Словообразование

Декорреляция

Усложнение

процесс, противоположный опрощению: ранее нечленимая основа стала членимой (основа усложняется). Усложнение происходит по двум причинам:

  1. По аналогии
Историч.   Соврем.
Zonndek из голландского языка, под влиянием существительных с суф. –ик (столик) зонт-ик
     
flaszka из польского языка, слово было с нечленимой основой, по аналогии со словами типа «дорожка, тележка» фляж-к-а ( ср. фляга)
  1. Появление родственных слов у заимствованных слов
Историч.   Соврем.
трагедиj-а заимствовано в 16 в., не имело однокоренных слов. Современные однокоренные слова: траг-ик, траг-ич-н-ый траг-едиj-а
     
гравюр-а из фр. яз. Современные однокоренные слова: грав-ёр, грав-ирова-ть, грав-иров-щик грав-юр-а

Это приводит к появлению связанных корней.

Но некоторые заимствованные слова не получают родственных слов, поэтому суффиксы не выделяются.

Сравни: сержант

лейтенант

Но: оккуп-ант (оккуп-ирова-ть, оккуп-ациjя)

ассист-ент (ассист-ирова-ть)

Но: доцент

не затрагивает морфемного состава основы, но меняет соотношение между производной и производящей основами.

Современ. Историч.
ловец ( тот, кто ловит ) ¬ лови ть (усечение мотивирующей основы) ловец ¬ ловъ (сущ.)
   
резьба ¬ реза ть резьба ¬ резь (сущ.)
   
заморозки ¬ заморози ть заморозки ¬ замороз ы

Т.О. в ДРЯ была большая роль именных основ.


1. Основные понятия S/Оия

2. Ступенчатый характер русского S/Оия

3. Мотивирующая основа и S/Оый формант

4. Основные способы русского S/Оия

1. Основные понятия S/Оия

S/Оие как раздел науки о языке дает описание S/Оой системы РЯ с синхронной т.з. (с т.з. современного состояния). В S/Оии рассматривается структура уже имеющихся SS и способы, которыми образуются новые слова.

Со S/Оой т.з. слова делятся на производные и непроизводные. Из двух семантически соотносимых друг с другом SS с общим корнем одно является более простым, а другое более сложным, вторичным.

вод а ® вод ян ой ( Z «живущий в воде» или «имеющий отношение к воде» )


Между этими словами отношения мотивации, или производности.

Новое слово всегда сложнее. Эти отношения — отношения S/Оой производности (или выводимости, или мотивации). Отношения мотивации обнаруживаются только в парах слов.

Словообразовательная мотивация — это отношение между двумя однокоренными словами, значение одного из которых:

§ либо определяется через значение другого (домдомик «маленький дом», победитьпобедитель «тот, кто победил»),

§ либо тождественно значению другого во всех своих компонентах, кроме грамматического значения части речи:

Например: бежатьбег — эта пара слов имеет одинаковое Z «двигаться быстро, резко отталкиваясь от земли ногами». Поэтому в «Толковом словаре Ожегова-Шведовой» не приводится лексическое Z слова бег, а дается отсылка к слову бежать. Однако эти слова имеют разное грамматическое Z, т.к. принадлежат к разным ЧР: слово бежать — глагол — имеет грамматическое Z действия, процесса, а слово бег — сущ. — имеет Z предмета. Такое наиболее общее грамматическое Z, свойственное всем словам одной ЧР, называют категориальным Zем.

белый (категориальное Z признака) — белизна (категориальное Z предмета)

быстрый (категориальное Z признака) — быстро (категориальное Z признака качества)

Одно из слов, связанных отношениями мотивации, является мотивирующим, а другое — мотивированным или производным.

Приемы установления мотивации:

1. Если ZZ слов разные, то производным является формально более сложное: горохгорош ин а, бежатьвы бежать.

2. Если ZZ слов разные, но формально они одинаково сложные, то производным будет являться слово с большей семантической сложностью, т.е. то слово, Z которого определяется через другое слово: физика → физик «тот, кто занимается физикой», художникхудож ниц а «женщина-художник».

3. Если слова имеют одинаковые Z, кроме значения части речи, производным будет слово с противоречием между значением корня и Z части речи: коситькось б а, дутьдуть j ё, выходитьвыход Ø, атаковатьатак Ø а; красныйкраснота, синийсинь.

4. Если слова различаются по стилистической окраске, то производным будет стилистически отмеченное слово: Табурет → табурет к а и т.д.

Отношения выводимости существуют всегда только между 2 словами, но производных слов м.б. несколько.

вода ® вод ян ой ® водян ист ый ® водянист ость

           
     


это отношения мотивации между парами слов

А последовательное соединение производных SS образует S/Оую цепочку (по принципу последовательного подчинения, при этом КАЖДОЕ НОВОЕ СЛОВО ОБРАЗУЕТСЯ ТОЛЬКО ПРИ ПОМОЩИ ОДНОЙ МОРФЕМЫ).

2. Ступенчатый характер русского S/Оия

Т.о. родственные слова м. О-овывать несколько цепочек, а совокупность словообразовательных цепочек составляет S/Оое гнездо родственных слов. Это гнездо иначе называют S/Оой парадигмой.

S/Оое гнездо состоит из нескольких цепочек, в каждой цепочке идет последовательное подчинение, которое А.Н. Тихонов определил как ступенчатый характер русского S/Оия.

  дом ® домик
домишко
домовой
домашний ®

Каждое из этих производных слов составляет пару со словом дом, но между собой SS первой ступени немотивированы.

S/Оовательных ступеней м.б. несколько. При S/Оом анализе необходимо учитывать ступень (напр. водянистость находится на 3 ступени). Некоторые слова м.б. на 6 ступени.

клей ® | клé и ть ® | при клéить ® | прикле ива ть ® | приклеивать ся (4 ступень)

3. Мотивирующая основа и S/Оый формант

Каждая производная основа разделяется на мотивирующую основу и S/Оый формант.

Мотивир. основа — это такая основа, кот. используется для Оия нового слова. Из мотивирующей основы мы выводим Z другого слова. И эта мотивирующая основа всегда рассматривается в паре SS.

Мотивир. основа м.б. производной и непроизводной.

В качестве мотивир. основы м. выступать:

· основа слова

· все слово (при образовании с помощью приставки, постфикса):

по строить ¬ строить

учить ся ¬ учить

· словосочетание или сочетание слов

вуз ¬ в ысшее у чебное з аведение

лесостепь ¬ лес и степь

сухофрукты ¬ сух ие фрукты

Словообразовательный формант — это формальные показатели, которые образуют новое S.

Разновидности формантов:

· аффиксы:

пере строить

лес н ой

со курс ник

· порядок следования частей и особое ударение

нижеследующий

Глубóкоуважаемый ( если глубокó, то это наречие )

В S/Оии существуют понятия S/Оого Z и S/Оого типа.

S/Оое Z — это Z, которое ВЖ с пом. S/Оого форманта. Это Z свойственно одноструктурным словам:

суф. – тель — общее S/Оое Z лица (читатель, писатель, учитель)

м. иметь S/Оое Z предметности (растворитель, усилитель)

S/Оый тип имеет следующие признаки:

· SS, относящиеся к одному типу, мотивируются основами слов одной ЧР (сущ., прил., глаг.)

· имеют одинаковый S/Оый формант

· имеют одинаковое S/Оое Z.

Тип — глаголы со Z становления

синеть, белеть, чернеть — образованы от основ прилаг. с пом. суф. –е, суф.-е- имеет Z становления признака.

Тип — глаголы с суф. –ну

чихнуть, сверкнуть, свернуть — образованы от глаголов при пом. –ну- со Z однократного действия.

4. Основные способы русского S/Оия

Способ S/Оия — это более крупная единица системы S/Оия, чем S/Оый тип. В способе S/Оия объединяется несколько S/Оых типов, где используется одинаковый вид формантов. В зависимости от того, какой формант используется, различают морфемный и неморфемный способы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: