История СССР

Пара 1-2.
Лекция № 1. Российский парламентаризм в начале 20-ого века.

1. После смерти Александра Третьего российским императором стал его старший сын Николай. В адрес нового императора посыпались земские петиции и адреса, в которых высказывались достаточно умеренные требования:
- включить в высший орган империи выборных представителей от земств
- предоставить минимальные политические свободы

Однако в своей первой публичной речи, 17 января 1895 года царь заявил, что будет «охранять начало самодержавия так же твердо и неуклонно, как охранял его мой незабвенный покойный родитель». И только Первая русская Революция заставила царя решиться на реформирование политической системы.

Впервые о возможности привлечь избранных представителей народа «к участию в предварительной разработке и обсуждению законодательных предположений» Николай Второй заявил в рескрипте 18 апреля 1905 года. Разработка законопроекта об учреждении Думы – высшего представительного органа, и положений о выборах в нее, было поручено министерству внутренних дел, возглавляемое А. В. Булыгиным. 6 августа 1905 года были опубликованы царский манифест об учреждении Гос. Думы и положение о выборах в нее. «Булыгинская Дума».

Даже с первого прочтения опубликованного проекта становилось понятно, что он не соответствует уровню политического ожидания общества. России «даровался» новый государственный орган – Дума, для «предварительной разработки и обсуждения законодательных предположений и рассмотрении росписей гос. доходов и расходов». Дума наделялась лишь законосовещательными функциями.

Революционные события осени сорвали выборы в этот орган и заставили власть предложить более радикальный вариант. 17 октября 1905 года Николай Второй подписал Манифест, даровавший населению гражданские права и свободы и Думу с законодательными полномочиями.

Существенные изменение произошли и в высших органах исполнительной власти. Указом императора от 19 октября 1905 года была создано объединенное коллегиальное правительство – Совет Министров. Председатель СМ получил право контролировать деятельность министров, представлять правительство перед императором и законодательными учреждениями. За министрами оставалось право всеподданнейших докладов царю, но они должны были согласовывать их с Премьер Министром. В соответствии с основными законами совет министров наделялся правом законодательной инициативы, разработки законопроектов и внесение их в Думу. Первый председатель СМ – Витте.

11 декабря 1905 года был издан царский указ об изменении положения о выборах в Государственную Думу. Согласно закону все избиратели делились на 4 курии: землевладельцы, горожане, рабочие, крестьяне. Для участия в выборах по землевладельческой курии устанавливался земельный ценз – владение от 100 десятин земли, и имущественный ценз – наличии недвижимой собственности, стоимостью не менее 15 000 рублей. Во второй курии, городской, в выборах могли участвовать все плательщики налогов, в том числе квартирного. По рабочей курии к выборам допускались лица, работающие на предприятиях, имеющих не менее 50 работников, при этом рабочий стаж на данном предприятии должен составлять не менее 6 месяцев. По всем куриям к выборам не допускались женщины, молодежь (до 25 лет), военнослужащие, некоторые национальные меньшинства; то есть выборы не были всеобщими. Не были они и равными, так один выборщик приходился:
- в землевладельческой курии на 2 000 населения
- в городской на 4 000
- в крестьянской на 30 000
- в рабочей 90 000

Выборы были непрямые, а двухступенчатые для землевладельческой и городской курии, трехступенчатые - для рабочей, четырех - для крестьянской.

Депутаты Государственной Думы избирались на 5 лет в специально созданных избирательных округах тайным голосованием. Дума созывалась указами императора два раза в год: весенняя и осенняя сессия. При вступлении в должность депутаты подписывали торжественное обещание исполнять свои обязанности «храня верность его Императорскому Величеству, Государю Императору и Самодержцу Всероссийскому и памятуя лишь о благе и пользе России». Закон предоставлял им депутатский иммунитет, согласно которому арест депутата допускался в исключительных случаях с санкции судебных органов, при этом судебная власть должна была заручиться поддержкой со стороны большинства законодательной палаты. Работа Думы носила гласный характер, обеспечивающийся публикации стенографии парламентских заседаний, за исключением закрытых, которых было очень мало, допуском публики на собрания (по личным рекомендациям депутатов), присутствие прессы. При Думе было аккредитовано 62 отечественных и 31 иностранное периодическое издание, в том числе 10 из Германии, по 4 из Англии и Франции.

Важнейшей деятельностью Думы было обсуждение и утверждение новых законов. В компетенцию Думы входила так же утверждение бюджета, «государственной росписи» страны. Однако это право не распространялось на расходы по содержанию царского двора, на платежи по государственным долгам, на чрезвычайные расходы военного времени, на государственные займы. Эти проблемы разрешал государь-император в порядке верховного управления.

Голосование в Думе проводилось, как правило, вставанием со своих мест тех депутатов, которые не поддерживали выносимое на голосование решение. Сторонки его принятия продолжали сидеть. К закрытому (тайному) голосованию шарами или записками прибегали при выборах должностных лиц и т.п. По требованию не менее 30 депутатов могло быть проведено поименное голосование именными бюллетенями, но оно применялось крайне редко.

Работой Госдумы руководил ее председатель, председателям по обычаю выбирался лидер фракции, составляющей думское большинство. Согласно парламентской традиции депутаты, члены одной партии или близкие по взглядам, распределялись по фракциям, хотя законы не предусматривали никаких объединений. Нередко во главе фракций находились лидеры политических партий. При этом в Думе свободно функционировали фракции нелегальных партий.

Существенным недостатком парламентской системы, значительно ограничивающим ее возможности, являлась отсутствие механизма ответственности правительства перед народным представительством. Правда, Дума могла осуществлять косвенный контроль, преимущественно в форме запросов министрам по поводу незаконных действий властей. Запросы могли подаваться за подписью не менее 30 депутатов, на эту работу отводилось 2-3 вечерних заседаний в неделю.

Стремление иметь противовес Думе привело к реорганизации Государственного Совета. Манифестом от 20 февраля 1906 года он был так же наделен законодательными функциями, превратившись, по сути, в высшую законодательную палату с правом налагать вето на решения Думы. Половина членов Госсовета назначалась царем, половина – избиралась, но избирались не населением, а некоторыми привилегированными учреждениями и общественными организациями. Правом выбора обладали: Синод, посылавший 6 человек; Губернские земские собрания – 1 человек от каждого, дворянские губернские и областные общества – 18 человек; объединения академиков и профессоров университетов – 6 человек, крупные промышленные организации – 12 человек, и финляндский сейм – 2 человека.

В апреле 1906 года царь утвердил новую редакцию основных законов Российской Империи, которые определяли структуру и принципы взаимодействия высших государственных органов. При определении полномочий императорской власти слово «неограниченная» было заменено на «верховная», ибо отныне «Государь-император осуществляет законодательную власть в единении с Госсоветом и Думой», при этом сохранялось понятие «самодержавная власть», которая мыслилась, как гарант целостности «единого и нераздельного» российского многонационального государства.

Император сохранил всю полноту власти по управлению страной через Правительство, ответственное лишь перед ним, руководству внешней политикой, управлением армией и флотом. Он мог издавать в перерывах между сессиями Думы законы, которые затем лишь формально ею утверждались. Это право предоставлено 87 статьей «Основных законов». Государственная Дума не имела право изменять основные законы империи, но могла быть распущена указом императора до истечения срока ее полномочий. Однако император не имел право изменять избирательный закон без согласия на то Думы. Вторая глава «Основных законов» содержала статьи о правах и обязанностях населения. Она обещала гражданам неприкосновенность личности, жилища и собственности, право на свободное избрание местожительства и профессии, право свободного выезда заграницу, свободу вероисповедания, право «в пределах установленных законом» выражать и распространять свои мысли, несколько ранее, 27 августа 1905 года, была восстановлена университетская автономия.

Пара № 3-4.

В марте-апреле 1905года прошли выборы в Думу, были выбраны 409 депутатов. Из них 142 – крестьяне, 27 – ремесленники и работники фабрик, 120 – интеллигенция: чиновники, адвокаты, врачи, инженеры, профессора, учителя, журналисты. В Думе оказались 46 помещиков и управляющих поместьями, 5 фабрикантов и управляющих фабриками, 16 священников, 73 земских, городских и дворянских служащих. Только 42% депутатов имели высшее образование, 111 депутатов имели опыт работы на выборных должностях, в земском или городском самоуправлении.

Самой крупной оказалась кадетская фракция - около 180 депутатов. Второй по численности была фракция трудовиков, около 100 депутатов. Около 70 депутатов являлись членами различных национальных групп и партий, 100 человек объявили себя беспартийными. Представители правых партий в Думу не попали, большевики и эсеры бойкотировали выборы в Первую Государственную Думу. Председателем Первой Думы стал профессор Московского университета, специалист по Римскому Праву, кадет, С.А. Муромцев.
26 апреля 1906 года состоялась торжественное открытие Первой Государственной Думы.

Первое столкновение Думы с Правительством произошло уже 5 мая, когда депутаты почти единодушно одобрили «ответный курс» на речь, произнесенную Николаем на встрече с депутатами 27 апреля в Зимнем дворце. Документ был составлен в духе кадетской программы, он включал требования создания ответственного перед Думой министерства, упразднение Госсовета, введение всеобщего избирательного права, отмены смертной казни и тому подобное. По настоятельному требованию крестьянских депутатов было внесено требование решения аграрного вопроса на принципах отчуждения частновладельческих, удельных, монастырских и церковных земель. Однако Николай отказался принять президиум Думы, который должен был вручить ему адрес. Уже 13 мая с правительственной декларацией в Думе выступил И.Л. Горемыкин, председатель Совета Министров. На все основные положения думского адреса правительство ответило решительным отказом. Дума ответила требованием отставки правительства. В ответ Горемыкин объявил бойкот Думе, он перестал появляться на заседаниях, рекомендовал делать это же и своим министрам. Был приостановлен процесс разработки и отправки в Думу законопроектов. Сознательным унижением депутатов стал присланный в Думу первый законопроект об ассигновании 40000 рублей на постройку пальмовой оранжереи и сооружении прачечной при университете. Дума стала обсуждать свои собственные проекты. И 23 мая 1906 года фракция трудовиков выступила с законопроектом, подписанным 104-я депутатами, они потребовали объявить землю, с ее недрами и водами, собственностью народа и передать пригодную для сельского хозяйства землю в пользование (а не в собственность) тем, кто будет обрабатывать ее своим трудом. Помещикам предлагалось оставить лишь «трудовую норму», остальная земля изымалась за вознаграждение. В процессе обсуждения часть трудовиков выдвинула еще более радикальный проект («проект 33-ех») - немедленное и полное уничтожение частной собственности на землю и объявление ее, вместе с недрами и водами, общей собственностью всего населения России.
Горемыкин, стремясь дезавуировать решение Думы, опубликовал 20 июня 1906 года Правительственное сообщение по аграрному вопросу, категорически отвергающее идею отчуждения помещичьих земель. Дума сочла себя оскорбленной и решила выпустить свое обращение к стране по аграрному вопросу. Это давало повод обвинить Думу в революционных замыслах и распустить ее. В итоге 9 июля 1906 года царским манифестом Первая Дума была распущена, проработав всего лишь 72 дня, приняв за это время 391 запрос о незаконных действиях Правительства.
Одновременно с роспуском Думы в отставку был отравлен Горемыкин, новым председателем стал Петр Аркадьевич Столыпин. После роспуска Думы около 200-от депутатов собрались в Выборге, где приняли воззвание к «Народу от народных представителей». В нем говорилось, что Правительство сопротивляется наделению крестьян землей, что оно не имеет права без народного представительства собирать налоги, делать займы, призывать солдат на военную службу. «Воззвание» призывало к пассивному сопротивлению: саботировать призыв в армию, не платить налоги. Против подписавших воззвание было возбуждено уголовное преследование. По решению суда все «подписанты» отсидели по 3 месяца в тюрьме, а затем были лишены избирательных прав при выборах в новую Думу и на другие общественные должности.


Выборы во Вторую Государственную Думу прошли в феврале 1907 года. В них приняли участие все политические силы страны, в том числе социал-демократы и эсеры. Социальный состав Думы существенно не изменился: 169 депутата – крестьяне, 32 – рабочие, 20 – священники, 17 – коммерсанты, 57 депутатов – помещики и управляющие поместьями, 6 – промышленники и директора заводов, 119 – лица интеллектуального труда. Образовательный ценз несколько ниже: 39% высшее образование, 51% - среднее, 40 – низшее и домашнее, 1 % - неграмотные. Из 509 депутатов, избранных к 1 апреля, 32 уже имели опыт работы в Первой Думе, 46 – занимали выборные должности ранее по местному самоуправлению. В то же время партийный состав оказался более радикальным. Трудовики 104 депутата, кадеты – 98, социал-демократы – 65, эсеры – 37, октябристы – 32, монархисты – 10, польское коло – 46 человек, мусульманская фракция – 30 человек, 50 – группа беспартийных.
20 февраля 1907 года Дума начала свою работу. Председателем Думы был избран видный земский деятель, кадет, Ф.А. Головин. Шестого марта с Правительственной декларацией в Думе выступил Столыпин. Он предложил депутатам утвердить указ от 9 ноября 1906 года. Однако Дума отказалась это сделать и принялась за обсуждение собственных аграрных проектов. Тон задавали левые партии, они потребовали полной и безвозмездной конфискации помещичьих земель и превращение их в общую собственность. Роспуск Думы был неизбежен, но чтобы не связывать это с аграрным вопросом Правительство обвинило 55 депутатов (социал-демократы) в заговоре и потребовала дать санкцию на немедленный арест 16 из них. Дума ответила созданием специальной комиссии для разбора дела, Правительство, однако, и не думало ждать итогов работы комиссии. 3 июня 1907 года был издан царский Манифест о роспуске Второй Думы.
Роспуск Второй Думы был с ликованием встречен монархистами: они считали, что необходимо полностью покончить с этим учреждением. Ведь согласие на созыв Думы было вырвано у царя грубой силой, теперь же, когда с Революцией покончено, пора возвращаться к традиционному, самодержавному правлению. Столыпин был не согласен с подобной точкой зрения, по его мнению, Дума, как орган народного представительства, может быть чрезвычайно полезна для поддержания законности и порядка в стране, если она будет работать рука об руку с правительством, а не конфликтовать с ним. Чтобы сделать Думу работоспособной необходимо изменить состав депутатов, а для этого есть только один способ – изменить избирательный закон. Но «Основные Законы Российской Империи» предоставляли это право только самой Избирательной Думе. Тем не менее, ради претворения в жизнь своих замыслов Столыпин был готов на прямое нарушение закона, Николай второй поддержал его в этом вопросе и 3 июня 1907 года одновременно с роспуском Второй Думы был обнародован новый избирательный закон. Третья Дума избиралась по новому закону, землевладельцы составляли половину депутатов – 242 человека, крестьянство - 79, рабочие и ремесленники – 16. К моменту открытия Думы ее депутаты распределялись по фракциям следующим образом. Наибольшее представительство имели «октябристы» - 154 человека, и монархисты – 147 человек, кадеты получили 54 мандата, социал-демократы – 19 человек, трудовики – 14, национальные партии и группы - 52, эсеры бойкотировали выборы. В третьей Государственной Думе сменилось три председателя. Хомяков (ноябрь 1907 - март 1910), Гучков (март 1910 - март 1911), М.В. Родзянко (март 19011 – июнь 1912).
Первое заседание Думы состоялось 1 ноября 1907 года, получив удовлетворяющий его состав Думы Правительство смогло начать обсуждение аграрного закона. Уже 14 июня 1910 года Дума приняла, утвержденный Николаем, законопроект «касающийся крестьянского землевладения». Отработав весь срок, Третья Государственная Дума завершила свою деятельность 9 июня 1912 года.
Четвертая Дума начала работу 15 ноября 1912 года. Председателем вновь избран М.В. Родзянко. По своему партийному составу она почти не отличалась от третьей: фракция русских националистов и умеренно правых насчитывала 88 человек, правых депутатов - 65 человек, расколовшиеся на несколько фракций октябристы имели 98 мандатов, кадеты – 59 депутатов, трудовая группа – 14 человек, социал-демократическая партия - 14 человек, национальные движения - 21 депутат. Всего 442 депутата.
Тем не менее, по настроению Четвертая Государственная Дума была оппозиционной, это связано с тем, что правительство под давлением правых отказалась от большей части своих реформаторских поисков. С началом Первой мировой войны Дума поддержала Правительство, и 22 июня проголосовала за военные кредиты, против выступила только социал-демократическая фракция. Однако поражение войск в 1915 году и рост революционного движения нарушило единение царя и Думы. Почти все фракции, за исключением правых, выступали с критикой Правительства, требуя создания «Правительства народного доверия». Лидер кадетов, П.Н. Милюков выступил с идеей создания в Думе «прогрессивного блока», включавшего в себя всех депутатов - приверженцев умеренных реформ, для оказания мощного парламентского давления на Правительство. 22 августа 1915 года большинство фракций Государственной Думы и часть депутатов Государственного Совета подписали «Соглашение о создании прогрессивного блока». Вне блока остались лишь крайне правые и националисты - справа и большевики слева. Программа, выдвинутая блоком, была умеренной: создание «Правительства доверия», частичная амнистия политических заключенных, отмена некоторых ограничений в правах национальных меньшинств, восстановление деятельности профсоюзов. Однако и эта программа была неприемлема для власти и 3 сентября 1915 года Дума была распущена на каникулы. Думская оппозиция заняла выжидательную позицию и 9 февраля 1916 года заседания были возобновлены. Крайнее обострение политической обстановки осенью 1916 года заставила «прогрессивный блок» занять более лояльную позицию. Пятая сессия Государственной Думы приступила к обсуждению общего положения в стране.
Началом парламентской атаки на власть стала речь Милюкова. Резко критикуя официальную военную и хозяйственную политику, Милюков завершал каждый пункт обвинения многозначительным вопросом: «Что это: глупость или измена?». Речь имела оглушительный успех. Вслед за ним с эффектными речами выступили националист В.В. Шульгин и даже ярый монархист Мишкевич. Они потребовали отставки председателя Совета Министра Б.В. Штюрнера.
Новый глава Совета Министров предложил Думе несколько частных законопроектов. В ответ Государственная Дума выразила недоверие Правительству, к ней присоединился Государственный Совет. И 16 декабря 1916 года Дума была распущена на каникулы, а 14 февраля 1916 года ее заседания были возобновлены, но в разгар революционных событий царь вновь распустил Думу. Более она не собиралась, но формально продолжала существовать и оказывать влияние на события. И 6 октября 1916 года Временное Правительство окончательно распустило Государственную Думу из-за начала выборов в Учредительное собрание.



Лекция № 2. Первая российская многопартийность


1. Особенности российской многопартийности
2. Социал-демократы
3. Социалисты-революционеры
4. Кадеты и «октябристы»
5. Монархисты

1. Политическая партияэто организованная группа единомышленников, представляющая интересы части народа и ставящая целью их реализацию, путем завоевания государственной власти или участия в ее осуществлении.
Все политические партии России в начале 20 века можно разделить на три группы:
- социалистические
- либеральные
- монархические (традиционалистские)

Особенностью первой многопартийности России было то, что первыми были партии, как правило, национальной и социалистической ориентации, возникшие еще до Первой Революции в конце 19 - начале 20 века. Либеральные и монархические партии образовались лишь в ходе революции.
Следующей особенностью было значительное число партий, их многообразие, даже в рамках одного направления. Различные расколы, размежевания, дробления и слияния не миновали почти ни одну организацию.

Очень важным являлось и то обстоятельство, что инициаторами формирования политических партий всех направлений являлись не наиболее активные представители той или иной социальной группы, объединяющиеся для отстаивания общих интересов, а представители фактически одного социального слоя – интеллигенции. Поэтому состав не только руководящего ядра политической партий, но и рядовых членов, был преимущественно интеллигентским.

Еще особенностью являлось то, что если на Западе политические партии организовывались уже в рамках существующей парламентской системы, то в России политические партии оформились еще до появления Парламента.

Среди многочисленных организаций революционно – социалистического направления выделялись две наиболее крупные общероссийские партии РСДРП и ПСР. РСДРП оформилась в 1903 году на Втором съезде, который принял программу и устав партии. Программа партии состояла из двух частей: первая - «программа минимум» - предусматривала решение задач буржуазно-демократической революции. Свержение самодержавия и установление демократической республики, всеобщее избирательное право и демократические свободы, широкое местное самоуправление, право нации на самоопределение и равноправие, возвращение крестьянам отрезанных в 1861 году от их наделов земель, отмену выкупных и оброчных платежей за землю, и возвращение ранее выплаченных выкупных сумм, восьмичасовой рабочий день, отмена штрафов и сверхурочных работ. Вторая часть – «программа максимум» – победа пролетарской революции: установление диктатуры пролетариата для социалистического переустройства общества. При обсуждении программных и уставных вопросов наметились серьезные разногласия между двумя течениями - радикальным и реформаторским, возглавляемые Лениным и Цедербаумом. Во время выборов в руководящий орган партии, центральный комитет и редакцию газеты «Искра» сторонники Ленина получили большинство, и за ними закрепилось название – «большевики», сторонники Мартова – «меньшевики».
В 1906 году и большевики и меньшевики пересмотрели требования по аграрному вопросу, большевики, идя за настроениями крестьян, на помощь которых они рассчитывали, выдвинули требование, конфискации всех помещичьих, государственных, удельных, церковных и монастырских земель, а так же национализации всех земель, то есть передачи в собственность государства. Меньшевики отстаивали идею муниципализации земли, то есть передачи конфискованной помещичьей земли в собственность муниципалитетов.

Пара № 5-6

В 1901 -1902 годах в основном завершилось объединение неонароднических революционных организаций, действовавших в России и за границей – среди русских эмигрантов, в единую партию, получившую название «Партия социалистов революционеров». Программа партии и устав были приняты на первом съезде в конце 1905 – начале 1906 годов. Главным теоретиком и лидером был Виктор Михайлович Чернов, своей главное задачей эсеры провозгласили подготовку народа к революции, но в отличии от социал-демократов они считали, что в ликвидации самодержавия заинтересованы все слои населения, живущие собственным трудом, то есть – крестьянство, пролетариат и интеллигенция, которые были «рабочим классом». Русскую буржуазию эсеры, так же как и большевики, считали реакционной силой. В разделах программы ПСР, посвящённых политическим и социальных требованиям было много общего с программой большевиков.

Режим, который должен был установлен после свержения самодержавия, они объединяли термином «народовластие». Правом на его провозглашение обладало только Учредительное собрание. Эсеровская программа предусматривала федеративные отношения между отдельными национальностями, наделяя их правом на самоопределения.

Центральное место в программе занимал аграрный вопрос. Эсеры провозглашали требование социализации земли, то есть изъятие ее из товарного обращения и превращение в народную. При этом эсеры руководствовались крестьянским представлением о том, что «земля – ничья, она божья» и должна принадлежать только тем, кто ее обрабатывает. Правом распоряжаться землей эсеры наделяли крестьянские общины, которые должны были разделить землю между крестьянами по трудовой или потребительской норме, по количеству рабочих рук или едоков. Наемный труд категорически запрещался.

Среди тактических средств борьбы эсеры использовали индивидуальный террор, который толковался ими, как средство революционизирования масс и как мера устрашения Правительства. Для подготовки и осуществления терактов была создана специальная группа «Боевая организация ПСР». В мае 1903 года ее возглавил Евно Азев. В 1905-1907 годах эсеры провели 204 террористических операции. Ядро партии составляли учителя, инженеры и т. п. Численность в 1905 - 1907 годах составляла от 50 до 65 тыс. человек.

Партии либеральной ориентации, - те партии, которые провозгласили в своих программах приверженность основным либеральным ценностям, рыночной экономике с господством частной собственности и свободы предпринимательства, демократическим правам и свободам личности, правовому государству. Основными либеральными партиями в начале 20-ого века были «Союз 17 октября» и Конституционно-демократическая партия.

Конституционно-демократическая партия оформилась на учредительном съезде в октябре 1905 года, лидером стал П.Н. Милюков. В программе содержались требования установление в России конституционного строя (форма правления – конституционная монархия или республика, как говорили кадеты, их мало интересовала), отмены сословных привилегий, равенство всех перед законом, установление свободы личности, слова, собраний и других демократических свобод. По аграрному вопросу кадеты ратовали за увеличение земельной площади крестьянских наделов с частичным отчуждением частновладельческих земель «по справедливой цене». За рабочими они признавали право на стачки и на восьмичасовой рабочий день. Решение национального вопроса они видели в культурном самоопределении всех наций и народностей.

Основным методом кадеты считали тактику давления на Правительство через легальные возможности, прежде всего через Думу.

Ядро партии составляли университетская профессура, интеллигенция, врачи и т.п., вошли в нее и прозападная буржуазия и помещики.

Консервативное крыло либералов представляла партия «Союз 17 октября». Первый съезд состоялся в феврале 1906 года, партия была признана в качестве легальной организации. В конце октября 1906 года председателем центрального комитета был избран Гучков. Октябристы признавали царский Манифест 1905 года поворотным пунктом в истории. Своей главной целью они провозгласили оказание содействия Правительству, идущему по пути спасительных реформ.

Программа открывалась требованием сохранения единства и нераздельности Российского государства «его исторически сложившегося унитарного характера». Экономические требования октябристов были умереннее кадетских: рассматривая частную собственность в качестве основы экономики, они, в отличие от кадетов, оговаривали частичное отчуждение помещичьей земли «на справедливых условиях вознаграждения, установленных властью» как самый крайний случай.

Снять остроту с аграрного вопроса октябристы предлагали за счет уравнивания крестьян в правах с другими сословиями, принятие мер, облегчавших выход крестьян из общины, переселенческой политики, продаже крестьянам государственных и удельных земель. «Союз 17 октября» был чуть ли не единственной партией в России, которая не выдвигала требование 8-ми часового рабочего дня, считая, что русские рабочие имеют слишком много выходных в течение года. Октябристы ограничивали право рабочих на проведение стачек, в отраслях, имевших государственное значение.

Социальный состав партии был однороднее, чем у кадетов. К ней тяготела торгово-промышленная крупная буржуазия, помещики, отставные военные, управляющие частными предприятиями, крупные инженеры. Численность партии – от 50 до 60 тыс. человек.

В лагерь монархистов входили многочисленные правые партии и организации, выступавшие за восстановление и укрепление «исконных русских начал». Они объявили себя защитниками самодержавного царя от революционных посягательств и провозгласили общие лозунги «Россия – для русских», «За веру, царя и Отечество», «Долой революцию».

Наиболее крупными организациями были «Русское собрание», Монархическая партия, «Союз русского народа», «Русский народный союз им. Михаила Архангела». Среди лидеров движения известностью пользовался В.М. Пуришкевич, почетным членом «Союза русского народа» в декабре 1905 года стал Николай Второй.

В уставе самой крупной партии «Союза русского народа» было написано, что членами могут стать «природно русские люди, обоего пола, всех сословий и достояний». Они объявляли русскую народность «господствующей и первенствующей» и в политической, и в культурной, и в хозяйственной сфере.

Считая, что русский народ по природе своей не способен на социальную вражду, традиционалисты выдвигали идею о наличии внешнего врага, привносящего смуту. Поэтому исключительное место в идеологии занимал антисемитизм.

Рост революционных выступлений заставил их приступить к практическим шагам. «Союз русских людей» призвал всех верноподданных жителей собраться 16 октября 1905 года около православных храмов и образовать на базе собраний комитеты. Возложив на эти комитеты обязанность «начать безотлагательные записи всех желающих вступить в образуемые при каждом приходе дружины порядка, имеющие своим назначением личную и непосредственную борьбу со смутой и восстановление нормальной общественной жизни». На вооружение был взят апробированный в 1903 году в Кишинёве погромный метод. Погромная волна прокатилась по многим городам в 1905 году в Европейской России. Во время октябрьских погромов погибли 1633 и были ранены 3544 человека. В некоторых городах погромы приняли такой кровавый характер, что власть начала расследование. Состоялось примерно 205 процессов над погромщиками, в ходе которых были осуждены 1938 человек, из них 1713 были позже помилованы царем. Члены боевых дружин, устраивающих погромы и столкновения с революционными манифестантами, называли себя «Черной сотней», поэтому часто все правое движение именуют черносотенным. Однако, погромные методы, которые избрали традиционалисты для защиты монархии от революционных посягательств, вызывали неприятие у многих людей, настроенных и антиреволюционно и антимонархически. Состав в различных источниках варьируется от 450 тысяч до 3 миллионов человек.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: