Практическое занятие 1. Происхождение государства и права.
Форма проведения занятий: доклады; обсуждение докладов (дискуссия); обсуждение проблемных вопросов.
Отрабатываемые вопросы:
1. Организация власти в первобытном обществе. Первобытная демократия.
2. Социальный строй первобытного общества. Социальные регуляторы первобытного общества (мифы, обряды, ритуалы и обычаи).
3. Общие черты присваивающей и производящей экономики. «Неолитическая революция». Появление собственности, семьи, государства и правовых норм.
4. Основные формы возникновения государства (восточный и западный пути развития). Государства-полисы.
5. Отличие государства от родовой организации общества.
6. Основные теории происхождения государства
Управление самостоятельной работой студента:
1. Консультации при подготовке к занятию.
2. Задания для самостоятельной работы к практическому занятию:
· Выпишите в словарь и уясните основные понятия: «наука», «теория», «предмет», «методы», «объект теории государства и права», «парадигма».
|
|
· Составьте схему «Классификация юридических наук»: история государства и права, криминалистика, административное право, история политических и правовых учений, трудовое право, гражданское право, судебная медицина, криминология, конституционное право, юридическая психология, философия. Распределите перечисленные науки по группам в вашей схеме.
· Выпишите в собственный словарь и уясните определение понятий: «общество», «род», «социальное регулирование», «первобытное общество», «этногенез», «этнос», «цивилизация», «вождество».
· Изобразите схематически структуру управления родом.
· Сравните современное общество и общество прошлых исторических эпох.
· Проведите сравнительный анализ «азиатской» и «европейской» модели возникновения государства.
Практическое занятие 2. Понятие государства.
Форма проведения занятий: обсуждение проблемных вопросов.
Отрабатываемые вопросы:
1. Основные подходы к пониманию сущности и назначения государства.
2. Понятие государства. Классические признаки государства. Классовое и общесоциальное в содержании государства.
3. Понятие и формы осуществления государственной власти.
4. Типология государства. Формационный, цивилизационный и др. подходы к типологии государства.
Управление самостоятельной работой студента:
1. Консультации при подготовке к занятию.
2. Задания для самостоятельной работы к практическому занятию:
· Между студентами Ивановым и Петровым возникспор: что такое государство?Иванов утверждал: «Это географическое образование». Петров доказывал: «Это организация политической власти». Кто из них прав?
|
|
· При определении признаков государства студент Наумов указал публичную власть, правящую партию, территорию.
· Студент Жаров к ним отнес налоги, население, право. Назовите признаки государства.
· Объясните термины: «публичная власть», «государственный суверенитет», «народный суверенитет», «национальный суверенитет».
· Покажите, как на разных этапах развития государства меняется его сущность. Охарактеризуйте природу современного Российского государства.
· Через раскрытие основных признаков государства выявите его отличие от любых негосударственных организаций, от других частей социально-политической системы.
· Выпишите в собственный словарь и уясните определение понятий: «государство», «суверенитет», «территория», «сущность государства», «политическая система общества», «политическая партия», «профессиональный союз».
· Составьте таблицу разнообразных определений государства, отобразив Ф.И.О. ученого и их определение государства.
3. Проверка выполнения заданий для самостоятельной работы к практическому занятию.