Стиль в искусстве возникает в результате объединения нескольких видов искусства на основе художественной программы

Жанр образуется в результате деления какого-либо вида искусства по тематическим или функциональным признакам. Для образования жанра существенными являются объект художественного отражения, способы (методы) художественного изображения. В каждом виде искусства существует развитая система жанров, которые возникли какрезультат длительного социального функционирования искусства, эволюции художественного творчества в истории культуры.

По тематическим признакам в искусстве живописи выделяются:

Портрет, пейзаж, натюрморт, историческая живопись, батальная живопись (произведения на военную тематику), бытовая живопись

С точки зрения объекта изображения и техники съёмки в искусстве кино различают виды хроникально-документального и художественного кино. В художественном кино по тематическим признакам различают жанры мелодрамы, комедии, приключенческого кино, фэнтези, ысторические фильмы, фильмы-сказки. Жанр комедии в искусстве кино можно разделить на жанр музыкальной комедии, лирической комедии, сатирической комедии, эксцентрической комедии. Жанр в любом виде искусства является изменчивой структурой. Очень часто можно наблюдать синтетические жанры, которые возникли в результате объединения признаков нескольких жанров в одном художественном произведении. В искусстве кино синтетическим жанром является жанр трагикомедии; в музыкальном искусстве примером синтеза видов и жанров является оперный спектакль. С точки зрения вида опера объединяет такие виды искусства как музыка, литература, хореографическре искусство; с точки зрения жанра опера объединяет драматические (трагедия или комедия) и музыкальные жанры.

Стили формируются в искусстве, начиная с 17 столетия.Возникновение стиля в искусстве говорит о самостоятельности сферы художественной культуры, об осовобождении искусства от состояния синкретического единства с другими формами культуры. Программа стиля выступает своеобразным теоретическим и философским обоснованием художественного творчества. Программа стиля указывает на важнейшие задачи искусства, определяет пути развития искусства, формирует идеалы прекрасного как цели художественного творчества.С программою стиля выступают художники, авторы философских и эстетических произведений по вопросам искусства. Наиболее известны программные положения классицистического стиля, манифесты художников-романтиков, манифесты футуристов начала 20 столетия.

В истории европейской художественной культуры существовали стили, которые называются эпохальными. Это стиль барокко, который возник в 17 столетии в Испании; классицизм, который возник во Франции в 18 столетии и переживал расцвет до начала 19 столетия; романтизм, который возник в Германии в конце 18 столетия и развивался на протяжении первой половины 19 столетия. Эпохальные стили названы так потому, что объединили большинство видов искусства и распространили своё влияние на многие страны Западной и Восточной Европы. Стили, которые возникали в 19 столетии, не имели такого распространения, ограничивали своё влияние отдельными видами искусства, развивались в одной – двух европейских странах. Например, стиль импрессионизм возник во Франции в конце 19 столетия как манера живописи группы молодых художников. На некоторе время импрессионизм приобрёл популярность, в манере импрессионизма создавали картины и музыкальные произведения. В ХХ столетии понятие стиля сохраняет своё значение, но вместе с данным понятием для используют понятия творческой манеры, направления.

Тема 2. „Происхождение искусства. Искусство древнего человека”

  • Общественная практика как общая основа формирования видов художественной деятельности. Понятие древнего синкретизма.
  • Искусство палеолита.
  • Искусство неолита.
  • Памятники древнего искусства на территории Украины.

Общественно-историческая практика, труд были основой возникновения видов художественной деятельности, формирования эстетических чувств, вкусов, идеалов. Эстетическая деятельность человека связана со всем комплексом историчес­ких условий жизнедеятельности человека и общества.

Искусство - это такая форма эстетической деятельности, где эстетический компонент является доминирующим.

В чем же заключаются исторические связи общественно-исторической практики и эстетической деятельности, труда и искусства?

Для ответа на этот вопрос остановимся на следующих положениях.

Человеческому роду около миллиона лет. В начале истории приро­да противостояла человеку как враждебная сила, хаос. Организация коллективной трудовой деятельности вела вначале к полубессознатель­ному, а затем и осознанному привнесению в природный процесс "своей меры". Это означало осуществление в деятельности своей цели, своей воли с одновременным "переживанием" природной действитель­ности как находящейся в постоянной связи с человеком.

Таким был человек в эпоху палеолита (50 тыс. лет до н. э.), которая длилась десятки ты­сяч лет. Процесс формирования способности действовать целесообразно, осуществлять сознательную цель продолжался долгие тысячелетия. Веками люди трудились прежде всего для того, чтобы удовлет­ворить основные материальные потребности. Но уже в первобытном об­ществе ценились утилитарные вещи: глиняная посуда, простейшие ору­дия труда/, которые имели совершенную форму, были удобны в обращении.

Увеличение продуктивности труда способствовало освобождению времени для совершенствования мастерства. Как следствие, утилитар­ные вещи дополняются украшениями, которые не связаны с производстве­нной функцией предмета. Орнамент, мозаика, роспись - все это обогащало утилитарную функцию эстетической.

Таким образом, в условиях первобытного синкретизма, когда не существовало различий между умственным и физическим трудом, про­изводительный труд включал творческий элемент.

Изучение произведений первобытного искусства показывает, что самые ранние изображения сделаны примитивно, грубым контуром. Первые наскальные рисунки не были даже слиты в единую картину - древнейший художник "выхватывал" образ, не умея обобщить вою сложность огромного, вечно меняющегося мира.

Прошли тысячелетия, прежде чем была создана пещерная живопись, признанная сегодня "классикой" первобытного искусства: фрески в пещерах Альтамира, Капповой, Ласко, Камбарель, Фром де Гом. Перво Первобытный художник рисовал кроваво-красных бизонов, насторожен­ных мамонтов, изящных оленей. И тут же изображал себя, свою охоту.

Таким образом первобытное искусство развивалось вместе с человеком, вместе с его осмыслением мира, помогая этому осмыслению и обогащаясь им.

В этой связи особо следует остановиться на памятниках древней­шей культуры, расположенных на территории Украины, в Северном Причерноморье. Знаменитые курганы, "земляные пирамиды", ровесники ка­менных сооружений /менгиров, кромлехов, дольменов/, стоящих на морских побережьях Франции и Англии, Ирана. Индии, Северной Африки и Испании.

Пока никто не может с уверенностью сказать, какой смысл вкладывался в эти "памятники вечности". Относительно курганов Север­ного Причерноморья выдвинута такая гипотеза.

Форма насыпи имеет определенную форму, ее символика отражает мифотворчество древних людей, их представления о природе, челове­ке и обществе.

Антропоморфные /человекоподобные/ насыпи и кромлехи /каменные круги/ - это своеобразный язык мифов, расшифровку которого находят в древнеславянских сказах. Таким образом, древний курган не только погребальный памятник, но еще и выразитель мифов, древнейшая обсерватория, средоточие знаний первобытного человека.

Многие мифы древних народов уходят в глубину тысячелетий. Орнаменты сосудов, глиняные статуэтки, наскальные росписи, архитекту­рные сооружения способны сегодня заговорить понятным для современ­ников языком, раскрыть опыт, сыгравший выдающуюся роль в развитии цивилизации.

С началом неолитического периода (20 тыс. лет до н.э.) начинаются многие изменения в жизни древних людей. Во время неолита изменяется техника изготовления многих вещей, предметов быта, орудий труда; возникают новые формы труда, общественной жизни, быта. В целом комплекс изменений в общественной жизни, начавшийся в тот период, носит название неолитической революции. Неолитическую революцию связывают с первым в истории цивилизации разделением труда, отделением земледелия от животноводства. Относительно быстро общественные изменений проходили на Ближнем Востоке, где в начале 5 тыс. до нашей эры производили предметы из меди, строили оросительные системы, использовали гончарное колесо и колёсные повозки. Вместе с совершенствованием орудий труда в эпоху неолита увеличивался объём знаний. Постепенно формировались знания по математике, географии, топографии, развивалась письменность, религия, возникали первые моральные идеи о существовании добра и зла.

В эпоху неолита искусство было представлено более широко. Получили распространение техники украшений предметов, одежды, орудий труда и оружия. Эти техники существовали в виде художественной росписи, резьбы, создания ювелирных изделий. Самым распространенным видом украшения были изображения зверей. Оружие, бытовые предметы украшались миниатюрными изображениями зверей из бронзы или золота. Присутствие темы зверя в искусстве было настолько широким, что современные исследователи указали на существование «звериного стиля» как особенности форм древнего искусства. В период неолита развивается искусство керамики (изделия из глины), устное народное творчество, музыка, танец.

Древнейшие памятники культуры расположены на территории Украины, в Северо-Восточном Крыму, в центральной части и на востоке Украины. Это курганы, земляные пирамиды, которые являются ровесниками древних каменных сооружений на морских побережьях Франции, Англии, Ирана. Называются эти сооружения менгиры, кромлехи, дольмены.

Назначение таких каменных сооружений окончательно не ясно, тем не менее существует много гипотез. Относительно крымских курганов существует такое объяснение. Форма земляных насыпей, найденных в Крыму, связана с представлениями древних людей о единстве природы, человека и его племени (рода). Антропоморфные /человекоподобные/ насыпи и кромлехи /каменные круги/ - это своеобразный язык мифов, расшифровку которого находят в древнеславянских сказах. Таким образом, древний курган не только погребальный памятник, но еще и выразитель мифов, древнейшая обсерватория, средоточие знаний первобытного человека.

Многие мифы древних народов уходят в глубину тысячелетий. Орнаменты сосудов, глиняные статуэтки, наскальные росписи, архитекту­рные сооружения способны сегодня заговорить понятным для современ­ников языком, раскрыть опыт, сыгравший выдающуюся роль в развитии цивилизации.

Тема 3. „Искусство Древнего мира”

· Особенности культуры древних цивилизаций

· Искусство цивилизаций Ближнего Востока

· Искусство греческой античности

· Искусство римской интичности

Приступая к изучению "Искусство древ­них цивилизаций", следует раскрыть содержание понятия " древние цивилизации ". Древние цивилизации – это ранние формы государственности, древние рабовладельческие государства. Располагались эти государства в отдельных регионах земного шара – на Ближнем Востоке, на территории европейского континента, на территории Америки, на островах Тихого и Атлантического океанов. Процессы открытия древних цивилизаций не завершены.

В Древнем мире завершается формирование человеческих коллективов (племена и роды) и происходит глубокая дифференциация общества (деление на классы). В течение этого периода продолжается специализация видов труда, появляются зрелые формы человеческой духовности – философия, религия, право, мораль и искусство.

Первые классовые государства, возникшие в Древнем мире – это государства Древнего Востока и античной Европы, то есть Древняя Греция и Древний Рим. В истории культуры эти государства носят название древних цивилизаций: помимо классового деления общества, культура этих государств представлена развитыми формами религии (культы языческих богов), художественной культуры (виды и жанры искусства), синкретическими формами научного знания (наука в то время была частью философии, а элементы научного знания тесно переплетались с религией и магическими культами).

К числу государств Древнего Востока относятся цивилизации Древнего Египта, шумеры, Вавилон, Финикия и Палестина. По типу социально-политического устройства все они принадлежали к так называемым деспотиям (деспотия ближайшим образом связывается с персонификацией всей полноты власти в лице деспота-царя или деспота-фараона). Кроме персонификации власти общественная жизнь в государстве такого типа жёстко подчиняется религиозным нормам, население испытывает физический и психологический террор, угнетение. Роль государства сводится к строительству систем орошения, монументальному строительству (пирамиды, дворцы и храмы), контролю над всеми сторонами жизни подданных, проведении военных действий (оборонительные или захватнические войны).

Государства Древнего Востока внесли значительный вклад в культуру. Обратимся для примера к государству Древний Египет. Время возникновения этой державы установить трудно, это государство просуществовало несколько десятков тысяч лет. Уже в начале истории Древнего Египта формируются характерные примеры древнеегипетской культуры – письмо при помощи иероглифов, специфический художественный стиль, религиозный культ, который и придал своеобразие культуре Египта.

Доминирующим видом египетского искусства того времени была архитектура. Ве­личественные пирамиды эпохи Древнего царства в Египте /3200-2400 до н. э./ пользуются всемирной известностью. Они утверждают основ­ную идею египетского искусства - победу над непостижимостью смер­ти и утверждение в вечности земных владык.

В эпоху Нового царства /ХVI-ХII вв. до н. э./ эта идея "звучала" в храмовом строительстве /храмы Карнакский и Луксорский, ансамбль Абу-Симбел/.

Гигантомания отличала многие памятники той далекой эпохи. Но нуж­но вспомнить и о других образцах, отражающих более реалистические тенденции /см.: Портрет царицы Нефертити, ХIV в. до н.э.; Дочери Эхнатона. Фрагмент росписи дворца в Ахенатоне, начало ХIV в. до н.э.//

Искусство древних народов юга Месопотамии обычно называют вави­лонским искусством. Это название распространяется на искусство са­мого Вавилона /II тыс. до н.э./ и на искусство шумеро-аккадских го­сударств /IV-III тыс. до н.э./

Шумеры и аккадцы через своих преемников вавилонян передали дру­гим народам основы своей науки, литературы и культуры, представления о Вселенной, религиозные понятия. Современные названия дней недели и деление круга на градусы, греческие легенды и библейская символика - все это восходит к древнему Шумеру.

Городское строительство в Месопотамии носило интенсивный характер, поскольку города после своего возникновения превращались в крепости. Город был независимой областью, имел собственного бога или богов, которые считались хозяевами города. Боги жили в особых ступенчатых башнях - зиккуратах.

Некоторые элементы европейской архитектуры /арка и свод/ можно найти в устройстве древних зиккуратов.

Мощь и политическое значение Вавилона ослабевали с течением ве­ков. В междуусобных войнах новое государство Ассирия утверждает свое могущество.

Ассирийское искусство от начала I тысячелетия до н.э. и до кру­шения державы в конце VII в. до н.э. прославляло мощь победы, силу и завоевания ассирийских властителей /см.: Крылатый бык из дворца Саргона, VIII в. до н.э.; "Сцены охоты", "Умирающая львица" - рельефы из дворца Ашшурбанипала в Ниневии, VII в. до н.э./.

Знакомство с искусством античного мира удобнее начать с древних греческих мифов. Собрания мифов о Прометее, о приключениях Язона /"Золотое руно"/, о Персее и Геракле, Тезее, Эдипе и Антигоне свидетельствуют о ярком самобытном характере греческой мифологии. Гоме­ровский эпос придал народным сказаниям законченность и стройность. Фантастические образы, связанные с олицетворением сил природы /Зевс, Посейдон, Гефест, Артемида, Афина/ обогатились индивидуальными величественными чертами, которыми воспользовались драматурги, поэты, живописцы и ваятели.

Далее нужно подчеркнуть еще одно немаловажное обстоятельство. В древнегреческих мифологических текстах постепенно накапливались сведения объективного характера, предпринимались попытки объяснения мира /Гесиод, поэма "Теогония"/. Кроме того, мифы содержали житейские наблюдения и исторические свидетельства /поэмы Гомера "Илиада" и "Одиссея"/. Иными словами, в пределах самой мифологии появляются мысли о рождении мира, небесных тел, земных стихий.

Безусловно, для того, чтобы человечество пришло к постановке таких вопросов, должны были пройти века. В русле поиска доказа­тельных, объективных ответов на вопросы мировоззренческого харак­тера возникает греческая философия. Античная философская литера­тура дошла до нас далеко не полностью: целый ряд сочинений античных философов известны только по фрагментам /тексты Гераклита Эфесского, Парменида, Зенона Эгейского, Демокрита, Эпикура, некоторые диалоги Платона/. Тем не менее великие идеи древних важны для нас как примеры рассуждений о смысле жизни, о знании и невежестве, о человеческом достоинстве и бескорыстной мудрости.

Идейной основой греческого искусства были выра­ботанные греческой философией представления о Космосе, прекрасной гармоничной природе и звездном небе. Человек - основная струк­турная единица космоса, "мера" его. Поэтому видение мира художником, пластичное и скульптурное, определялось пропорциями человеческого тела. Прекрасное тело, уравновешенное и гармоничное, символизирует прекрасный Космос. Эти соображения обусловили клас­сический идеал греческой скульптуры - величественную фигуру чело­века /работы греческих скульпторов Мирона, Фидия, Поликлета/.

Обращаясь к искусству периода высокой классики, к эпохе высочайшего культурного расцвета Афин, связанной с именем афинского стратега Перикла /середина V в. до н.э./, нужно познакомиться с ос­новными достижениями архитектуры /ансамбль афинского Акрополя/, работами Фидия и его учеников, образцами вазовой росписи.

Период греческой классики отмечен небывалым расцветом те­атрального искусства, таких его жанров как комедия и трагедия. Греческий театр был одним из любимейших массовых зрелищ, ему при­давалось огромное воспитательное значение. Трагедии Эсхила "Прометей", Софокла "Царь Эдип" и "Антигона", Еврипида «Андромаха» и «Медея», «Алкеста» и «Орест», комедии Аристофана с течением времени обрели значение образцовых и определили развитие театра эпохи Возрождения, музыкальной драмы /оперы/, классических жанров театрального искусства 17-18 столетий.

Расцвет искусств и внимание публики к нему способствовали развитию теории искусства. В течение классического и позднеклассического периодов ведущие философы Греции обращались к исследо­ванию сущности искусства, художественного творчества, жанров и видов искусства. Для уяснения этих вопросов целесообразно обратиться к фрагментам "Поэтики" Аристотеля и познакомиться с определениями понятий "искусство", «вид искусства», «жанр искусства».

Главный стимул римского искусства - идея полезности, пафос пользы во имя государства. Эта идея постепенно превращалась в идею мирового господства, власти как самоцели. Жизнеспособным в искус­стве было лишь то, что отвечало этим стремлениям.

В городах строились форумы /места народных собраний/, амфитеатры /арены гладиаторских боев/, термы /роскошные бани, которые в те времена были средоточием общественной жизни/. Римские архи­текторы, используя лучшие достижения строительной техники того времени, сооружали здания, в которых четкость замысла объединя­лась с пышностью исполнения.

Это, к примеру, триумфальная арка Тита /8I г. н.э./ - величест­венное сооружение, прославляющее подвиги императора и вдохновляющее к новым победам; Пантеон /120 г. н.э./ - храм богов, который воплощает имперскую идею объединения культур и религий под властью Рима. Величие, могущество, сила - эти идеи "звучат" в архитектуре Пантеона.

Говоря о других видах искусства, нужно отметить, что во многих случаях римские мастера копировали греческие образцы /скульптура/. В мраморных копиях римского времени дошли до нас, к примеру, paботы греческого скульптора Лисиппа "Геракл со львом" /Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж/ и Апоксиомен /Рим, Ватикан/. Жанр реалистического скульптурного портрета является сугубо римским вкладом в мировую художественную культуру. Рассматривая образцы этого вида искусства /скульптурные портреты римских императоров Тиберия, Калигулы, Нерона, Адриана, Каракаллы/ можно глубже понять историю Рима, ощутить его величие и трагизм падения "сквозь приз­му" отдельных судеб.

Вместе с римской античностью уходила в прошлое целая эпоха. Мно­говековой распад империи был тяжелым и болезненным. Бесконечные войны, политические противоречия обусловили разрыв экономических связей и упадок культуры.

Особо нужно остановиться на исторической роли христианства, ми­ровой религии, которая определила новое мировоззрение, новую идео­логию, новые идеалы искусства. В течение трех веков Рим преследовал христианство, но он же стал одним из всемирных центров новой религии. В 313 г.н.э. долго гонимое христианство было признано в Риме государственной религией. Христианство отвергало мироощущение, из которого выросло античное искусство. Оно создало новую мифологию, герои которой - подвижники новой веры, принявшие мученический венец. Новые герои заняли место языческих богов, олицетворявших земную любовь и земную радость.

Правящая верхушка Рима надеялась при помощи новой религии спа­ять дряхлеющую державу. Тем не менее в 395 году Римская империя распалась на Западно-латинскую и Восточно-греческую, а в 476 году окончательно разрушилась. Началась новая историческая эпоха, получившая название Средневековье.

Тема 4. „ Искусство европейского Средневековья”

· Основные общественно-политические изменения, которые происходят при переходе от античности к Средним векам.

· Искусство Византии

· Искусство иконописи

· Главные стили искусства – романский и готика.

· Светское искусство

· Искусство карнавала

· Искусство Киевской Руси

Изучение данного раздела необходимо начать с предварительного анализа тех изменений в различных сферах общественной жизни, которыми ха­рактеризовался переход от античности к Средним векам. На смену римской цивилизации приходил христианский мир с его иде­ями политической и духовной общности. Средневековое христианство стремилось к преобразованию во вселенскую религию, к распространению своего влияния на мир через особый институт - церковь. Став государственной религией, христианство стало отвечать духовным потребностям нарождающегося феодального общества.

Для уяснения этого положения обратимся к периоду IV-VI веков н. э. Это время, когда сложившиеся формы античной философии и язычес­кой религии оказались неспособными дать ответ на вопросы трагичес­ки обострившихся человеческих отношений. Нашествия варваров, крах империи создавали ощущение нестабильности, отвращали людей от при­вычных представлений.

Христианская культура с самого начала связывала традиции Запада и Востока, в ней нашли место и восточные мистические культы, и древние легенды, и религиозная поэзия Израиля, и философские учения неоплатоников. Вместе с тем набиравшая силу Церковь, особенно ее монашеское крыло, отвергали искус­ство античного мира. Так на стыке двух эпох, в борьбе идеологий рождалась христианская культура, возникала храмовая архитектура, церковная музыка, церковная литература, произведения христианской живописи и скульптуры.

Переходным этапом от античного искусства к искусству Средневе­ковья можно считать искусство Византии, которое вбирало в себя традиции античности и в то же время видоизменяло их под влиянием христианской религии и восточных культур. К выдающимся достижениям византийского искусства относится со­бор св. Софии в Константинополе /532-537 гг./ Внутренне убранство и строение раннесредневековых храмов связаны с символизацией рели­гиозной идеи. Так, внутренний интерьер храма св. Софии /мозаики, богато украшенный самоцветами алтарь, игра света и цветные витражи /должен был ассоциироваться в восприятии верующих с образом небесного Иерусалима.

Архитектура храмов Х-ХII веков называлась романской, стиль ее происходит от античных образцов раннехристианской архитектуры /бап­тистерий и базилика/. Главная роль в развитии романской архитектуры принадлежала Франции / собор Нотр-Дам в Пуатье /; значительные па­мятники романского искусства созданы в Германии / собор в Майнце-на-Рейне, собор в Шпейере/.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: