Управление финансами. В демократическом государстве система управления страной, в том числе и финансами, строится на принципе разделения трех ветвей власти: законодательной

В демократическом государстве система управления страной, в том числе и финансами, строится на принципе разделения трех ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной. Кроме того, большое значение в последнее время приобрела так называемая четвертая ветвь власти-средства массовой информации, которые непосредственно не участвуют в выработке и проведении финансовой политики, но указывают ощутимое влияние на принятие важных решений. Поэтому система управления финансами в современном обществе строится на поддержании определенного равновесия, сбалансированности между ветвями власти.

Управление- это совокупность приемов и методов целенаправленного воздействия на объект для достижения определенных результатов.

В управлении финансами, как и в любой управляемой системе, выделяются объекты и субъекты управления. В качестве объектов выступают разнообразные виды финансовых отношений; субъектами являются те организационные структуры, которые осуществляют управление. В качестве объектов выступают разнообразные виды финансовых отношений; субъектами являются те организационные структуры, которые осуществляют управление. В соответствии с классификацией финансовых отношений; субъектами являются те организационные структуры, которые осуществляют управление. В соответствии с классификацией финансовых отношений по их сферам выделяют три группы объектов: финансы предприятий, страховые отношения, государственные финансы. Им соответствуют следующие субъекты управления: финансовые службы (отделы) предприятий, страховые органы, финансовые органы, налоговые инспекции. Совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами, называется финансовым аппаратом.

Общее управление финансами в Российской Федерации
регулируется прежде всего Конституцией Российской Федерацией в части федеративного устройства (ст.5 гл.3), социальной, в том числе финансовой политики (ст.7, 39,41), единого экономического пространства, гарантирующего свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств (ст.8,74), обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы (ст.57).В ведении Российской Федерации находятся: установление основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссии, основы ценовой политики; федеральные экономические службы (ст.71); федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития. (п. «3»ст.71).В то же время к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации отнесено установление общих принципов налогообложения и сборов (п. «и» ст.72). Основы денежной политики и независимость в этой части Центрального банка РФ конституционно закреплены ст. 75. Также в Конституции РФ определены права, и функции в части финансового управления Президента, Федерального собрания и правительства. В частности, Правительство РФ обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики (п. «б» ст.114).

Государственное регулирование финансов играет ведущую роль и реализуется по следующим направлениям:

1.Макроэкономическое регулирование финансов:

● выработка принципов и концепции развития страны, разработка программы развития экономики, основных направлений денежно-кредитной и валютной политики;

● законодательное и нормативно-правовое регулирование. Основные законы. регулирующие финансовую деятельность(Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ; Бюджетный кодекс РФ);

● осуществление бюджетно-налоговой, денежно-кредитной и валютной политики.

2.Микроэкономические косвенные методы регулирования финансов:

● формирование конкурентной среды, ограничение монополизации рынка;

●государственное регулирование цен и тарифов естественных монополий;

●формирование, содействие и защита договорных отношений между субъектами рынка;

● регулирование внешнеэкономической деятельности;

● развитие страхового дела, рынка ценных бумаг.

3.Микроэкономические прямые методы регулирования финансов:

●регистрация и лицензирование предпринимательской деятельности;

● установление предельных цен на отдельные виды продукции, введение государственной монополии;

●субсидирование отдельных предприятий;

● применение финансовых санкций.

Управление финансами строится на мониторинге основных макроэкономических показателей(индикаторов) социально-экономического развития страны. Эти показатели разрабатываются в процессе Прогноза социально-экономического развития страны и бюджета на очередной год:

● валовой внутренний продукт(ВВП), т.е. вся совокупность стоимостей конечных товаров, созданных в стране за предыдущий период и прогнозируемый темп прироста;

●объем продукции промышленности;

● объем и динамика розничного товарооборота;

● индексы цен;

● объем инвестиций в основной капитал;

● денежная масса. Она представлена показателями М0,М1,М2,М3, которые различаются по охвату денежной массы с разной ликвидностью.

Для текущего, краткосрочного управления финансами используются так называемые ведущие или опережающие показатели. Эти показатели опережают экономический цикл более чем на три месяца. Интересным является зарубежный опыт управления финансами. Например в США используются следующие ведущие показатели:

● средняя продолжительность рабочей недели в промышленности в часах;

● средненедельный прирост требований на страхование по безработице;

● сумма новых заказов на промышленные потребительские товары и материалы в постоянных ценах;

● индекс создания новых предприятий;

● индекс цен на обыкновенные акции 500 крупнейших компаний;

● заказы на здания, сооружения и оборудование в постоянных ценах;

● показатель выдачи разрешений на закладку новых домов;

● чистое изменение наличных запасов и заказов на поставку в неизменных ценах;

●изменение цен на материалы, чувствительные к колебаниям коньюктуры;

● изменение совокупного объема непогашаемого потребительского и коммерческого кредита;

● денежный агрегат М2.

Эти показатели публикуются в строго определенное время т и оказывают сильное влияние на финансовые рынки, особенно на фондовый и валютный.

Большое значение имеют индексы деловой активности. Эти индексы определяются путем опроса предпринимателей в различных отраслях и регионах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: