Человек как объект науки

По объекту изучения принято разделять науки на естественные, изучающие окружающий мир, природу, и гуманитарные, занимающиеся изучением человека. Однако и человек является объектом пристального внимания множества естественных наук. Разумеется, связано это в первую очередь с тем, что человек как биологический вид выделился из живой природы, он является ее частью и связан с ней множеством связей и отношений. К человеческому существу, следовательно, возможны как минимум два подхода – как к биологическому организму, и тогда он всецело принадлежит медицине как отрасли биологии, и как к личности, и тогда на сцену выходят гуманитарные науки.

Как показывает практика, ни один из этих подходов, взятый по отдельности, не является удовлетворительным. В самом деле, куда отнести такой раздел медицины, как психиатрия? С одной стороны, это естественная наука в комплексе медицинских наук. С другой – это наука о психическом здоровье человеческой личности, следовательно, она принадлежит к гуманитарным наукам. Подобные парадоксы связаны с самой сущностью человека как биосоциальной системы. Для их разрешения, казалось бы, достаточно просто отделить два понятия: организм и личность. Однако человек представляет собой именно систему, т.е. невозможно с точностью указать, где кончается биологическая сущность и начинается социальная.

В настоящее время принято считать, что разум человека, его мыслительные способности явились одним из факторов выживания, положительным признаком, который давал его носителям преимущество перед другими видами животных. Однако уникальность этого признака состоит в том, что благодаря ему человек становится способным не просто приспосабливаться к меняющимся условиям окружающей среды, но приспосабливать эту среду для своих целей. Целенаправленное изменение окружающего мира выделяет человека из всех других биологических видов.

Возможность поступать в соответствии со своими заранее поставленными целями носит название деятельности человека и является его отличием от животных, у которых рассматривается лишь поведение.

Поведение представляет собой ответ на воздействие внешней среды (стимула) – определенным действием – реакцией. Повеление присутствует и у животных, оно является вынужденным ответом на внешнее воздействие и может быть достаточно легко предсказано. У человека также присутствуют поведенческие реакции, доставшиеся нам от животных. На внезапный внешний раздражитель, например, громкий неожиданный звук, человек будет реагировать так же, как и большинство животных – вздрагивание, поворот головы в сторону источника звука и т.д. Подобные действия мы сможем наблюдать у кошки или собаки, т.е. в данном случае никакого принципиального отличия человека и животного не существует.

Такое отличие проявляется в деятельности человека, т.е. в наличии определенного алгоритма, позволяющего ставить какую-либо цель и добиваться ее. Целеполагание – сугубо человеческий феномен.

В деятельности можно найти некоторые общие черты с поведением, например, для укрытия от неблагоприятных условий внешней среды и животные, и человек создают жилища. Однако имеются существеннейшие различия, позволяющие говорить о разных механизмах этих действий. Животное строить жилье, повинуясь заложенным в него инстинктам, вследствие чего такое строительство является раз и навсегда запрограммированным. Человек же способен не просто варьировать программу своих действий, но и создавать ее.

Человек является биологическим существом, поэтому инстинктивное поведение присутствует и у него. Примерами человеческих инстинктов можно назвать инстинкт продолжения рода, инстинкт самосохранения и т.д. Однако у человека имеется одно чрезвычайно важное отличие. Животное почти никогда не может подавить своих инстинктов. Исключением являются лишь такие ситуации, когда один инстинкт подавляется другим, более мощным. Например, при защите потомства мать может пренебречь инстинктом самосохранения, для того, чтобы реализовался инстинкт продолжения рода. Однако такое подавление будет кратковременным. По истечении какого-то срока инстинкт самосохранения возьмет верх, и животное перестанет защищать своих детей. Более того, известны многочисленные примеры, когда хищники начинают охотиться на собственное потомство.

Человек может подавлять инстинкты целенаправленно и разумно. Случаи, когда инстинкт самосохранения отступал в различных ситуациях, чрезвычайно распространены и широко известны. Человек жертвует своей жизнью, причем делает это вполне осознано, поскольку есть ценности, более важные. Патриотизм, верность какой-либо идее, религиозные побуждения – вот далеко не полный перечень побудительных мотивов, которые могут полностью подавить инстинкт самосохранения. Сократ, выпивший чашу ч ядом, Джордано Бруно, сожженный на костре, мученики раннего христианства – все это примеры превосходства иных ценностей над ценностью собственной жизни.

Основой такого отличия, как можно увидеть, являются человеческие ценности. Они определяются тем обществом, в котором живет человек, которое воспитывает его и прививает ему различные нормы, запреты и разрешения. Для разных культур существуют и разные наборы ценностей, то, что приемлемо и даже поощряемо в одних социальных системах, оказывается запретным в других. Примером такого расхождения в ценностях может служить каннибализм – есть общества, где поедание себе подобных является освященной веками традицией. Следует сказать, что эту стадию в развитии проходили все без исключения человеческие племена, более того, именно каннибализм явился одним из факторов выживания человека – при невозможности охотиться на другие виды животных происходила охота на себе подобных. С развитием культуры каннибализм во всех «цивилизованных» обществах превратился в отвергаемое поведение, однако во многих первобытных племенах еще и сейчас он достаточно распространен.

Ценности каждой конкретной культуры формируют человека, в ней рожденного, однако и человек формирует культуру. Поэтому в настоящее время принято говорить, что человек как личность представляет собой одновременно и деятеля, и продукт культуры, человек не мыслим без общества, в котором он занимает определенное место и играет определенную социальную роль.

Попытки отделения биологического и социального в человеке с выпячиванием тех или иных сторон изначально обречены на неудачу, поскольку человек, живущий в обществе, представляет собой биологический индивид, развивший свои качества благодаря нахождению в социуме. Биосоциальная система, которой является каждый человек, нуждается для нормального функционирования в наличии всех элементов. Известны случаи воспитания детей животными, при этом люди утрачивали такие важнейшие способности, как способность к членораздельной речи и восприятию символической информации. История Маугли – не более чем красивая сказка, в реальной жизни такие дети являются скорее животными, нежели людьми. Если до двух- трехлетнего возраста ребенок не усваивает определенные базовые навыки человека, он утрачивает способность понимать человеческую речь – это явление неоднократно наблюдалось исследователями.

Человек, утративший общественную сущность, уже не способен к проявлению подлинно человеческих качеств. Сама этимология слова сознание дает нам указание на это. Со-знание, совместное знание, может существовать только между людьми. Человек, утративший культурные связи с социумом, очень быстро теряет человеческий облик. Прототипом Робинзона послужил голландский матрос Александр Селкирк, которого после его спасения пришлось заново учить говорить и ходить.

Все, что было сказано до сих пор, касалось различий человека и животных на уровне конкретных индивидов и социума как объединения этих индивидов. Однако существует еще одно фундаментальное отличие, касающееся развития человеческого общества. Благодаря способности к усвоению, преобразованию и передаче информации человек является единственным видом, который получает знания не только непосредственно от предыдущего поколения, но и от многих поколений прошлого. Накопление и передача знаний у животных происходят непосредственно – от старших особей младшим. Человек же способен воспринять знания обо всех предыдущих поколениях, оставивших свой след в истории. Сохранение знаний предыдущих поколений позволяет человеку сэкономить гигантский промежуток времени и воспринимать ценности, накопленные предыдущими культурами, за очень малое время.

Наконец, еще одним отличием человека от животного является период детства. Птенцы многих видов птиц уже через несколько минут после появления на свет способны к относительно самостоятельному существованию. Несколько длиннее этот период у млекопитающих, особенно у хищников – процесс охоты является гораздо более сложным, нежели процесс поиска растительной пищи. Тем не менее, даже у наиболее медленно созревающих видов этот период занимает не более нескольких месяцев. Человек же находится в периоде детства в среднем полтора десятка лет. Если считать, что длительность фазы детства зависит от сложности поведения взрослой особи, то можно сказать, что человеческая деятельность в десятки раз превосходит по сложности любой поведенческий комплекс любого животного, именно поэтому он и обладает наиболее продолжительным детским возрастом – это время подготовки к будущей жизни.

Интересной особенностью, также связанной со сложностью поведения, является игра. Замечено, что детеныши травоядных практически не вступают в игры друг с другом, в то время как для хищников игра является одним из основных моментов. Но наибольшее значение в развитии особи игра имеет для человека. Ребенок говорит: «Я с тобой не играю» - это означает отказ от общения. Игра и жизнь настолько тесно переплетаются в детстве, да и в более позднем возрасте, что существует множество различных концепций и теорий игры как основополагающего культурного фактора. Психологические игры описаны в книгах известного американского психолога Э. Берна «Игры, в которые играют люди» и «Люди, которые играют в игры», философская концепция игры как универсального явления культуры дана в работе голландского культуролога Й. Хейзинга «Человек играющий». Игра остается с человеком всю жизнь, свидетельством тому служит популярность многих спортивных игр, широчайшее распространение компьютерных игр и т.д. Однако игровой аспект поведения и деятельности может быть показателем и еще одной человеческой черты.

При играх животных всегда имеется определенный биологический смысл. Кошка приносит котятам полузадушенную, но живую мышь для игры, в процессе которой они приобретают навыки, необходимые для выживания. Явление конкуренции у хищников выражено гораздо сильнее, чем у травоядных – успех одного хищника чаще всего означает неудачу многих других. Именно в детском возрасте, в ходе игры хищники получают необходимые навыки, позволяющие им выдерживать эту конкуренцию. Значит ли это, что конкуренция в человеческом обществе настолько высока, что для успеха необходим столь длительный период игр? Можно ли сказать, что детство человека настолько затянуто по сравнению с остальными видами животных для того, чтобы как можно лучше приспособить его для жизни в условиях жесточайшего отбора, производимого не только и не столько по биологическим признакам, сколько по личностным и интеллектуальным качествам? И означает ли это, что человеческое общество является более жестоким, чем любое сообщество хищников, причем эта жестокость запрограммирована на биологическом уровне? Все эти вопросы не имеют, да и не могут иметь однозначного ответа, но они показывают, насколько более сложной является организация человека по сравнению со всеми остальными биологическими видами, и насколько трудно отделить в нем биологическое от социального.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: