано положение о том, что значение слов развивается как по своему строению, так и по той системе психологических процессов, которые лежат в его основе. Он назвал свое основное положение положением о смысловом и системном развитии значения слова.

Под смысловым развитием значения слова Л. С. Выготский понимал тот факт, что в процессе развития ребенка отнесение слова к предмету, выделение соответствующих признаков и отнесение предмета к известной системе категории не остаются неизменными, а меняются по мере развития ребенка.

Под системным развитием слова он понимал, что за значением слова на разных этапах стоят разные психологические процессы, и таким образом с развитием значения слова меняется не только его смысловое, но и его системное психологическое строение.

Л. С. Выготский обнаружил, что значение слова у ребенка развивается в процессе его роста. Развитие значения начинается у ребенка в 6 месяцев (когда для ребенка слово стало знаком) вместе с предметной отнесенностью, но только при определенных условиях: жест, положение ребенка, интонация, кто говорит, сохранные сенсорные системы. Постепенно эти условия отпадают, но долго остается интонация. К 8-9 месяцам появляется предметная отнесенность своих лепетных слов – но этот лепет имеет предметное значение, смысл.

При изменении значения слова меняется не только его смысловая структура, меняется и та система психологических процессов, которая стоит за этим словом.

У ребенка в возрасте 2-2,5 лет значение слова широкое, диффузное и ведущую роль здесь занимает аффективные связи (эмоциональное отношение), ощущение чего-то приятного. Для старшего дошкольника и младшего школьника по мере развития наглядного мышления и расширение практического опыта за значением стоит конкретная ситуация, наглядный опыт, его память, воспроизводящая определенную ситуацию. А для взрослого ведущую роль играет система логических связей, которая стоит за этим словом, благодаря развитию логического мышления.

Например, на ранних этапах слово «магазин» обозначает какое-то место, откуда ему приносят приятный, хрустящий хлеб, конфету или пряник. Поэтому за словом «магазин» у ребенка кроются аффективные связи, и по сути говаря, это еще не объективное значение слова, это, скорее, аффективный смысл, который имеет в его жизни «магазин».

Для ребенка позднего дошкольного или раннего школьного возраста «магазин» означает уже конкретное место, куда ходят покупать продукты, куда иногда его посылают за покупками. Этот магазин находится на углу или через дорогу. Слово «магазин» лишается у него только аффективного значения, смысл постепенно становится дополнительным, подчиненным; ведущую роль приобретает наглядный образ конкретного магазина, определенная функция магазина; когда ребенку позднего дошкольного возраста в соответствующем контексте говорят слово «магазин», оно вызывает у него целую конкретную ситуацию магазина, где покупают вещи или продукты.

Совершенно другое значение имеет слово «магазин» для взрослого, например для экономиста. Предметная отнесенность остается прежней, но за словом «магазин» кроется уже целая система понятий, например экономическая система обмена, или формула «деньги — товар — деньги», или форма обмена (социалистический обмен, кооперативный обмен, капиталистический обмен) и т. д. Значит, смысловое строение слова «магазин» не остается одним и тем же, оно меняется, его значение развивается.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: