Тематический тезаурус

Примечание.

-планирование практической работы проводится руководителем практических занятий;

-планирование самостоятельной работы осуществляется студентами самостоятельно.

Адаптация — 1. Приспособление самоорганизую­щихся систем к изменяющимся условиям среды. 2. В теории Т. Парсонса — вещественно-энергетическое вза­имодействие с внешней средой, одно из функциональ­ных условий существования социальной системы наря­ду с интеграцией, достижением цели и сохранением цен­ностных образцов.

Адаптация социальная — система методов и приемов, имеющих целью оказание социальной поддержки людям в процессе их социализации или приспособления к но­вым социальным условиям, в связи с изменением соци­ального статуса, жизненных утрат и неудач, а также не­адаптированным личностям.

Активность познавательная — свойство личности, выражаемое в устойчивом интересе к знаниям, в реа­лизуемой потребности к самостоятельным разнообраз­ным учебным действиям.

Активные методы обучения — 1. Методы, при кото­рых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер. 2. Методы, стимули­рующие познавательную деятельность обучающегося и строящиеся на диалогах, предполагающих свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной про­блемы. К их числу относятся: беседа, диспут, тематичес­кий семинар,деловая игра,тренинг.

Актуальность педагогического опыта — один из критериев передового педагогического опыта, выража­ющийся в соответствии этого опыта современным тен­денциям общественного развития, передовым идеям педагогической науки. В передовом опыте находят свое воплощение социальный заказ, данный обществом и государством системе образования.

Альтернативное обучение — применение новых тех­нологий обучения, способствующих интенсификации ооразователы-юго процесса, мобилизации потенциальных ресурсов личности, усиливающих дидактическую значимость тех способов и форм обучения, которые имеют исторически устойчивые традиции и возможности. Не исключается и поиск, нахождение новых, более современных средств и форм обучения.

Анализ - мыслительная операция, состоящая в мысленном расчленении объекта на составные части.

Антиобщественное поведение — юристы различают три вида: аморальное (нарушение норм морали и правил че­ловеческого общения), противоправное (неуголовно на­казуемое правонарушение) и преступное (нарушение уголовно-правовых норм). Ранней профилактике подлежат первые два вида.

Аутентичность — способность быть естественным в от­ношениях с людьми, быть самим собой в контактах с окружающими.

Валеология — область знания и практики, располага­ющаяся на стыке медицины и педагогики. Она ориенти­рована на формирование культуры здоровья и здорового образа жязни. В Кратком словаре по социологии дается толкование термина «здоровье населения», который означает: состояние, противоположное болезни, полнота жиз­ненных проявлений человека; состояние полного физического, духовного и соци­ального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов; естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсут­ствием каких-либо болезненных изменений; состояние оптимальной жизнедеятельности субъекта (личности и социальной общности), наличие предпосы­лок и условий его всесторонней и долговременной активности в сферах социальной практики; количественно-качественная характеристика состо­яния жизнедеятельности человека и социальной общно­сти. По мнению И. В. Дубровиной, психологическое здоровье делает личность самодостаточной.

Взаимное обучение — метод группового обучения, при котором каждый из учащихся является одновременно учителем по отноше­нию к другим членам группы, помогая им освоить те знания и уме­ния, которыми он владеет наиболее успешно, что способствует вы­равниванию общего уровня освоения учебного материала.

Взаимодействие в психологии — процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь. Осо­бенность взаимодействия — его причинная обусловленность. Каждая из взаимодействующих сторон выступает как причина и как следствие одновременного обратного влияния противопо­ложной стороны, что обусловливает развитие объектов и их струк­тур. Если при взаимодействии обнаруживается противоречие, то оно выступает источником самодвижения и саморазвития струк­тур. Взаимодействие как материальный процесс сопровождает­ся передачей материи, движения и информации: оно относитель­но, осуществляется с конечной скоростью, в определенном про­странстве и времени. Но эти ограничения действуют лишь для не­посредственного взаимодействия: в опосредованных формах взаимодействия пространственно-временные ограничения мно­гократно ослаблены.

Взаимодействие групповое — процесс непосредственного или опосредованного воздействия множественных объектов (субъек­тов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь; происходит и между частями групп, и между целыми группа­ми, Выступает как интегрирующий фактор, способствующий обра­зованию структур.

Взаимодействие межличностное — 1. В широком смысле — случайный или преднамеренный, частный или публичный, длитель­ный или кратковременный, вербальный или невербальный личный контакт двух или более человек, влекущий взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений и установок. 2. В узком смыс­ле — система взаимнообусловленных индивидуальных действий, связанных циклической причинной зависимостью, при которой по­ведение каждого из участников выступает одновременно и стиму-гюм, и реакцией на поведение остальных.

Взаимодействие педагогическое — детерминированная обра­зовательной ситуацией особая связь субъектов и объектов обра­зования, основанная на событийно-информативном, организаци-онно-деятельностном и эмоционально-эмпатийном единстве и при­водящая к количественным и/или качественным изменениям в орга­низации педагогического процесса.

Восстановление ребенка в правах предполагает учет ос­новных положений Конвенции ООН о правах ребенка: его право на жизнь и выживание, право на воспитание и обучение, защиту прав и свобод личности, обеспечение возможностей для благоприятного развития, активное уча­стие в жизни общества.

Гигиеническое и половое воспитание (совместно с учи­телями биологии и классными руководителями): расширение знаний учащихся о половозрастных и индивидуальных особенностях организма; обучение навыкам доврачебной помощи и профи­лактики заболеваний; привлечение внимания к проблемам ЗОЖ.

Группа — 1. Совокупность индивидов, объединенных любым об­щим признаком: общим пространственным или временным быти­ем, деятельностью, экономическими, демографическими, психоло­гическими и другими характеристиками. 2. Совокупность индиви­дов, между которыми существуют какие-либо прямые или косвен­ные социальные отношения. 3. Совокупность индивидов, придер­живающихся принятых ими норм и выполняющих предписанные ими социальные роли на основе стандартизированных образцов взаи­модействия. Виды групп: внешняя / внутренняя, возрастная, есте­ственная, контрольная, малая, неформальная, первичная, профес­сиональная, референтная, формальная и др.

Групповая совместимость — это характеристика группы, выра­жающая желание ее членов быть в одной общности, готовность их к взаимопониманию, взаимопомощи и поддержке, а также способ­ность всех членов группы к целенаправленной и организованной групповой деятельности.

Групповое мнение — групповое оценочное суждение по вопро­сам, имеющим значение для общества и для данной группы, обыч­но взаимодействующее с нравственными нормами данной группы. Различают групповое мнение малых (контактных) и больших групп.

Девиантное (отклоняющееся) поведение — нарушение поведения, не обусловленное психическими заболевания­ми. Очень редко в смысле «отклоняющгеся поведение» упот­ребляется термин «аберация поведения».

Действие коллективное — 1. Согласованное действие группы индивидов для достижения общей социально значимой цели. 2. Еди­нообразное поведение множества индивидов, обусловленное не общими нормами и ценностями, а сходными впечатлениями и оди­наковым воздействием окружающей среды.

действительностью, в ходе которого происходят изменения в психической деятельности субъекта и в объекте, на который она направлена.

действия и оценивать их соответствие задуманному, корректировать цели, выстраивать планы жизни.

Деликатность — вежливость, мягкость в обращении с другими людьми.

Делинквентность (англ. «провинность») — психическая готовность к правонарушению. Данное понятие характе­ризует случаи повторяющихся, асоциальных по своей на­правленности поступков и действий, формирования от­рицательно ориентированных личностных установок.

Деятельность - активное взаимодействие субъекта с окружающей средой.

Диагноз социальный (оценка) — это дифференциро­ванное, индивидуализированное и точное определение про­блем людей и условий, равно как и их взаимосвязи, не­обходимое для дифференцированной помощи. Оценка пред­полагает сбор данных о клиентах и условиях их жизни, а также анализ информации для разработки плана помощи.

Диагностикамедицинская — это процесс установления медицинского диагноза, т.е. заключения о характере и су­ществе болезни пациента и ее обозначения на основе при­нятой классификации. Медицинский диагноз предполага­ет собой умение специалиста определить болезнь и инва­лидность на основании исследования больного.

Диагностика педагогическая — это изучение личности учащегося и ученического коллектива в целях обеспече­ния индивидуального и дифференцированного подхода в процессе обучения и воспитания для более эффективной реализации его основных функций. Используя педагоги­ческие средства, педагоги изучают личность ребенка в педагогическом процессе. Прежде всего, этих специалис­тов интересуют уровень обучаемости детей как их способность к школьному обучению и: уровень обученности как реальный уровень знаний, умений и навыков. Они иссле­дуют личность ученика как субъекта учебной деятельнос­ти и со стороны школьно-значимых психических функ­ций. Педагогическая диагностика оценивает ребенка в сравнении его с определенными со­циальными нормами и эталонами, что часто обусловли­вает оценочное отношение к личности ученика и отсут­ствие его безусловного принятия. Поэтому в ряде случаев социальный педагог не только не может пользоваться го­товыми педагогическими оценками, но и вынужден реа­билитировать ребенка в глазах окружающих через демон­страцию его лучших сторон.

Диагностика психологическая (психодиагностика) есть измерение индивидуально-психологических свойств лич­ности или других объектов, поддающихся психологичес­кому анализу (группа, организация). Ее целью является установление психологического диагноза как заключения об актуальном состоянии психологических особенностей личности (или других объектов) и прогнозе их дальней­шего развития. Социальный педагог не ставит психологи­ческий диагноз, но он может выявить или использовать в качестве опорных психодиагностических признаков сле­дующие факторы риска : а) в младшем школьном возрасте: сочетание низкой познавательной активности и лич­ностной незрелости, которые не позволяют овла­деть новой социальной ролью ученика; неуменьшающаяся двигательная расторможенность и эйфорический фон настроения, снижающие само­контроль и самоорганизацию в деятельности и по­ведении; повышенная жажда впечатлений в виде стремления к острым ощущениям и бездумным впечатлениям как симптомы и склонности к девиантному поведению; повышенный интерес к ситуациям, включающим жестокость и агрессию как компонент формирова­ния детской агрессивности; немотивированность, неадекватность и аффектив-ность поведения как указание на проблему личност­ного и психического здоровья; отрицательное отношение к учению, школе, стой­кая неуспеваемость, побеги из дома, школьные кон­фликты как признаки школьной дезадаптации; поведенческие реакции в виде отказа, защиты, ком­пенсации, эмансипации как следствие негармонич­ного отношения к ребенку и неудовлетворенности его потребности в уважении, самоутверждении, до­стижениях; б) в подростково-юношеском возрасте: сохранение инфантильности, крайняя зависимость от ситуации, склонность к уходу от трудностей, сла­боволие, отсутствие самоконтроля и саморегуляции как несформированность основных предпосылок личностного развития; сочетание инфантильности с большой возбудимос­тью, аффективностыо, приводящее к неуправляе­мости поведения; раннее половое развитие в сочетании с повышен­ным интересом к сексуальным проблемам, приво­дящие к истероидному поведению, алкоголизации, токсикомании, наркомании, бродяжничеству, агрессии; переориентация интересов на внешкольное окруже­ние, тенденция к усвоению внешних форм подрост­кового поведения, имитации его асоциальных форм как указание на средовую дезадаптацию, деформа­ции личностного развития и угрозу асоциального поведения.

Диагностика психолого-педагогическая, комплексная — это углубленный и всесторонний анализ личности ребен­ка, направленный на выявление присущих ей положи­тельных сторон и недостатков, их причин, а также на решение практических задач: гармонизацию развития лич­ности и повышение эффективности целостного педагоги­ческого процесса. Такое понимание диагностики, во-пер­вых, означает не смешение диагностических функций пе­дагогов и психологов, а их функциональное взаимодействие; во-вторых, обогащает взаимодополнением методов зна­ние о ребенке, его микросоциуме и педагогическом про­цессе; в-третьих, опирается на положительное в личности ребенка; в-четвертых, вскрывает не только недостатки, но и их причины, в-пятых, имеет значение не только для повышения качества педагогического процесса, но и гармонизации развития личности ребёнка

Диагностика социальная — комплексный процесс ис­следования социального явления с целью обнаружения, распознавания и изучения причинно-следственных свя­зей и отношений, характеризующих его состояние и тен­денции дальнейшего развития. Основывается на иссле­довании посредством системы методов, приемов и спо­собов Социальная диагностика предполагает анализ социальной проблемы путем расчленения ее на состав­ляющие элементы, по которым осуществляется мини-исследование. Полученный социальный диагноз служит основанием для принятия решений и практических дей­ствий.направленных на предупреждение и торможение негативных тенденций исследуемого социального явле­ния,

Диагностика социальная — это комплексный процесс выявления и изучения причинно-следственных связей и взаимоотношений в обществе, характеризующих его со­циально-экономическое, культурно-правовое, нравственно-психологическое, медико-биологическое и санитарно-экологическое состояние. Ее целью является постановка со­циального диагноза, т.е. научно обоснованного заключения о состоянии социального здоровья.

Диагностика социально-педагогическая — специально организованный процесс познания, в котором происхо­дит сбор информации о влиянии на личность и социум социально-психологических, педагогических, экологических и социологических факторов в целях повышения эффек­тивности педагогических факторов. По содержанию и ко­нечным целям она является педагогической, а по методи­ке проведения имеет много общего с психологическими и социологическими исследованиями. Объектом диагностики для социального педагога явля­ется развивающаяся личность ребенка в системе ее взаи­модействия с социальной микросредой и отдельные субъекты этой среды, оказывающие влияние на формирование данной Инструментальные черты включают предпочитаемые че­ловеком средства достижения соответствующих целей, удов­летворения актуальных потребностей, а стилевые касаются темперамента, характера, способов поведения и манер.

Динамика групповая — 1. Изучение изменений образцов взаи­модействия индивидов в малых группах, взаимосвязей между ними и окружающей средой, включая другие группы. 2. Дисциплина, изу­чающая проблемы лидерства, коммуникаций и процессов принятия решений в группе.

Дисциплина — социальные отношения, выражающиеся в обя­зательном для всех членов общества (общностей, групп) подчи­нении установленным правилам и нормам, благодаря которым до­стигается согласованность действий. Различают внутреннюю дис­циплину, основанную на интериоризации норм, регулирующих по­ведение людей, и внешнюю (по принуждению), опирающуюся на санкции.

Доброжелательность — способность демонстрировать свое отношение приязни, безусловно положительного отношения, симпатии, готовность поддержать другого человека.

Закон — 1. Необходимая, существенная, постоянно повторяю­щаяся взаимосвязь явлений реального мира, определяющая эта­пы и формы процесса становления, развития явлений природы, об­щества и духовной культуры. Различают общие, специфические, универсальные законы. 2. Система установленных стандартизиро­ванных норм, регулирующих человеческое поведение с целью со­циального контроля. 3. Нормативный акт, принятый высшим орга­ном государственной власти в установленном законодательством порядке.

Знанияпрофессиональные — это сведения из социаль­ной педагогики, теории и истории социальной работы, социальной психологии, методики социально-педагоги­ческой деятельности и других общепрофессиональных и специальных дисциплин, составляющих суть профессии и определенных государственным стандартом соответству­ющего образования.Можно представить профессиональные знания социаль­ного педагога в определенной иерархии (Я.Ф. Маслова, 1994). Теоретико-методологические, как комплексное знание о человеке. Методические - знание основ методики, форм, методов, технологий социально-педагогической работы с разными категориями населения, в различных сферах микросреды, в различных социальных институтах; знание практичес­ких основ прогнозирования, проектирования, моделиро­вания социальной деятельности. Прикладны -. знание способов, приемов, видов соци­альной помощи детям, семьям, подопечным, имеющим особые проблемы; знание образовательно-воспитательных, оздоровительных, культурно-досуговых форм социально-педагогической деятельности.

Игра — 1. Непринужденная, свободная деятельность (в противо­положность утилитарно-практической); является формой выражения субъекта, направленной на удовлетворение потребностей в развле­чении, удовольствии, снятии напряжения, а также на развитие опре­деленных навыков и умений. 2. ПоДж. Миду, деятельность, в процес­се которой ребенок, подражая взрослым, воспринимает их ценнос­ти, установки и учится исполнять определенные социальные роли.

Идентичность — 1. Свойство индивида оставаться самим собой в изменяющихся социальных ситуациях. 2. Результат осознания индивидом самого себя в качестве человеческой личности, отлича­ющейся от других.

Индивидуализация — 1. Процесс выделения человека как отно­сительно самостоятельного субъекта в ходе исторического разви­тия общественных отношений. 2. Процесс и результат совмещения социальных требований, ожиданий, норм, ценностей со специфи­кой потребностей, свойств и стилей деятельности индивидов.

Индивидуализация обучения — организация учебного процес­са с учетом индивидуальных особенностей учащихся; позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных воз­можностей каждого ученика. Средствами И.о. могут выступать ин­дивидуальные и групповые задания.

Индифферентность — особенность характера, проявляющаяся в отсутствии интереса к окружающему, равнодушии, безразличии, пассивности.

Интегративный урок — урок, объединяющий содержание не­скольких сложных учебных дисциплин. Используется в тех случаях, когда необходимо сформировать у учащихся целостное, системное представление о сложных процессах, основных понятиях, законах, проблемах, особенно если нужно показать органическую связь меж­ду теорией и практикой.

Интеграция — 1. Процесс, результатом которого является дос­тижение единства и целостности, согласованности внутри систе­мы, основанной на взаимозависимости отдельных специализиро­ванных элементов. 2. По Т. Парсонсу, процесс становления и под­держания социальных взаимодействий и взаимоотношений между деятелями, являющийся одним из функциональных условий суще­ствования и равновесия социальных систем наряду с адаптацией, достижением цели и сохранением ценностных образцов.

Интерактивное обучение — способ познания, основанный на диалоговых формах взаимодействия участников образовательного процесса; обучение, погруженное в общение, в ходе которого у обу­чающихся формируются навыки совместной деятельности.

Интеракционизм символический — интеракционизм, который основное внимание уделяет изучению символических аспектов вза­имодействия, трактует общество как процесс выработки и измене­ния значений в ходе их интерпретации участниками социальной си­туации.

Интеракция социальная — 1. Процесс, при котором индивиды и группы в ходе коммуникации своим поведением влияют на других индивидов и другие группы, вызывая ответные реакции. 2. Процесс взаимообусловленного влияния индивидов, групп, социальных си­стем, обществ друг на друга.

Интерес — познавательная направленность человека на предме­ты и явления окружающей действительности, связанная с положи­тельным эмоциональным переживанием. Интересы делятся на эпи­зодические, возникающие в ходе деятельности и угасающие с ее окончанием, и постоянные, характеризующие устойчивое отноше­ние человека к окружающей его действительности.

Интериоризация — процесс превращения внешних реальных действий, свойств предметов, социальных норм общения в устой­чивые внутренние качества личности через усвоение индивидом выработанных в обществе норм, ценностей, верований, установок, представлений и т.д.

Ключевое слово — высокозначимый дескриптор, раскрывающий основное содержание сообщения; предельно сокращенный и фор­мализованный тезаурус сообщения (документа).

Коммуникативные — владение культурой межличност­ного общения и включающие: умение слушать и слышать ребенка; войти в ситуацию общения и установить кон­такт; выявить информацию и собрать факты, необходи­мые для понимания проблемы ребенка; создавать и раз­вивать позитивные отношения; наблюдать и интерпрети­ровать вербальное и невербальное поведение ребенка.

Коммуникативный — ищущий и обеспечивающий связь. Разли­чают коммуникативную деятельность, цель которой состоит в создании связей и общении; коммуникативные способности челове­ка, или склонность к установлению эффективного общения; комму­никабельность, или свойство, характеризующее непринужденность и легкость общения в неофициальной и деловой обстановке.

Компромисс - это соглашение на основе взаимных уступок.

Конкретность — отказ от общих рассуждений, умение конкретно отвечать на вопросы.

Консультация — это прежде всего общение, установление эмоциональных контактов с семьей, определенная дина­мика этих контактов, создавшая условия для самораск­рытия с помощью эмоционально-рациональных факто­ров внутренних ресурсов личности (В.В. Сталин, 1993).

Консультирование социальное — технология оказания социальной помощи путем целенаправленного информа­ционного воздействия на человека или малую группу по поводу их социализации, восстановления и оптимизации социальных функций, ориентиров, выработки социальных норм общения.

Контроль социальный — механизм, с помощью кото­рого реализуется совокупность процессов социально-экономического» административно-правового и организаци­онно-воспитательного характера в социальной системе (об­щество, социальные группы и отдельно взятая личность). Социальный контроль направлен на обеспечение функ­ционирования системы в соответствии с социальными нор­мами и образцами. Осуществляется в форме официаль­ной — через правовые нормы и неофициальной — через взаимоконтроль и общественное мнение.

Конфликт - это момент в межличностных отношениях двух субъектов, обладающих индивидуальным внутренним миром, когда между этими личностными структурами возникает противоречие, происходит столкновение личностных смыслов.

Коррекция предполагает работу с конкретными отклонениями и направлена прежде всего на самого ребенка.

Культуросообразность – принцип, который предполагает, что образовательная деятельность учреж­дений образования детей должна осно­вываться на общечеловеческих ценностях культуры и стро­иться в соответствии с ценностями и нормами конкретных национальных и региональных культур, не противореча­щих общечеловеческим. В соответствии с ним перед социальным воспитанием стоит задача приобщения человека к различным пластам культуры, этноса, общества, мира в целом, физической, материальной, духовной, интеллектуальной, коммерчес­кой, политической, религиозной, духовной, интеллекту­альной нравственной, бытовой, сексуальной, художествен­ной (определяющей отношение к природе, социуму, к людям, к самому себе) и др.

Лечебно-профилактическая работа (совместно с мед­персоналом): контроль за санитарно-гигиеническими условиями обучения (освещение, температурный режим, обо­рудование и др.); профилактика отклонений состояния здоровья (ме­досмотры, прививки, физиопроцедуры и др.). Социально-психологическая поддержка (совместно с пси­хологом): исследование социальной ситуации развития учащихся и уровня средовой адаптации; определение состояния психико-эмоционального и социального статуса учащихся; групповая и индивидуальная работа с учащимися группы риска по преодолению социально-педагоги­ческих трудностей; социально-педагогическая реабилитация учащихся группы риска в семье и школе.

Лидер мнений — авторитетный член группы, оказывающий су­щественное влияние на мнение людей, которые обращаются к нему за информацией и советом.

Лидер неформальный — индивид, оказывающий существенное влияние на группу в силу своих способностей и авторитета, а не формального статуса.

Лидер номинальный — индивид, официально имеющий статус лидера, но фактически не выполняющий его функции.

Лидер экспрессивный — лидер, влияющий на эмоциональную атмосферу группы благодаря способности выражать интересы, мне­ния, настроение группы, уменьшать напряжение, выступать от име­ни группы.

Личностный подход — последовательное отношение педагога к воспитаннику как к личности, сознательному, ответственному субъекту воспитательного взаимодействия. Личностный подход предполагает помощь воспитаннику в осознании себя личностью, в выявлении самосознания, в осуществлении личностно значимых и общественно приемлемых задач — самоопределении, самореали­зации и самоутверждении. Однако на практике личностный подход еще не стал доминирующим в воспитании и нередко подменяется индивидуальным подходом.

Личность - человеческий индивид как субъект межличностных отношений и сознательной деятельности.

Межличностные отношения - вид социально-психологических явлений, возникающих в группе людей как результат их взаимодействия в процессе общения.

Методы образовательной деятельности аккумулируют в себе наиболее общие способы осуществления в процессе образования взаимодействия и способов решения конк­ретных задач.

Мозговая атака — метод группового обучения и стимулирования познавательной деятельности, реализующийся в совместном раз­решении поставленных в ходе организованной дискуссии проблем. Участников побуждают к свободному выдвижению идей с их после­дующим критическим рассмотрением.

Непосредственность — умение говорить и действовать в обстановке «здесь и теперь», иметь четкое представле­ние о человеке и его ситуации и демонстрировать это.

Неформальная учебная группа — круг лиц, сплоченных на ос­нове общности познавательных интересов и совместно занимаю­щихся учебной деятельностью без какого-либо официального офор­мления реально сложившихся отношений.

Обмен ролями — процесс комбинирования исполняемых соци­альных ролей с целью уменьшить напряжение, избежать конфлик­тов и выполнить многообразные ролевые обязательства на доста­точно высоком уровне.

Обратная связь — воздействие результатов функционирования объекта на сам процесс. Обратная связь предоставляет индивиду информацию о том, как его воспринимают другие люди, как они реа­гируют на его поведение, как понимают и интерпретируют его. Об­ратная связь дает индивиду возможность понять и оценить свою роль в межличностных и деловых ситуациях. Обратная связь может быть прямой, косвенной, немедленной, отсроченной, личностной (эмоци­онально окрашенной, оценочной, нейтральной, описательной и пр.).

Общение — 1. Взаимодействие индивидов или социальных групп, состоящее в непосредственном обмене деятельностью, навыками, умениями, опытом, информацией, удовлетворяющее потребности человека в контактах с другими людьми. 2. Сложный, многоплано­вый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и вклю­чающий в себя обмен информацией, выработку совместной стра­тегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. 3.Взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего материального или духовного результата.

Объект— фрагмент реальности, на которую направлена актив­ность взаимосвязанного с нею субъекта. Из этого определения мож­но выделить черты "объекта": он реально существует; связан через деятельность с субъектом; является "адресатом" деятельности субъекта. Все эти черты внешне соответствуют позиции учащегося в учебно-воспитательном процессе. Однако такое толкование под­разумевает пассивную (объектную) роль ученика в учебной деятель­ности. Тенденции развития педагогики с середины XX в. призваны переориентировать традиционно воспринимаемый процесс обуче­ния с субъект-объектных на субъект-субъектные взаимоотношения участников образовательного процесса.

Оптимизация физического воспитания учащихся (совместно с учителями физической культуры): расширение программы физвоспитания; учет индивидуальных особенностей и состояния здоро­вья учащихся; организация активного отдыха на переменах и пос­ле уроков.

Отклоняющимся (девиантным) поведением принято на­зывать социальное поведение, не соответствующее уста­новившимся в данном обществе нормам (И.А. Невский). Известный социолог И.С. Кон уточняет определение девиантного поведения, рассматривая его как систему по­ступков, отклоняющихся от общепринятой или подразу­меваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры и морали. В соответствии с концепцией адаптивного поведения любая девиация приводит к нару­шениям адаптации (психической, социальной, социаль­но-психологической, средовой). Девиантное поведение подразделяется на две большие ка­тегории. Во-первых, это поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии (патологическое). Во-вторых, это антисоциальное поведение, нарушающее какие-то социальные, культурные и особенно правовые нормы. Когда такие по­ступки незначительны, их называют правонарушениями, а когда серьезны и наказываются в уголовном порядке — пре­ступлениями. Соответственно говорят о делинквентном (про­тивоправном) и криминальном (преступном) поведении. С.А. Беличева классифицирует социальные отклонения в девиантном поведении следующим образом. корыстной ориентации: правонарушения, проступки, связанные со стремлением получить материальную, де­нежную, имущественную выгоду (хищения, кражи, спе­куляции, протекция, мошенничество и др.); агрессивной ориентации: действия, направленные про­тив личности (оскорбление, хулиганство, побои, убий­ства, изнасилования); социально-пассивного типа: стремление уйти от актив­ного образа жизни, уклониться от гражданских обязан­ностей, нежелание решать личные и социальные пробле­мы (уклонение от работы, учебы, бродяжничество, алко­голизм, наркомания, токсикомания, суицид).

Открытость — готовность открыть другим свой внут­ренний мир, быть искренним, уметь говорить о своих чувствах и мыслях, транслировать их собеседнику.

Педагогика встречных усилий — характеризуется непрерывно совершенствующейся обратной связью субъектов образовательно­го процесса, их ценностным отношением к личности и деятельнос­ти друг друга, что выражается в доброжелательности, во взаимоподдержке, в выработке навыков сотрудничества. Ученик в учебном процессе поставлен в такие условия, что должен предпринимать определенные усилия для достижения личностно и общественно значимой цели. Педагог должен не только заметить эти усилия, под­держать ученика, обеспечить ему условия для дальнейшего продви­жения вперед, но и вместе с учащимся "расти" сам. При наличии такой "взаимности" (обратной связи) можно вести речь о педагоги­ке встречных усилий.

Педагогическая запущенность — последствия дезинтегрирующего влияния на развитие личности в совокупнос­ти всех факторов при доминировании психолого-педаго­гических. Они проявляются прежде всего в слабом овла­дении ведущими видами деятельности (ролевая игра, учение), обеспечивающими полноценное индивидуально-писхологическое и личностное развитие ребёнка

Половая роль - система средовых стан­дартов, предписаний, нормативов, ожиданий, которым человек должен соответствовать, чтобы его признавали как мальчика (мужчину) или девочку (женщину).

Половое сознание — это система знаний, личностных смыслов и значений, которые одновременно формируют переживание челове­ком своего бытия как представителя пола.

Полоролевая идентификация: 1) отождествление ребенком себя с человеком определенного пола и усвоение соответ­ствующих форм поведения; 2) процесс и результат при­обретения ребенком психологических черт и особеннотей поведения человека одного и того же с ним или дру­гого пола.

Полоролевое поведение — поведение, свойственное че­ловеку определенного пола при выполнении им различ­ных социальных ролей.

Принцип возрастного подхода в управлении социаль­но-педагогической деятельностью образования детей обязывает обеспечивать целе­направленное развитие личности с учетом использования особенностей и возможностей каждой возрастной груп­пы, а также социально-психологических возможностей групп и коллективов.

Принцип личностного подхода обязывает руководителя считаться с тем, что в процессе педагогического сотруд­ничества педагога и воспитанника отношение к последнему должно быть как к личности, как к ответственному и самосознательному субъекту собственного развития. Личностный подход — базовая ценностная ориентация педагога, определяющая как ведущую его направленность на развитие личности воспитанника (а не только на пре­подавание), а также стратегию его взаимодействия с личностью и коллективом в воспитательном процессе на основе субъект-субъектных отношений.

Принцип природосообразности образовательной деятель­ности предполагает, что она должна основываться на на­учном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы, общества и личности. В этой связи содержание и формы образовательной деятельности, стиль взаимодействия вос­питателей и воспитуемых учитывают определенную поло­вую и возрастную дифференциацию как в образовании, так и в организации жизнедеятельности общностей вос­питуемых.

Проблемное обучение — один из видов обучения, основанных на использовании эвристических методов. Его целью является раз­витие эвристических умений в процессе разрешения проблемных ситуаций, которые могут носить как практический, так и теоретико-познавательный характер. В поисковый процесс вовлекаются и (тем самым активизируются) знания и аналитические умения обучаемых. Одновременно учащимися осознается недостаточность знаний, необходимость их расширения, углубления, что стимулирует позна­вательный интерес.

Проектирование — определение конкретного содержания деятельности, осуществление которой обеспечит плани­руемый результат. Они включают перевод цели деятель­ности в конкретные задачи; учет специфики потребностно-мотивационной сферы детей; учет личных возможнос­тей, опыта и материальных условий; отбор содержания, методов и средств достижения поставленных задач; созда­ние программы деятельности для конкретного ребенка.

Профессиональная социально-педагогическая деятель­ность — это последовательная работа по социальному вос­питанию детей и подростков в конкретном окружающем их микросоциуме, направленная на их успешную адапта­цию, индивидуализацию и интеграцию в нем. Ее объектом прежде всего является ребенок в микросоциальном мире, а предметом — процесс социального воспитания детей.

Профессиональные умения социального педагога отра­жают общепедагогические умения и специфику его про­фессиональной деятельности. Рассмотрим их более под­робно.

Профессиональный статус — это должностное положе­ние субъекта в системе межличностных отношений, опре­деляющее его права, обязанности и привилегии, которые зафиксированы в должностных инструкциях и професси­ональном кодексе. Статус социального педагога является отражением того положения, которое он занимает: адми­нистративный социальный педагог (социальный педагог-методист), общинный социальный педагог, семейный со­циальный педагог, социальный педагог образовательного учреждения, специализированного центра или комплекса.

Профилактика в системе реабилитации связана с уст­ранением, сглаживанием, снятием причин, условий и факторов, которые вызывают те или иные отклонения в раз- витии личности. Чаще всего она связана со средой, социальным окружением ребенка.

Профилактика психолого-педагогическая — это систе­ма предупредительных мер, связанных с устранением внеш­них причин, факторов и условий, вызывающих те или иные недостатки в развитии детей. Осуществляется на фоне общей гуманизации педагогического процесса. Успешность системы связана прежде всего со всеми субъектами педа­гогического процесса. Профилактика предусматривает решение еще не воз­никших проблем. Однако довольно часто нарушаются элементарные права ребенка, что предусматривает вклю­чение в профилактическую работу систему мер по соци­альной защите детства.

Профилактика социальная - деятель­ность, осуществляемая на уровне государства через систему мер повышения качества жизни, минимизацию факторов социального риска, создание условий для реализации прин­ципа социальной справедливости.

Профилактика социальная — совокупность государствен­ных.общественных, социально-медицинских и органи­зационно-воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основ­ных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения негативного характера и другие социально опасные и вредные отклонения в поведении. Её целью является создание предпосылок для формиро­вания законопослушного, высоконравственного поведе­ния

Профилактика социально-педагогическая — это систе­ма мер социального воспитания, направленных на созда­ние оптимальной социальной ситуации развития детей и подростков и способствующих проявлению различных видов его активности.

Профилакти­ка специальная - система мер, ориентированных на решение определенной задачи: профилактика девиантно-го поведения, профилактика неуспеваемости, профилак­тика школьных страхов и т.п. В последние годы много внимания уделяется ранней профилактике отклонений в развитии личности ребенка. Это связано со следующими причинами: детство является тем периодом, в котором заклады­вается фундамент личности; в детстве закладываются нравственные и этические эталоны; в детстве формируются правилосообразное поведе­ние и нормативная деятельность; нервная система ребенка чрезвычайно пластична и способна к изменению; в этом периоде ребенок обладает повышенной вну­шаемостью, подражаемостью; в этом периоде ребенок зависим от взрослого; а ро­дители и педагоги — его главные авторитеты.

Радость познания — позитивная эмоционально-интеллектуаль­ная характеристика динамического осознания учащимся (и педаго­гом) субъектной позиции в учебном процессе, познании. Р. п. как прием учебной деятельности является основой для формирования положительных эмоций у учащегося; способствует успешному вы­полнению задания, делая этот процесс эмоционально и интеллек­туально привлекательным; усиливает активное отношение к учению. Радость познания, разделяемая учеником, педагогом, родителями, становится действенным средством в педагогике встречных усилий.

Рациональная организация учебно-воспитательного про­цесса (совместно с администрацией и педагогами): адаптация содержания обучения для различных по состоянию здоровья групп школьников; учет их психофизиологических особенностей; улучшение условий обучения (микроклимат, обору­дование, питание).

Реабилитация — это комплексная, многоуровневая, этапная и динамическая система взаимосвязанных дей­ствий, направленных на восстановление ребенка в правах, статусе, здоровье, дееспособности в собственных глазах и перед лицом окружающих. Она включает аспекты профилактики и коррекции отклонений в его развитии.

Реабилитация психолого-педагогическая — это восста­новление ребенка как субъекта ведущей деятельности (игра, учение) и общения в условиях обучения и воспитания.

Реабилитация социальная — процесс, направленный на восстановление способности человека к жизнедеятельнос­ти в социальной среде. Как технология предполагает со­вокупность методов, направленных на реабилитацию на медицинском, бытовом, ролевом, профессиональном, лич­ностном уровнях в глазах общества.

Реабилитация социально-педагогическая детей и под­ростков — их возвращение, включение, реинтеграция в общество (семья, школа, класс, коллектив сверстников, система учебно-трудовых и досуговых отношений), спо­собствующие полноценному функционированию в каче­стве социального субъекта.Основными задачами профильных учреждений соци­ально-педагогической реабилитации являются: профилактическая работа по предупреждению без­надзорности детей и подростков; выявление источников и причин социальной деза-даптации несовершеннолетних; разработка и обеспечение реализации индивидуаль­ных программ социальной реабилитации детей и подрост­ков, включающих профессионально-трудовой, учебно-познавательный, социокультурный, физкультурно-оздо-ровительный и иные компоненты; подготовка рекомендаций и осуществление взаимо­действия с семьями дезадаптированных детей для обеспе­чения непрерывности коррекционно-реабилитационных мероприятий с ними в домашних условиях; обеспечение временного проживания безнадзорных детей и подростков (в возрасте до 18 лет) в нормальных совокупность методов изменения объекта; проектирование процесса изменения.

Ребенок — лицо, не достигшее восемнадцати лет (со­вершеннолетия). В практике социального и медицинс­кого обслуживания в педагогике выделяются также груд­ные дети (от рождения до 1 года), дети дошкольного воз­раста (от 1 года до 6—7 лет), дети младшего школьного возраста (от 7 до 10 лет), подростки (от 11 до 13—14 лет) и юноши от (15 до 18 лет).

Рефлексивные — самоанализ собственной деятельности социального педагога на каждом из ее этапов; осмысле­ние ее положительных и отрицательных сторон и степени влияния полученных результатов на личность ребенка и решение его проблемы.

Рефлексия — 1. Размышление, полное сомнений, противоречий, анализ собственного психического состояния. 2. Принцип человеческого мышления, направляющий личность на осмысление и осоз­нание причин собственного поведения. Различают элементарную, научную и философскую рефлексию.

Синергия — 1. Совместное действие; взаимодействие различ­ных потенций или видов энергий в целостном действии. 2. Со­вместный труд во всех областях человеческой деятельности как основа общности. 3. Незапланированное и неосознаваемое в ка­честве такового сотрудничество индивидов, преследующих свои цели, но действующих при этом в одном направлении, т.е. как социальная группа.

Ситуация успеха в учебной деятельности — комплекс оптималь­ных приемов, который способствует включению каждого ученика в активную учебную деятельность на уровне его потенциальных воз­можностей и развивает эти возможности, воздействуя на эмоцио­нально-волевую и интеллектуальную сферы личности школьника.В ситуации успеха положительное отношение к учению перерастает в активное, творческое, если формирует у субъекта деятельности положительные эмоции в деятельности; осознанное чувство успе­ха, вызванное преодолением трудностей, предложенных учителем; радость, интеллектуальный подъем в процессе решения учебных задач; удовлетворение, вызванное преодолением трудностей, выб­ранных самим учащимся; осознание недостаточности уровня своих знаний, умений в ситуациях преодоления; устойчивую потребность в самообразовании.

Совместная деятельность — вид групповой деятельности, в ко­торой действия ее участников подчинены общей цели. Совместная деятельность — сознательное взаимодействие двух или несколь­ких человек в процессе совместного достижения общей цели в тру­де, игре, спорте, обучении, воспитании, лечении и т.д. От совмест­ной деятельности нужно отличать деятельность отдельных лиц, вы­полняемую одновременно с другими, при этом цели и способы их достижения могут быть различны. Высший вид совместной деятель­ности — коллективная деятельность.

Социализация — многогранный процесс приобщения к человеческой культуре и жизни в обществе, усвоение его норм, правил, знаний и т.д. Одним из социально-психо­логических механизмов социализации является адаптация (приспособление индивида к выполнению им определен­ной социальной роли).

Социальио-яедагегический центр — структурно упоря­доченная и разветвленная сеть организации воспитатель­но-образовательных учреждений, социально-психологичес­ких общностей, территориальных групп и объединений,

Социальная дезадаптация в педагогическом аспекте — особый вид поведения несовершеннолетнего, не соответ­ствующий основным принципам поведения, признанным повсеместно обязательным для детей и молодежи.

Социальная запущенность — такие последствия недо­статочности соответствующих факторов, которые приво­дят к недоразвитию социальных качеств, потребностей, ценностных ориентации, мотивов личности, социальной тупости, слабой социальной рефлексии, минимизирован­ному социальному опыту, трудностям в овладении соци­альными ролями. Обычно такие дети развиваются в осо­бом социальном окружении, неполноценном по структу­ре (отсутствие или замена одного из родителей, социальная неразвитость самих родителей и педагогов, социальная депривация и сегрегация ребенка и т.д.). Низкий культурно-образовательный уровень родителей, особенно матери, слабая культура семейного воспитания, а позднее — педагоги­ческого процесса, недостаточная общая культура окружа­ющей ребенка микросреды, самих педагогов являются тормозом нормального культурного развития и социали­зации ребенка в детском возрасте. Вследствие этого стра­дает развитие его культурно-познавательных способнос­тей, речевой и информационной культуры. Представле­ния об окружающем мире не соответствуют действительному возрасту и возможностям самого ребенка. Следует также отметить, что линия биологического, социального и куль­турного развития ребенка взаимосвязаны и взаимообус­ловлены.

Социальная защита детей — это комплекс правовых, экономических, медицинских и психолого-педагогичес­ких мер, обеспечивающих их оптимальное биологическое и социальное развитие, адаптацию к существующим со­циально-экономическим условиям.

Социальная защита детства — специальные меры по гарантированному обеспечению прав несовершеннолетних, предусмотренных российским законодательством и Меж­дународной конвенцией о правах ребенка.

Социальная опека (патронаж) — особая форма госу­дарственной защиты прав личности, имущества недееспо­собных и других граждан в случаях, предусмотренных за­коном. Как технология социальная опека включает выяв­ление лиц, нуждающихся в опеке, подбор опекунов, работу с опекунами, регулирование их отношений с опекаемы­ми, защиту прав и интересов последних. Патронаж пред­полагает проведение на дому профилактических, оздоро­вительных, санитарно-просветительеких мероприятий, предоставление социальных услуг.

Социальная помощь детям — одна из форм социальной защиты, представляющая как совокупность, так и от­дельные социальные меры, направленные на поддержа­ние достойных условий жизнеобеспечения и существова­ния детей из малообеспеченных семей в удовлетворении их жизненно важных потребностей. Социальному педагогу приходится оказывать различ­ные виды помощи детям. Однако приоритетным для них является социально-педагогическая поддержка детства.

Социальная работа — организаторская деятельность в социальной сфере, представляющая собой особый соци­альный механизм, способный гибко реагировать и ком­петентно решать социальные проблемы на всех уровнях общественной структуры, вплоть до конкретного члена общества. Целью ее является материализация, опредмечивание интересов и потребностей человека, достижение социально и личностно значимых результатов, закрепле­ние или изменение социального положения личности, группы или общности в социуме.

Социальная терапия — целенаправленный процесс практического воздействия государственных структур, общественных организаций и объединений, в том чис­ле и религиозных; на конкретные формы проявления социальных отношений или социальных действий. Она включает комплекс взаимосвязанных мер социально-экономического и организационно-воспитательного ха­рактера, способствующих нормализации поведения граж­дан.

Социальное (личностное) здоровье — это определенный уровень развития, сформированности и совершенства форм и способов взаимодействия индивида с внешней средой (приспособление, уравновешивание, регуляция); опреде­ленный уровень психического и личностного развития, по­зволяющий успешно реализовывать это взаимодействие (И. В. Кузнецова, 1996). Антиподом социального здоровья является состояние социальной запущенности.

Социальное воспитание — забота общества и государ­ства о своем прогрессе в лице созидательного развития младших поколений. Современная социальная педагогика рассматривает со­циальное воспитание как процесс содействия продуктив­ному личностному росту человека при решении им жиз­ненно важных задач взаимодействия с окружающим ми­ром.

Социальное обеспечение — система оказания различ­ных социальных услуг в рамках государственной системы материального обеспечения и обслуживания престарелых и нетрудоспособных граждан, семей с детьми, а также лиц, нуждающихся в социальной помощи.

Социально-педагогическая деятельность учреждения до­полнительного образования детей — это процесс целенап­равленного решения социально-педагогических задач, воз­никающих в образовательной и социальной сферах на ос­нове приоритета потребностей и интересов детей, обычаев и традиций народной культуры, а также с учетом специ­фики социально-экономического развития региона, горо­да. Социально-педагогическая деятельность осуществляет­ся на основе образовательных, культурно-досуговых, оз­доровительных и других программ, направленных на творческое развитие, социализацию детей, их адаптацию к жизни в обществе, позволяющих им проявлять себя в различных видах социально значимой практической дея­тельности. Она охватывает не только традиционные сферы знаний, но и широкий спектр массовой социальной прак­тики, отражающей сегодняшние социально-экономические потребности, вызванные самой жизнью. Составными частями социально-педагогической деятель­ности является социальная защита детей и подростков — предоставление бесплатных образовательных, досуговых, оздоровительных и других услуг, допрофессиональная подготовка и трудоустройство по избранной специально­сти, выплата стипендий за счет дополнительных источни­ков финансирования наименее обеспеченным и одарен­ным детям, а также социальная защита взрослых, кото­рая предусматривает решение их социальных проблем — охрану здоровья, оплату труда и других социальных благ, предусмотренных законодательством.

Социально-педагогическая помощь (поддержка) — си­стема социально-педагогических мер, обеспечивающих такие психолого-педагогические условия жизнедеятельности ре­бенка, которые способствуют полноценному развитию и социализации личности.

Социально-педагогическая помощь семье (совместно с психологом и классными руководителями): содействие формированию ЗОЖ семьи, положитель­ного семейного микроклимата; обучение способам профилактики эмоциональных расстройств и конфликтов; гуманизация семейных отношений.

Социальный педагог – социальный работник, деятельность которого направлена на помощь ребенку (подростку) в организации себя, своего психологического состояния, на установление нормальных отношений в семье, в школе, в обществе.

Субъект - личность.

Субъектность - качество личности, обозначающее способность человека отдавать отчет в собственных действиях, быть стратегом деятельности, ставить цели, осознавать мотивы, самостоятельно выстраивать

Такт педагогический — чувство меры в осуществлении педаго­гического воздействия на учащегося. Проявляется в умении учите­ля держать себя подобающим образом, просто и убедительно раз­говаривать с воспитанниками, уважать их достоинство, выдвигать разумные и педагогически обоснованные требования. Основой Т.п. является глубокое знание детской психологии, индивидуальный подход в обучении и воспитании.

Тактичность — свойство личности, являющееся воспитанной способностью, переросшей в привычку, соблюдать меру в общении, не допуская действий и слов, которые могут быть неприятны собеседнику.

Творчество педагогическое — оригинальное и высокоэффек­тивное решение учителем учебно-воспитательных задач, обогаще­ние теории и практики воспитания и обучения.

Тест - краткое стандартизированное психологическое испытание с

Техника семейного консультирования - процесс консультирования включает когнитивный и эмоциональный аспекты. В ходе консультирования не только выясняются проблемы клиента или семьи в целом и на­ходятся какие-то пути их решения на рациональном уровне. Процесс консультирования можно условно разделить на пять фаз: установление контакта, определение проблемы, рабочая фязя, фаза решения действий и фаза обратной связи.

Технологии социально-психологические —это диагностические и коррекционные процедуры, объектом которых в ступают социально-психологические явления, влияющие поведение людей, включенных в различные социальные группы

Технологиисоциально-психологические — это система процедур, в основе которых лежит воздействие на неко­торые стороны психической реальности человека с помо­щью особых методов. В данном случае речь идет о мето­дах, используемых в малой социальной группе и через группу. Группы могут быть естественными (семья, класс, неформальная группа сверстников) и лабораторными, спе­циально организуемыми для коррекционно-развивающих целей (тренинговая, коррекционная группа). С помощью социально-психологических методов чаще всего решают­ся проблемы, связанные с трудностями общения, соци­альной адаптации, самосознания (самооценка, уровень при­тязаний, полоролевая идентификация, ориентация в со­циальном пространстве).

Технология педагогическая – упорядоченная совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих достижения прогнозируемого результата, в изменяющихся условиях образовательно-воспитательного процесса.

Технология педагогическая — это процесс оптимиза­ции обучения и воспитания путем анализа факторов, по­вышающих педагогическую эффективность, конструиро­вания и применения методов и приемов, а также их оценки. Педагогическая технология помогает обучать, воспиты­вать и развивать детей результативно. Основными признаками педагогической технологии являются диагностическое целеобразование, результатив­ность, экономичность, наличие алгоритма, проектируемость, корректируемость, целостность и управляемость. Это означает, что педагогические технологии предпола­гают эффективность работы при наименьших затратах времени и сил, воспроизводимы в различных условиях, имеют четко выраженные этапы, связанные между со­бой, и подвергаются корректировке на основе обратной связи.

Технология социальная — совокупность приемов, ме­тодов и воздействий, применяемых социальными служ­бами, отдельными учреждениями социального обслужи­вания и социальными работниками для решения различ­ного рода социальных проблем и обеспечения социальной защиты населения. Признаками социальной технологии являются: наличие стратегической программы, в рамках кото­рой решается конкретная социальная проблема; алгоритм последовательности операций для дости­жения конкретного результата; наличие критериев оценки успешной деятельности специалиста; непрерывность контакта с клиентом социальной ра­боты; динамизм содержания, форм и методов социальной работы. Классификация социальных технологий может осуще­ствляться по самым разным основаниям: видам деятель­ности, характеру решаемых задач, уровням и сферам при­менения, объектам и другим параметрам.

Тренинг— 1. Специальный тренировочный режим, тренировка. 2. Процесс получения навыков и умений в какой-либо области.

Тренинг перцептивный — вид социально-психологического тре­нинга, направленного на развитие способности адекватного позна­ния себя, других людей и отношений, складывающихся в ходе об­щения.

Тренинг социально-психологический — это психологи­ческое воздействие, основанное на активных методах груп­повой работы. Это — форма специально организованного общения, в ходе которой решаются вопросы развития лич­ности, формирования коммуникативных навыков, оказа­ния психологической помощи и поддержки, позволяю­щие снимать стереотипы и решать личностные проблемы участников (А.С. Прутченков, 1996).

Трудновоспитуемость — та или иная степень неспособ­ности, нежелания усваивать педагогические воздействия и адекватно на них реагировать.

Труднообучаемость — та или иная степень низкой обу­чаемости, связанная с недоразвитием учебно-познавательной мотивации, умений и навыков учебного труда, низким уровнем субъектности и дисгармониями развития, выз­ванных психолого-педагогическими и социокультурными причинами.

Уважение — 1. Почтительное отношение, основанное на призна­нии чьих-либо достоинств. 2. Неформальная высокая оценка дея­тельности индивида или его личных качеств окружающими, не за­висящая от его статуса и престижа.

Умения организаторские: ставить конкретные задачи, направленные на реше­ние проблем; организовывать подопечных на их выполнение; рационально организовывать свое рабочее время; планировать этапы и средства деятельности по дос­тижению результатов; планировать индивидуальную работу с клиентом; организовывать отдельные виды социальной деятель­ности, выполнение программ и проектов; определять нужды клиентов и помочь им найти соот­ветствующие их потребностям социальные службы; выявить и поддержать полезную инициативу, со­здать условия для ее реализации; объединить людей на основе их общих интересов, духовной близости.

Умения аналитические: изучать личность, семью, ставить социальный ди­агноз; анализировать конкретные жизненные ситуации кли­ента, предвидеть и предотвратить жизненные кри­зисы; проектировать конечный результат социально-педа­гогической деятельности; анализировать полученные результаты в сопостав­лении с исходными данными, выдвигать новые за­дачи; анализировать недостатки своей профессиональной деятельности; анализировать опыт и практику работы специалис­тов социальной деятельности; творчески переработать необходимую информацию; анализировать конкретную социальную ситуацию, причины и истоки; видеть свою роль и свое место как в осуществлении социальной политики, так и в конкретных соци­альных ситуациях своих клиентов.

Умения коммуникативные: вступать в контакты с разными людьми; устанавливать профессиональные отношения; осуществлять индивидуальный подход к людям со специфическими проблемами; сотрудничать, вступать в деловые контакты; создавать атмосферу комфортности, доброжелатель­ности; вызывать доверие у клиентов, соучаствовать в ре­шении их проблем; соблюдать конфиденциальность в работе, быть так­тичным; побуждать человека к действию, творчеству, про­явлению милосердия; влиять на общение, отношения между людьми в мик­росоциуме; правильно воспринимать, учитывать, реагировать на критику.

Умения педагогические: обучать других искусству помогать людям, прикладным умениям и навыкам; выявлять резервные возможности личности, откры­вать положительное в человеке и организовывать процесс самопомощи ему; обучать социальным повседневным жизненным на­выкам; стимулировать положительные проявления, гуман­ность, милосердие в поступках, поведении челове­ка, в отношении к другим людям; педагогически осмыслить поведение личности, ста­вить педагогические задачи, добиваться их реше­ния;осуществлять выбор средств, методов, приемов пе­дагогического компетентного вмешательства в кри­зисные ситуации социальной деятельности; организовать педагогически целесообразную деятель­ность в социуме, педагогически управлять и кор­ректировать социальную ситуацию; воздействовать на подопечного, группу средствами педагогической техники (речь, голос, жесты, ора­торское мастерство); помогать клиенту наиболее эффективно наладить связь с определенной социальной средой; передавать клиенту знания, полученные в процессе профессионального обучения и собственного опыта; излагать материал доступно, логично, образно, вы­разительно.

Умения прикладные: исследовательские (анализ, сбор, учет, обработка ин­формации, подготовка аналитических материалов, разра­ботка программ, подготовка аннотаций, статей, докла­дов); социально-педагогические (анализ социальной ситуа­ции, проблем, планирование, прогнозирование, формы и методы педагогической помощи, психотерапии); социально-творческие (художественное творчество, техническое творчество, спортивные умения, социокуль-турнмй. мониторинг); социально-медицинские умения (первая доврачебная помощь, уход, консультирование, точечный массаж, траволечение, экстрасенсорика); социально-правовые (юридическая консультация, справ­ка, общественная защита); социально-психологические (психологическая диагно­стика, психологическое консультирование, психотерапия, психотренинг, медитация, гештальттерапия, психодрама, пси


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: