Характеристика машиностроительной отрасли

Основы организации машиностроительного предприятия

Лекция 1.

Машиностроение представляет собой отрасль промышленности, уровень развития которой в значительной степени определяет техническую оснащенность всех отраслей экономики и обороноспособность страны.

Под отраслью понимается совокупность таких субъектов хозяйственной деятельности (предприятий) независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, которые разрабатывают и (или) производят продукцию (выполняют работы и оказывают услуги) определенных видов, имеющих однородное потребительское или функциональное назначение. Для отрасли характерны однородность материально-технической базы, определенные условия труда и профессиональный состав промышленно-производственного персонала.

Машиностроение является комплексной отраслью, поскольку оно объединяет 12 крупных отраслей, к которым относятся:

· тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение;

· химическое и нефтяное машиностроение;

· станкостроительная и инструментальная промышленность;

· электротехническая промышленность;

· приборостроение;

· автомобильная промышленность;

· сельскохозяйственное машиностроение;

· строительно-дорожное и коммунальное машиностроение;

· машиностроение для легкой и пищевой промышленности и бытовых приборов;

· авиационная промышленность;

· судостроительная промышленность;

· промышленность средств связи.

Доля машиностроения в структуре производства продукции по основным отраслям промышленности в 2002—2004 гг. растет, однако она все-таки существенно меньше, чем в развитых странах (для сравнения: доля машиностроения в Италии – 36,4%, во Франции – 39,3%, в Великобритании – 39,6%, в США – 46%, в Японии – 51,5%, в Германии – 53,6%).

Спад производства в машиностроительном комплексе, продолжавшийся длительный период (с 1991 г. до конца 1990-х гг.), в значительной степени был обусловлен неопределенностью государственной промышленной политики, перераспределением инвестиционных ресурсов в пользу сырьевого сектора экономики, а также во многих случаях более низкой конкурентоспособностью отечественной машиностроительной продукции по сравнению с продукцией зарубежных производителей и неспособностью крупных машиностроительных предприятий быстро перестраиваться под изменяющийся потребительский спрос.

Рентабельность продукции в среднем по машиностроению в 2001—2004 гг. снизилась с 14,5 до 8,2%. Достаточно высока доля убыточных предприятий – 33,5%. Низкая рентабельность и убыточность предприятий отрасли существенно снижают возможности привлечения инвестиций, необходимых для технического перевооружения.

Низкая рентабельность производства на машиностроительных предприятиях во многом обусловлена недогрузкой производственных мощностей. Под производственной мощностью понимается максимально возможный выпуск продукции в единицу времени, определяемый с учетом полного использования установленного режима работы производственного оборудования и площадей.

Для решения этих задач разработаны и реализуются федеральные целевые программы: «Основные направления развития машиностроения России», «Концепция развития автомобильной промышленности России», «Стратегия развития сельскохозяйственного машиностроения» и др. Осуществление комплекса организационных и управленческих мероприятий, предусмотренных в данных программах, позволит к 2010 г. достичь следующих показателей:

· увеличение выпуска машиностроительной продукции в 2 раза;

· повышение производительности труда на предприятиях машиностроительного комплекса не менее чем в 2—2,5 раза;

· повышение уровня заработной платы в машиностроении до среднего по промышленности;

· увеличение экспортных поставок не менее чем на 50%.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: