Некоторые общие вопросы деятельности практического психолога
Основные сферы деятельности практических психологов
Формы практической психологической работы
Основные направления деятельности практического психолога
Общее представление о прикладной психологии и психологической практике
План
Профессиональный психолог как прикладник и практик
Лекция 4
Краткий курс лекций
Анализ финансовой отчетности
Литературный редактор Зайцева Н.Н.
Научный редактор Федорова Т.В.
Технический редактор Смагина И.В.
Издательство ОрелГИЭТ
3020028 г. Орел, ул. Октябрьская, 12
Подписано к печати.. 08 Формат 60х90/16
Печать офсетная. Усл. печ. л. 3,07
Тираж 100 экз. Заказ №
Отпечатано с готового оригинал-макета
на полиграфической базе ОрелГИЭТ
Орел, 2008
Психологические проблемы пронизывают всю нашу жизнь, то есть психолог может найти себе применение практически во всех сферах жизнедеятельности человека и не только человека (как известно, психологи изучают жизнь животных, птиц, рыб, микроорганизмов, целостных экологических систем и т. п.). Но здесь сразу же возникают вопросы: кто определяет, какими проблемами должен заниматься психолог, а какими — не должен (иначе получается, что все проблемы, связанные с человеком, должны решать только психологи, а в других профессиях надобность просто отпадает).
Другой вопрос: как психолог должен решать имеющиеся психологические проблемы, только ли он сам определяет формы, методы и условия своего труда?
Чтобы привнести некоторую ясность в подобные вопросы, В. И. Слободчиков и Е. И. Исаев выделяют два понимания «практической психологии»:
1)практическая психология как «прикладная дисциплина», особенностью которой является «ориентация на академическую исследовательскую психологию естественнонаучного типа»;
2)практическая психология как «особая психологическая практика», где главная ориентация не на исследование психики, а на «работу с психикой» (см. Слободчиков, Исаев, 1995.-С. 113-115).
В дополнение и развитие такого разделения можно добавить следующее: «прикладная психология» даже по своему названию ориентирована на помощь в решении тех задач, которые уже поставлены перед психологом его «заказчиками».
По нашему мнению, говоря о задачах практической психологии, следует выделять разные их уровни:
1) научно-исследовательские задачи связаны с решением проблем изучения закономерностей развития и формирования личности с целью разработки методологических основ деятельности практического психолога, способов, средств и методов профессионального применения психологических знаний в условиях различных социальных систем;
2) прикладные задачи практической психологии диктуются необходимостью психологического обеспечения оптимального функционирования учреждений и организаций, труда персонала и отдельных индивидуумов, что предполагает составление специальных обучающих программ, создание учебников и учебных пособий по практической психологии, разработку психологических рекомендаций и методических материалов, программ подготовки и переподготовки кадров, психологическое обоснование деятельности служб практической психологии, создание проектов нормативных документов такой деятельности;
3) практические задачи определяются конкретными проблемами непосредственно по месту профессиональной деятельности психолога: в учреждениях и организациях различного профиля, в специализированных психологических кабинетах и центрах — в форме оказания психологической помощи конкретным людям.