Основы организации машиностроительного предприятия
Лекция 1.
Машиностроение представляет собой отрасль промышленности, уровень развития которой в значительной степени определяет техническую оснащенность всех отраслей экономики и обороноспособность страны.
Под отраслью понимается совокупность таких субъектов хозяйственной деятельности (предприятий) независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, которые разрабатывают и (или) производят продукцию (выполняют работы и оказывают услуги) определенных видов, имеющих однородное потребительское или функциональное назначение. Для отрасли характерны однородность материально-технической базы, определенные условия труда и профессиональный состав промышленно-производственного персонала.
Машиностроение является комплексной отраслью, поскольку оно объединяет 12 крупных отраслей, к которым относятся:
· тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение;
· химическое и нефтяное машиностроение;
|
|
· станкостроительная и инструментальная промышленность;
· электротехническая промышленность;
· приборостроение;
· автомобильная промышленность;
· сельскохозяйственное машиностроение;
· строительно-дорожное и коммунальное машиностроение;
· машиностроение для легкой и пищевой промышленности и бытовых приборов;
· авиационная промышленность;
· судостроительная промышленность;
· промышленность средств связи.
Доля машиностроения в структуре производства продукции по основным отраслям промышленности в 2002—2004 гг. растет, однако она все-таки существенно меньше, чем в развитых странах (для сравнения: доля машиностроения в Италии – 36,4%, во Франции – 39,3%, в Великобритании – 39,6%, в США – 46%, в Японии – 51,5%, в Германии – 53,6%).
Спад производства в машиностроительном комплексе, продолжавшийся длительный период (с 1991 г. до конца 1990-х гг.), в значительной степени был обусловлен неопределенностью государственной промышленной политики, перераспределением инвестиционных ресурсов в пользу сырьевого сектора экономики, а также во многих случаях более низкой конкурентоспособностью отечественной машиностроительной продукции по сравнению с продукцией зарубежных производителей и неспособностью крупных машиностроительных предприятий быстро перестраиваться под изменяющийся потребительский спрос.
Рентабельность продукции в среднем по машиностроению в 2001—2004 гг. снизилась с 14,5 до 8,2%. Достаточно высока доля убыточных предприятий – 33,5%. Низкая рентабельность и убыточность предприятий отрасли существенно снижают возможности привлечения инвестиций, необходимых для технического перевооружения.
|
|
Низкая рентабельность производства на машиностроительных предприятиях во многом обусловлена недогрузкой производственных мощностей. Под производственной мощностью понимается максимально возможный выпуск продукции в единицу времени, определяемый с учетом полного использования установленного режима работы производственного оборудования и площадей.
Для решения этих задач разработаны и реализуются федеральные целевые программы: «Основные направления развития машиностроения России», «Концепция развития автомобильной промышленности России», «Стратегия развития сельскохозяйственного машиностроения» и др. Осуществление комплекса организационных и управленческих мероприятий, предусмотренных в данных программах, позволит к 2010 г. достичь следующих показателей:
· увеличение выпуска машиностроительной продукции в 2 раза;
· повышение производительности труда на предприятиях машиностроительного комплекса не менее чем в 2—2,5 раза;
· повышение уровня заработной платы в машиностроении до среднего по промышленности;
· увеличение экспортных поставок не менее чем на 50%.