Дети Иакова

Глава 38. История Фамари

Вот родословие Исава, он же Едом.

Глава 36. Родословие Исава

После этого он как бы сходит с библейской сцены.

Как после окончания истории Авраама, в Быт. 25:12[46] и д. приводится родословие Измаила, но упоминаемого затем в ходе священного повествования, так и теперь, перед выделением Исава из истории спасения, приводится родословие его и потомства.

Еврейское toldoth, имеющее и более широкое значение: история, повествование (Быт. 2:4; 6:9 и др.), здесь имеет более тесный смысл: генеалогия, причем, естественно, сообщаются и замечания исторические, географические и др.

2. Исав взял себе жен из дочерей Ха­наанских. Аду, дочь Елона Хеттеянина, и Оливему, дочь Аны, сына Цивеона Евеянина, 3. и Васемафу, дочь Измаила, сестру Наваиофа.

О женах Исава здесь говорится уже в 3-й раз (ср. 26:34[47]; 28:9[48]), но имена их передаются иначе, чем в предыдущие 2 раза. Признавая, что эти вари­ации могли быть обязаны древневосточному обычаю переименования или даже ошибке переписки, отметим моменты сходства во всех трех редакциях:

а) Исав имел три жены;

б) одна из них называлась Васемафа;

в) две были хананеянки; третья — дочь Измаила.

Иуда женит первенца своего Ира (по-видимому, в раннем возрасте) на Фамари («пальма:» происхождение Фамари не указанно, — может быть, из филистимлян), но ранняя бездетная смерть его, может быть, и внезапная, была свидетельством неугодности его Богу (ср. Притч. 10:27[49]).

Иуда, основываясь на древнем, позже в законе Моисея нарочито регулированном (Втор. 25:5-10[50]), обычае т. наз. левиратного брака (лат. levir = евр. jabam, деверь), т.е. брака вдо­вы бездетной с деверем или другим ближайшим кровным родственником для восстановления потомства умершему ее мужу, имя которого получал первенец от этого нового брака (обычай левирата, с некоторыми видоизменениями, суще­ствовал также у египтян, индийцев; теперь встречается у монгольских племен), — отдает вдову Фамарь второму сыну своему Онану. Но последний заклеймил себя мерзким грехом, отселе получившим его имя (онанизм); тяжесть его греха уве­личивалась низким недоброжелательством его к памяти брата, имя которого дол­жен был получить лишь 1-й сын, и корыстолюбивым расчетом — самому насле­довать удел брата. Кара Божия постигла и его (Лопухин).

Брак Иуды с хананеянкой, по-видимому, не был счастлив: в семью Иуды проникли издавна отличавшие хананеев противоестественные пороки, которые, по суду Божию, явились причиной ранней смерти первых двух сыновей Иуды: Ира (с евр. — «страх») и Онана (с евр. — «сила»).

Быт 38:6,7. И взял Иуда жену Иру, первенцу своему; имя ей Фамарь. 7 Ир, первенец Иудин, был неугоден пред очами Господа, и умертвил его Господь.

Не будем уточнять какой грех, важно, что достойный смерти.

Быт 38:8. И сказал Иуда Онану: войди к жене брата твоего, женись на ней, как деверь, и восстанови семя брату твоему.

Патриархи уже жили по тем законам, что даны были письменно только в Синае. А этот Закон Ливерат записан лишь в конце странствования по пустыни. (Втор. гл. 25:5-10, закон надо знать):

Втор. гл. 25:5-10. Если братья живут вместе и один из них умрет, не имея у себя сына, то жена умершего не должна выходить на сторону за человека чужого, но деверь ее должен войти к ней и взять ее себе в жену, и жить с нею, – 6 и первенец, которого она родит, останется с именем брата его умершего, чтоб имя его не изгладилось в Израиле. 7 Если же он не захочет взять невестку свою, то невестка его пойдет к воротам, к старейшинам, и скажет: «деверь мой отказывается восставить имя брата своего в Израиле, не хочет жениться на мне»; 8 тогда старейшины города его должны призвать его и уговаривать его, и если он станет и скажет: «не хочу взять ее», 9 [тогда] невестка его пусть пойдет к нему в глазах старейшин, и снимет сапог его с ноги его, и плюнет в лице его, и скажет: «так поступают с человеком, который не созидает дома брату своему».10 и нарекут ему имя в Израиле: дом разутого.

Что для нас дикость, для человека древнего Востока имело серьезное значение (это закон).

Быт 38:9-10. Онан знал, что семя будет не ему, и потому, когда входил к жене брата своего, изливал [семя] на землю, чтобы не дать семени брату своему. 10 Зло было пред очами Господа то, что он делал; и Он умертвил и его.

Обычная закономерность присутствует в ВЗ: если человек не признает права на жизнь другого, то он сам умрет. Что в Библии говорится о противозачаточных средствах? Этот стих отвечает на этот вопрос.

24 Прошло около трех месяцев, и сказали Иуде, говоря: Фамарь, невестка твоя, впала в блуд, и вот, она беременна от блуда. Иуда сказал: выведите ее, и пусть она будет сожжена.

Наиболее строгая мера, в дальнейшем применялась лишь к соблудившей дочери священника (Лев 21:9).

27-30. Во время родов ее оказалось, что близнецы в утробе ее. 28 И во время родов ее показалась рука [одного]; и взяла повивальная бабка и навязала ему на руку красную нить, сказав: этот вышел первый. 29 Но он возвратил руку свою; и вот, вышел брат его. И она сказала: как ты расторг себе преграду? И наречено ему имя: Фарес. 30 Потом вышел брат его с красной нитью на руке. И наречено ему имя: Зара.

по Иоанну Златоусту: Фарес – символ закона, Зара – символ благодати.

В начале показалась рука. Зара – символ патриархальных времен, символ благодати, люди служили Богу духом и истиной.

Лия Вала (Рахиль) Зелфа (Лия) Рахиль
Рувим      
Симеон      
Левий      
Иуда      
  Дан    
  Неффалим    
    Гад  
    Асир  
Иссахар      
Завулон      
      Иосиф
      Вениамин

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: