Философия и мировоззрение

РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ

Курс философии является обязательным для изучения во всех высших учебных заведениях России. Государственный образовательный стандарт не раз менялся за последние годы, однако, несмотря на все изменения философия присутствует в нем в качестве обязательного компонента. Для чего же нужен этот предмет? Почему философию изучают юристы, физики, историки, биологи и все остальные студенты?

Ответы на эти вопросы кроются в самой сущности изучаемого курса. Отчасти имеет место дань традиции – в недавнем прошлом философия в виде диалектического и исторического материализма являлась инструментом внедрения господствующей идеологии марксизма в сознание молодежи. Однако только этим вряд ли можно объяснить необходимость ознакомления студентов с философскими знаниями.

Зачастую философия воспринимается неподготовленными людьми как нечто совершенно абстрактное, не имеющее отношения к реальной жизни. Это глубочайшее заблуждение. В какой бы области не работал специалист, ему необходим цельный взгляд на проблемы, встающие перед ним в его профессиональной деятельности. Всестороннее исследование этих проблем, системный подход, позволяющий рассматривать задачу с различных точек зрения, в ее взаимосвязи с другими элементами системы – вот единственный метод, позволяющий добиваться успешных результатов. Именно такому подходу и учит философия.

Философское знание не является научным в строгом понимании этого слова. Научное знание имеет ряд критериев, в числе которых одним из важнейших называется повторяемость и проверяемость результатов. Однако при изучении философии мы сталкиваемся с отсутствием этого критерия. В самом деле, Платон утверждает первичность идеи, а Маркс говорит о приоритете материи. Означает ли это, что один из них не является философом? Разумеется, нет. Просто философия, в отличие от науки, чаще всего имеет дело с наиболее общими представлениями, которые не поддаются экспериментальной проверке. На современном этапе развития науки невозможно точно выяснить, что лежит в основе мира – материя или идея. Философия представляет собой, таким образом, способ выдвижения гипотез о наиболее общих, предельных основаниях бытия. Возможно, эти гипотезы никогда не смогут быть подтверждены или опровергнуты, однако их необходимо знать для того, чтобы сформировать собственное мнение. Обзорность курса, представление различных философских школ и течений имеют глубокий методологический смысл, такой подход позволяет сделать свободный выбор и сформировать собственную идеологию, базирующуюся на определенном мировоззрении.

Вопрос о свободе человека является одним из ключевых для всей истории философии. Что такое свобода, какая она бывает, как ее достичь и как ею пользоваться – эти проблемы всегда стоят перед каждым человеком, даже если он не задумывается о них именно в таких формулировках. Философское знание, особенно касающееся некоторых течений ХХ века, в которых вопрос о свободе и власти раскрывается наиболее глубоко, позволяет понять некоторые, порой парадоксальные вещи, например, что выбор человека из нескольких альтернатив, который делается, на первый взгляд, совершенно свободно, на самом деле является предопределенным и заранее известным. Элементы тайной власти, воздействующие на человека незаметно, оказываются более значимыми, нежели власть, например, политическая, т.е. явная.

Таким образом, помимо всех общепринятых причин, изучение философии имеет и еще один, возможно, важнейший смысл – сделать человека максимально свободным. Именно с позиций свободы в предлагаемом курсе будут рассмотрены многие разделы.

Что такое философия? С этого вопроса начинается знакомство с предметом, и зачастую он остается неразрешенным даже к концу курса, когда уже освоены основные блоки – историософский, онтология, гносеология и т.д. Дословный перевод – «любовь к мудрости» - мало что дает для понимания той специфической формы сознания, которую принято называть философией.

Трудность эта связана со многими факторами, в том числе и с тем, что на протяжении человеческой истории термин «философия» наполнялся различным содержанием, поэтому понимание философии в античности, например, будет резко отличаться от современного неопозитивистского ее понимания. Выдающийся советский философ М. Мамардашвили говорил о соотнесенности философии и стиля жизни. Такая соотнесенность на самом деле присутствует, и можно ее проследить, используя категорию мировоззрения.

Как можно прочитать в любом учебнике, мировоззрение – это комплексное системное отношение человека к миру и к самому себе, оценка того места в реальном мире, которое он занимает. Часто упоминается о двух составных частях мировоззрения – мироощущении и миропонимании, об исторических типах мировоззрения и т.д. Обязательно присутствует упоминание о том, что философия – мировоззренческая дисциплина. Все это в принципе верно, но это не приближает нас к ответу на вопрос – что же такое философия?

Без мировоззрения, разумеется, понять место философии в жизни общества и каждого конкретного человека невозможно. Но мировоззрение – не абстрактное поле, в котором находится какая-то часть человеческого сознания, это, по сути, выбор человека, который совершается постоянно. Мировоззрение – не застывшая, данная раз и навсегда позиция, это постоянно меняющаяся система взглядов на мир. Мировоззрение – это в первую очередь оценка человеком собственной жизни, а такие оценки могут – и должны – меняться вместе с самой жизнью. Человек каждую секунду своей сознательной жизни делает выбор, начиная от выбора одежды, которую он наденет, и заканчивая выбором определяющих целей и действий, к ним приводящих. Долгое время считалось, что чем больше возможностей такого выбора, тем более свободен человек. На самом деле, если у вас нет одежды, кроме набедренной повязки, то и выбирать не из чего. Вся история человеческой цивилизации поэтому часто сводилась к истории технического прогресса как средства повысить свободу. Однако такое «освобождение» - грандиозная иллюзия. Вопрос о потребностях и способах их удовлетворения – один из наиболее интересных и в философии, и в психологии. Потребности материальные, разумеется, игнорировать невозможно, их удовлетворение исходит из самой биологической сущности человека. Однако существуют и духовные потребности, идущие от другой человеческой составляющей. Соотношение первых со вторыми определяется тем моральным выбором, который делает человек. Причем категория морали в данном конкретном случае, как это ни странно, не обязательно связана с проблемой добра и зла. Если человек решил, что для удовлетворения своих материальных потребностей ему необходимо использовать других людей – он «выбирает зло», а если он готов пожертвовать собой ради других – «добро». Увы, такие ходульные, схематические представления очень часто господствуют при оценке моральности или аморальности. Террорист-смертник взрывает себя вместе с другими людьми, ради высшей цели – политической или религиозной. Значит, его выбор - «добро»?

Оценка своих высших ценностей, обозначение целей и способов их достижения – вот основа мировоззрения каждого человека, и в условиях выбора, фиксируя в данный конкретный момент свое осознание ситуации и своих действий, человек и начинает философствовать. Такая оценка называется философской рефлексией и показывает человеку самого себя со стороны, когда не только ситуацию, но и себя в ней осознаешь четко и ясно. Именно рефлексия является основой мировоззрения – и парадоксальным образом зависит от него! Мы делаем выбор на основе мировоззрения, и каждый новый выбор формирует новое мировоззрение. Насколько свободен этот выбор, мы рассмотрим в другом месте, сейчас же следует лишь сказать, что человек с устойчивым личным мировоззрением, невзирая на все факторы, влияющие на него (и далеко не всегда на рациональном уровне), обладает все же большей свободой, чем человек мечущийся, неустойчивый.

Как ни странно, но вопрос о личном мировоззрении оказывается более трудным, чем проблема исторических типов мировоззрения. В истории развития человечества выделены следующие этапы: мифологическое, религиозное, научное и философское мировоззрение. Три первых типа подробно рассмотрены в следующих вопросах, про философское же мировоззрение следует сказать, что оно может возникнуть на любом этапе развития общественного сознания. И в эпоху мифологического мировоззрения, и во время господства религиозных взглядов существовали философские школы и течения – достаточно вспомнить Платона, Аристотеля, Фому Аквинского и др. То же относится и к научному мировоззрению, хотя в этом вопросе присутствует определенная сложность.

Дело в том, что в недавнем прошлом, в эпоху господства в Советском Союзе диалектического и исторического материализма, научное и философское мировоззрение зачастую объединялись в единую научно-философскую систему. Такое объединение вполне понятно и объяснимо сточки зрения господствующей идеологии, однако оно несколько неправомочно. Научное мировоззрение, представляющее отношение, формирующее определенную научную картину мира, появляется лишь в конце эпохи Возрождения. Если принять вышеприведенную точку зрения, то окажется, что философии до Галилея и Ньютона вообще не существовало. Это мнение, высказываемое в вузовских учебниках по философии (т.е. диамату и истмату), изданных в СССР, нередко встречается и сейчас, когда вопрос о философии отнюдь не сводится к вопросу об отношении материи и сознания.

Философия не является наукой, это именно система взглядов и определенный способ мышления, именуемый философским (хотя с точки зрения строгой логики в этом утверждении и скрывается логическая ошибка). Создатель общей механики, человек, с именем которого связывают появление первой научной картины мира – Исаак Ньютон – был заведующим кафедрой теологии, т.е. в первую очередь – богословом, и лишь потом – философом и физиком. Научное мировоззрение само по себе не исключает и не предопределяет переход к философии, оно лишь представляет определенный способ объяснения процессов, происходящих в окружающей нас действительности. Философия же «вырастает» на любой почве, для этого нужен только определенный стиль жизни и мышления. Э.В. Ильенков определял мышление как отражение движения мира в движении понятий. Особое видение такого отражения и есть философия.

Философский подход предполагает постановку и решение определенных вопросов, в первую очередь – вопроса о всеобщем и единичном. Само возникновение философии связано с попыткой решить эту задачу, и основной проблематикой начальных этапов развития философии является поиск предельных оснований бытия, той субстанции, которая, будучи по своей природе единой, принимает различные формы множественного. Философия – это познание общего, попытка человека в своем понимании мира подняться до осознания всеобщего, скрывающегося за множественностью единичного. И, разумеется каждое конкретное решение зависит от господствующего мировоззрения.

И. Кант сформулировал основную задачу философии как ответ на три вопроса: «Что я могу знать?», «Что я должен делать?» и «На что я могу надеяться?». Такой подход к философствованию демонстрирует важнейшие функции философии. Вопрос о познании и его границах – важнейшая проблема гносеологии, т.е. раздела философии, занимающегося познанием. Деятельность человека – объект изучения социальной философии и философской антропологии. Наконец, прогнозирование результатов познания и деятельности представляет собой выражение мировоззрения в целом


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: