Следовательно, Сократ смертен».
Для того чтобы умозаключение было истинным, необходимо, чтобы истинными были посылки, а также соблюдались законы и принципы логики.
В XX веке усиливается интерес к внерациональным формам познания, к которым относят интуицию, воображение, фантазию, эмоции, а также иррациональные элементы познавательной деятельности, которые лежат за пределами досягаемости разума и недоступны постижению с помощью известных рациональных средств.
В интуитивном познании выделяются три основные формы.
Чувственная интуиция, при которой в процессе принятия решения участвуют вербальные и невербальные (позы, жесты, взгляд) формы общения, бессознательные импульсы и многое другое, что человек не всегда может объяснить, так как его внимание ограничено только одним аспектом.
Рациональная интуиция проявляется в том, что при принятии решения человек может как бы «перепрыгнуть» через некоторые ступени логического рассуждения, увидеть истину сразу и непосредственно, а впоследствии восстановить все звенья логической цепочки.
|
|
Сверхъестественная интуиция (телепатия, чудесные предсказания и пророчества) — в настоящее время наименее понятное для науки явление. Наука не отрицает ее существования, но пока объяснить не может.
Процесс познания возможен только в единстве всех этих форм, односторонний подход приводит к искажениям истины. В каждом виде познания может преобладать та или иная форма. Так, в научном познании преобладают чувственная и рациональная, в обыденном — чувственная, в религиозном — интуитивная, в художественном — чувственная и внерациональная формы познания.
Тема 9
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА
37. ОБЩЕСТВО И ПРИРОДА
Природа понимается как все сущее, весь мир, который изучается естествознанием. Она является естественным условием существования общества. Общество можно определить как обособившуюся от природы часть материального мира. Изучением общества занимаются различные науки: социология, история, экономика, юриспруденция и др. Каждая из них имеет свой аспект исследования. Философия изучает наиболее типичные признаки общества, выделяющие его из природы, основные закономерности существования, структуру, соотношение общего и индивидуального и др.
Проблема взаимосвязи человека и природы вырастает из объективного противоречия, характеризующего положение человека в природе. Человек, являясь природным существом, противопоставляет себя остальной природе посредством своей деятельности. Человеческое отношение к природе отличается от отношения животного тем, что животное приспосабливается к природе, а человек приспосабливает природу к себе посредством практической деятельности. Практика соединяет человека с природой и одновременно выделяет его из природы, поскольку на ее основе формируются новые, несводимые к естественным законы развития общества.
|
|
Человек оказывает обратное воздействие на природу, опосредованное развитием материального производства. При этом происходят расширение рамок географической среды обитания человека и ускорение некоторых природных процессов. Человек геохимически переделывает мир, и этот процесс уже необратим. Если поставить общество в исходные природные условия, то оно не сможет существовать. Географическая среда, в свою очередь, оказывает влияние на хозяйственную специализацию стран и регионов.
Природная среда жизни общества не ограничивается географической средой, она включает в себя биосферу — населенную организмами верхнюю часть земной коры, рек, морей, озер, океанов, а также нижнюю часть атмосферы. Биосфера — это гигантская лаборатория по преобразованию солнечной энергии через зеленый покров планеты. Человечество является частью биосферы. Его влияние ускоряет процесс изменения биосферы благодаря развитию науки и техники. С развитием человеческого общества осуществляется переход к новому качественному состоянию биосферы — ноосфере (от греч. нус — разум). Ноосфера — это не отвлеченное царство разума, а исторически закономерная ступень развития биосферы, создаваемая, прежде всего, ростом науки и практической деятельности человека. Ноосфера не ограничена рамками нашей планеты, она простирается и на космос.
В ходе взаимодействия человека и природы выявляются две главные закономерности:
1) возрастание мощности, охвата и глубины воздействия общества на природную среду;
2) в ходе этого возрастания происходит расширение ноосферы.
В новых условиях угрозы глобального экологического кризиса становится очевидным, что воздействие человека на природу должно происходить не вопреки ее законам, а на основе их познания.
38. ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАНИЯ ОБЩЕСТВА. ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА
Существует множество определений общества. Одни мыслители считают, что общество — это общность, объединенная сознанием. Другие определяют общество как совокупность биологических существ, организованных с целью выживания. Третьи считают, что общество — это продукт взаимодействия людей с целью производства средств существования. Многие философы полагают, что общество — это организованная форма совместной деятельности людей, и выделяют основные факторы образования общества — труд, сознание, кооперацию.
Нет однозначного отношения и к проблеме закономерностей развития общества. Одни считают, что общество имеет свою логику и законы развития, независящие от сознания людей, другие полагают, что явления и процессы, происходящие в обществе, уникальны и неповторимы, поэтому ни о какой закономерности в развитии общества не может быть и речи.
Такой разнобой мнений во взглядах на общество объясняется трудностями познания общества по сравнению с познанием природы. Во-первых, все явления и процессы природы уже достигли высшего этапа своего развитии. Естествоиспытатель имеет дело с завершенным предметом. Общество же — постоянно развивающийся феномен, который никогда не достигает своего предела. Во-вторых, процессы, происходящие в обществе, никогда не повторяются, поэтому здесь очень трудно выявить закономерности. В-третьих, в обществе велико значение субъективного фактора, то есть сознательной деятельности людей. В-четвертых, при познании общественных процессов сложно или даже невозможно поставить эксперимент. Все это и приводит к тому, что так велико количество теорий, по-разному объясняющих общественные процессы. Однако это не означает, что эти теории неистинны. Каждая из них отражает тот или иной аспект в развитии общества и применима в конкретных обстоятельствах, в определенный период времени.
|
|
Основными факторами, влияющими на развитие общества, являются следующие.
1. Географические условия практически всегда влияют на хозяйственную специализацию региона, а следовательно, и на развитие производства. По мнению некоторых исследователей, именно природные условия привели к коренным различиям в развитии восточных и западных народов. На Востоке природа более сурова по отношению к человеку, и человек здесь может выжить только в том случае, если сможет противопоставить природе свою сплоченность. Поэтому на Востоке власть концентрируется в одних руках, а собственность сосредоточена в руках государства как орудие управления народом. На Западе же географические условия более мягкие и, как следствие, государственное устройство отличается демократическим характером, а определяющая форма собственности — частная.
2. Религия также оказывает влияние на развитие общества. Так, на Востоке она направляет усилия общества и индивида на внутреннее совершенствование, а не на внешние преобразования, как на Западе.
3. В развитии общества велико значение субъективного фактора, влияние личности.
39. ФОРМАЦИОННЫЙ, ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ И КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ ОБЩЕСТВА
Понятие формации введено в науку марксизмом. Общественно-экономическая формация — это исторически конкретное общество на определенной ступени его развития. Она включает в себя материальные, духовные, политические, социальные, семейно-бытовые явления. Маркс разбил историю общества на пять формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую.
Стержнем формации является способ производства материальной жизни в единстве производительных сил и производственных отношений. Производительные силы включают в себя в качестве главного элемента человека, его живой труд, а также средства производства: орудия труда, технику, источники энергии — овеществленный труд. Производственные отношения соединяют работника со средствами производства. Это соединение происходит на основе определенной формы собственности — частной или общественной. Именно форма собственности определяет взаимоотношения между людьми по поводу распределения, обмена и потребления.
|
|
Производственные отношения зависят от развития производства. Здесь действует закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил. Повышение производительности труда — главный механизм воздействия производительных сил на производственные отношения, который приводит к замене производственных отношений, смене общественно-экономической формации.
Формационный подход позволил рассматривать общество как объективный, закономерный процесс усовершенствования, выявить общие законы развития в разных общественных системах. Однако он не лишен и существенных недостатков. Прежде всего, это схематизм в понимании общества; утопичность в оценке роли коммунистической формации; навязывание истории единого линейного пути развития. Наряду с формационным в понимании истории общества существует и цивилизационный подход.
Сущность цивилизационного подхода заключается в отказе рассматривать историю всего человечества как единый непрерывный процесс. Вся история делится на ряд основных цивилизаций. Жесткой взаимосвязи между цивилизациями не существует. Категория «цивилизация» охватывает природу и уровень развития материальной и духовной культуры данного общества. Каждая цивилизация возникает для решения какой-либо определенной проблемы и проходит в своем развитии ряд ступеней: становление, расцвет, деградация и гибель. Цивилизационный подход развивали многие выдающиеся философы и социологи: А. Тойнби, Л.Н. Гумилев, Н.Я. Данилевский и др.
Культурологический подход к истории общества использовали немецкий философ О. Шпенглер и русский — Н.А. Бердяев. Они противопоставляли культуру и цивилизацию, как разные этапы в развитии общества. Культура активизирует творческие способности человека, а цивилизация только использует то, что было создано культурой. Цивилизация — это смерть культуры, она тяготеет к большим городам, в которых отсутствует культура. Современную ему Европу Шпенглер рассматривал как стоящую на краю гибели.
40. СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА
Взгляды мыслителей на структуру общества различаются так же, как и их взгляды на его сущность. Определить структуру общества означает выявить, из каких элементов оно состоит и как эти элементы взаимосвязаны. В марксизме в качестве основных элементов общества выделяются базис и надстройка. Базисом называются производственные отношения, основным элементом которых считается форма собственности на средства производства. Надстройка — это совокупность идеологических отношений, институтов, теорий, идей. Базис является определяющим элементом, надстройка же может способствовать развитию базиса или тормозить его, не оказывая решающего влияния.
Общественную жизнь можно рассматривать как совокупность разнообразных видов деятельности, в ходе которых осуществляются производство и воспроизводство самого человека как материального и духовного существа. Эти виды деятельности также можно рассматривать как элементы общественной системы. Экономическая сфера представляет собой способ производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Она включает в себя потребности, интересы и созданное в соответствии с ними производство. Материальные потребности человека первичны по отношению к его интересам, они выражают необходимость, нужду в таких предметах и условиях, которые способствовали бы поддержанию жизнедеятельности системы. На основе потребности формируются определенные интересы, и человек направляет свою деятельность на создание производства с целью их удовлетворения. Поскольку материально-экономическая сфера создает основу для существования общества и человека, она является определяющей.
Политическая сфера — это сфера управления обществом на уровне государства. Целью политики является сохранение или создание наиболее приемлемых для определенных социальных слоев или классов, а также для страны в целом условий и способов осуществления власти. Помимо государства в управлении обществом принимают участие политические партии, движения, профсоюзы, общественные организации. Управление государством осуществляется на основе права — системы законов и норм общественной жизни, закрепленной в конституции. Политическая и правовая сферы общества возникли вместе с возникновением классов, когда появилась необходимость в защите правящих классов в их претензии на господство. Право называют волей господствующего класса, возведенной в закон.
Социальная сфера жизни общества связана с удовлетворением потребностей человека в жилье, пище, одежде, образовании, поддержании здоровья, безопасности. Социальная сфера теснейшим образом связана с благосостоянием общества и личности. Субъектами социальной сферы являются различные социальные группы, которые возникают на основе определенных признаков. По отношению к средствам производства выделяются классы, по уровню доходов и профессиональной принадлежности — страты или слои, по этническим характеристикам — нации, народности, племена. Каждая общность есть субъект социальной сферы, создающий определенную специфику социальности, в которой реализуется общее целое.
41. КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ
Культура — это исторически обусловленный результат духовного развития народа. Основой каждого нового этапа развития культуры становится накопление высокого духовного потенциала, а также географические, космологические, этнические и исторические условия во всем многообразии формы и содержания. В Римской империи понятие «цивилизация» определялось как гражданский, городской тип жизни, более высокий в бытовом и политическом отношениях, чем жизнь варварских племен. Впервые во французском языке слово «цивилизация» появилось в середине XVIII века и употреблялось в значении всемирного прогресса в противоположность «варварской» стадии развития. В культурологии соотношение понятий «культура» и «цивилизация» трактуется по-разному. О. Шпенглер, П. Сорокин, Н.А. Бердяев рассматривают культуру и цивилизацию как разные этапы исторического развития общества. А. Тойнби и К. Ясперс считают, что эти понятия составляют единое целое, совершенствующееся на каждом этапе своего развития.
В произведении «Закат Европы» О. Шпенглер разделяет культуру и цивилизацию как два этапа общественного развития, по-разному относящиеся к жизни. Понятие «жизнь» заимствовано из теории романтизма и символизирует полноту и многообразие переживаний. Культура является лишь частичным ее выражением в символических формах: религии, искусстве, социальной жизни. Каждая культура есть одно из возможных решений жизненных проблем человека, и, развиваясь в одном направлении, она вынуждена многое существующее в жизни оставлять без внимания. Поэтому культура противоположна жизни и возникает из социального стремления народа к самовыражению.
В развитии культуры выделяют два основных этапа.
1. На первом этапе развития культура представляет собой живой организм, стремящийся воплотиться в материальные формы и образующий «первосимволы» — своеобразное духовное основание, специфическое для каждой культуры. В ходе своего развития культура пополняется многообразием форм, символов, стилей, выражающих определенные тенденции жизни.
2. Вторым этапом развития культуры становится кристаллизация духовного ее основания во внешних формах, проявляющаяся как доминирование внешней эстетизации над внутренним духовным содержанием. Этот этап характеризуется превращением культуры в цивилизацию. Основными признаками цивилизации являются технократизм, массовое производство и формализм. Цивилизация — это этап окончательной кристаллизации жизненных порывов и завершающий этап развития культуры.
Н.А. Бердяев разделяет культуру и цивилизацию по их базовым установкам. Основным импульсом культуры является «воля к культуре», выражаемая через творчество и развитие личности. Импульс цивилизации — это «воля к жизни», проявляющаяся в стремлении использовать достижения культуры для потребительских интересов. Культура достигается через самоограничение, трагизм, а цивилизация — через стремление к комфорту, материальному благополучию, обеспечивающих поддержание жизни. Исходя из разных импульсов, культура и цивилизация движутся в разных направлениях.
Тема 10
ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА
42. ПОНЯТИЕ ДУХОВНОЙ СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ
Духовная сфера жизни общества — это подсистема, которая занимается производством, распределением и хранением ценностей общества способных удовлетворить потребности сознания и мировоззрения субъектов, воспроизводить духовный мир человека. В содержании духовной сферы проявляется подлинная сущность человека. Духовная сфера тесно связана с материальной, ее структура также включает в себя потребности, интересы и производство ценностей. Однако соотношение между этими элементами различное. Если в материальной сфере первичны потребности, на основе которых формируются интересы, то в духовной сфере сначала должен сформироваться интерес к каким-либо ценностям, а затем возникает потребность их потребления. Так, сначала возникает интерес к музыке, а затем потребность ее слушать или воспроизводить. Духовное производство также отличается от материального. В духовном производстве небольшое количество произведенного продукта может удовлетворить огромное количество потребителей, в то время как в материальном, наоборот, необходим труд большого количества работников для того, чтобы удовлетворить потребности немногих. Поэтому в материальное производство ограничен доступ для потребителей, в духовное — для производителей. В материальном производстве работники не будут работать без оплаты их труда, духовное же производство самодостаточно. Производитель может работать и без вознаграждения, жить в нищете и получать удовлетворение от своей работы.
Основным элементом духовной сферы является общественное сознание. Оно представляет собой совокупность теорий, гипотез, настроений, эмоций, чувств общества на определенном этапе его развития. Общественное сознание имеет сложную структуру. В зависимости от степени, глубины проникновения в сущность общественных взаимоотношений выделяют уровни общественного сознания: обыденный и теоретический. Обыденное сознание — это стихийный способ осознания людьми своего опыта повседневной жизни. В обыденном сознании проецируются интересы, потребности той или иной социальной общности. Важнейшим элементом обыденного сознания является общественная психология — эмоциональное отношение людей к своему положению в обществе, переживаемое большими группами людей. Накал страстей и эмоций, присущих общественной психологии, можно усилить путем психологического воздействия на массы. Это активно используется политическими деятелями для достижения своих целей. В настоящее время актуальна роль общественной психологии в сфере национальных отношений. Одной из причин их обострения часто является слишком эмоциональное восприятие некоторыми группами своих этнических особенностей.
Теоретический уровень общественного сознания представляет собой отражение действительности с точки зрения интересов какой-либо социальной группы. Важнейшим его компонентом является общественная идеология — совокупность теорий, идей, взглядов, которые призваны оправдать или опровергнуть существующее состояние общества.
43. ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
Духовность можно определить как свойство человека выходить за пределы уже достигнутого человечеством, творить новую реальность. Особенно ярко эта способность проявляется в науке, в искусстве и в религии.
Искусство — это специфическая форма общественного сознания и человеческой деятельности, представляющая собой отражение действительности в художественных образах. Существует множество теорий, объясняющих причину зарождения искусства. Трудовая теория возникновения искусства, принятая в марксизме, утверждает, что искусство появилось как сторона практически-преобразовательной деятельности людей, а затем выделилось в самостоятельную сферу жизни. Религиозные теории утверждают, что искусство изначально было частью религии и возникло для реализации религиозных функций.
Специфическим предметом искусства являются эстетическое отношение человека к действительности, задача искусства заключается в художественном освоении мира. В центре произведений искусства всегда оказываются человек, общественные связи, взаимоотношения людей, поиск пропорций, которые бы связывали человека с внешним миром. Основная функция искусства — удовлетворение эстетических потребностей людей, потребностей в восприятии прекрасного. Люди искусства создают произведения, доставляющие человеку наслаждение, духовно обогащают его и пробуждают в нем художника, способного в своей деятельности творить по законам красоты и вносить красоту в жизнь. Через эту функцию проявляется его познавательное и воспитательное воздействие на людей. В ходе развития искусства сложились его основные виды: литература, живопись, скульптура, музыка, театр, кино и др.
Религия — это форма духовной жизни, основной функцией которой является создание целостного представления о мире, определяемого верой в существование Бога и чувством зависимости от него. Отношение к религии меняется на протяжении истории. Остается неоднозначным оно и в настоящее время. Существует несколько точек зрения на природу религии.
Теологическая (богословская): религия — это то, что связывает человека с Богом; это — истина, данная в откровении — знании, полученном от Бога.
Материалистическая: религия — это фантастическое отражение в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в действительной жизни. Сначала это были стихийные силы природы, затем в условиях частной собственности и отчуждения труда — общественные отношения.
Социологическая: религия — это система культуры (обычаи, обряды, культы, жизненный уклад общества), в которой вера в Бога является необходимым, но не единственным элементом. Форма веры в Бога (буддизм, ислам, христианство и др.) — основа, определяющая все здание культуры того или иного народа, сама, в свою очередь, определяется предыдущей историей народа.
Помимо основной функции — удовлетворение мистических потребностей — религия выполняет коммуникативную функцию — способствует общению, компенсаторную — помогает пережить горе, воспитательную и др. Вопреки предсказаниям о ее отмирании религия продолжает существовать в современном мире как необходимый элемент человеческого отношения к миру.
44. НАУКА - ВАЖНЕЙШИЙ ЭЛЕМЕНТ ДУХОВНОЙ СФЕРЫ ОБЩЕСТВА
Наука — это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и самом познании. Основной целью науки является постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов и их взаимосвязи. Основные функции науки — описание явлений, объяснение причин их происхождения, предвидение тенденций развития действительности. Научному познанию присущи следующие черты: объективность, системность полученных знаний, доказательность, обоснованность результатов, достоверность выводов.
В научном познании можно выделить два уровня, различающиеся методами, применяемыми в каждом, историей возникновения и ролью в целостном процессе познания: эмпирический и теоретический. Эмпирические исследования направлены непосредственно на изучаемый объект и используют такие методы, как наблюдение и эксперимент. Теоретические исследования концентрируются на обобщающих идеях, позволяющих интерпретировать факты, полученные в ходе эмпирических исследований. На этом уровне используются такие методы, как моделирование, идеализация, формализация, анализ, синтез и др.
На ранней стадии развития общества познавательные и производственные элементы были тесно взаимосвязаны. Для возникновения собственно науки нужны были соответствующие условия: определенный уровень производства и общественных отношений, разделение умственного и физического труда, наличие широких культурных традиций, позволяющих усваивать достижения других народов и культур. Наука зарождается на определенной стадии развития общества, когда появляется потребность в научных знаниях
В настоящее время наука — это чрезвычайно сложное общественное явление. Ее рассматривают с различных точек зрения. Науку определяют как систему знаний, форму общественного сознания; форму деятельности, систему отношений между учеными и научными учреждениями; как социальный институт; как средство практического изменения жизни общества. Существует множество классификаций науки. Науки разделяются по предмету и методу познания: естествознание, обществознание, технические науки. По удаленности от практики выделяются фундаментальные науки, которые выясняют основные законы и принципы реального мира и не ориентируются непосредственно на практику, и прикладные, которые ориентируются на непосредственное применение результатов научного познания для решения конкретных производственных и социально-практических проблем. Фундаментальные науки изучают законы в чистом виде, поэтому их называют чистыми науками. Прикладные науки опираются на законы, устанавливаемые фундаментальными науками. Однако границы между отдельными науками и научными дисциплинами условны и подвижны. Все чаще происходит соединение научных знаний в форме стыковых дисциплин: физическая химия, биофизика, геохимия и др.
Для нашего времени характерна тесная связь науки и производства, сокращаются сроки между совершением научного открытия и его внедрением в производство, труд по своему содержанию становится все более наукоемким.
Тема 11
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
45. ПОНЯТИЕЛИЧНОСТИ. ЧЕЛОВЕК, ИНДИВИД, ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ
Понятие «личность» в русском языке, так же как и соответствующее понятие в европейских языках, восходящих к латинскому «персона», означает маску актера в театре, социальную роль человека как целостного существа. Выражение «потерять лицо», которое есть во многих языках, означает утрату своего места и статуса в определенной иерархии. В русском языке понятие «личность» сопряжено с другими понятиями: «человек», «индивид»,
«индивидуальность». Каждое из них имеет свой аспект употребления. Их нельзя отождествлять, однако нельзя и противопоставлять, так как они обозначают один феномен, но в разных аспектах.
Наиболее общим, родовым понятием является понятие «человек». Человек — это субъект общественно-исторической деятельности и культуры, субъект данных общественно-исторических отношений и тем самым культурного общемирового процесса. По своей природе он представляет собой биосоциальное существо, способное мыслить, производить орудия труда, обладает членораздельной речью и нравственными качествами.
Индивид — это единичный представитель человеческого рода, отдельно взятый человек безотносительно к его особенностям, один из многих. Поскольку индивид приобретает самостоятельность своего бытия в обществе, он становится индивидуальностью и формируется как личность.
Человеческий индивид, взятый в аспекте его социальных качеств (взгляды, способности, потребности, интересы, моральные убеждения), образует личность. Личность — это динамичная, относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, социально-культурных и морально-волевых качеств, выраженных в индивидуальных особенностях сознания и деятельности. Природную основу личности образуют ее биологические особенности, определяющими факторами ее развития являются социально значимые качества: осознание мотивов своего поведения, постоянная работа сознания и воли, направленная на самореализацию, раскрытие индивидуальных способностей. Комплекс своеобразных, неповторимых качеств и действий, характерных для данной личности, выражается в понятии «индивидуальность».
Социальные качества личности проявляются в ее действиях, поступках, отношении к другим людям. Личность — не только субъект деятельности, но и объект воздействия общества, других индивидов. В процессе функционирования в обществе личность выполняет социальные роли, обусловленные общественным разделением труда, принадлежностью к тому или иному классу или социальной группе с ее идеологией и психологией. Мировоззрение личности, формируемое социальным окружением, воспитанием, самовоспитанием, является одним из важнейших качеств личности, ее стержнем. Оно предопределяет направленность и особенности всех социально значимых ее решений и поступков. Личность по своей сущности социальна, но по способу своего существования индивидуальна. Индивидуальность выражается в самобытности личности, ее способности быть самой собой среди других людей. Важную роль в развитии индивидуальности играют природные задатки, врожденные особенности, а также социально ценные качества, приобретенные в процессе социализации.
46. СВОБОДА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ
В рационалистической философии свобода традиционно определяется как познанная необходимость. Эта традиция восходит к Спинозе и Гегелю. Однако если индивид лишь познает, но не действует, то в результате он оказывается в подчинении у необходимости, хотя и осознанной. Познание необходимости является одним, но не единственным условием свободы. Для того чтобы быть свободным, индивид должен иметь возможность выбора действий в соответствии со своими внутренними убеждениями и интересами и возможность действовать в соответствии со своим выбором. Во взаимоотношениях с обществом индивид нередко сталкиваестся с конфликтными ситуациями, когда он должен отстаивать свою свободу или отказаться от нее. Возможны различные ситуации. Индивид может вступить в отношения борьбы за свободу, в открытый и непримиримый конфликт с обществом, добиваться своих целей любой ценой. Это опасный путь, на котором может произойти деформация личности. Возможно также бегство от мира в монастырь, в скит, в себя, чтобы реализовать себя внутренне. Чаще всего человек адаптируется к миру, идет в добровольное подчинение, чтобы обрести новый уровень свободы.
Понимание свободы как способности уклониться от всего внешнего, как возможности сказать «нет» — это негативная свобода, «свобода от». Назначение же человека заключается в стремлении к подлинному самоутверждению, к «свободе для». Человек свободен не вследствие отрицательной силы избегать чего-либо, а вследствие положительной силы проявлять свою истинную индивидуальность. Эта положительная сила является движущей причиной внутренней свободы человека. Человеческое в человеке формируется в процессе все большего обретения им духовной свободы. Он обладает не полной, раз и навсегда данной свободой, а лишь определенной ее мерой, которая является переменной величиной. На человека оказывают влияние внешние природные и социальные факторы через посредство его субъективного восприятия. Человек может оказывать обратное влияние на эти факторы. Степень и глубина обратного влияния зависят от объема и глубины его знаний и опыта, силы воли и характера. Свобода — это не всегда результат рационального выбора. В реальной жизни она реализуется как проявление целостного, как рационального, так и эмоционально-чувственного мировосприятия и волеизъявления индивида.
Обретение свободы направлено не только на внешний мир, но и на самого человека, он оказывается свободным делать самого себя. Поэтому свободу часто называют нелегким бременем, тяжким крестом для человека. Принятие решения неизбежно связано с постоянным риском и личной ответственностью. Если у человека есть возможность выбирать, значит, он должен отвечать за свой выбор. Поэтому нередко человек не столько действительно хочет свободы, сколько хочет казаться свободным и в то же время растворяется в толпе, перекладывает свою ответственность на других. В тоталитарных обществах пропагандируется идеология человека как винтика системы. В условиях современного общества растет потребность в творческой и инициативной личности, умеющей быть ответственной за свои действия. Внутренняя свобода — важнейшее средство обретения человеком смысла своей жизни.
47. ЛИЧНОСТЬ В ИСТОРИИ
Общество можно определить как целостную самоорганизованную систему поведения людей н их взаимоотношений друг с другом и с природой. Человек только в качестве члена общества может состояться как личность. Человек и общество диалектически взаимосвязаны как часть и целое. Их взаимоотношения подчиняются следующим закономерностям. 1. Социальная среда воздействует на формирование личности. 2. Личность оказывает активное обратное влияние на социальную среду и общественные отношения. 3. Общественные отношения развиваются и функционируют в процессе и на основании человеческой деятельности. 4. Формирование сознания личности и ее творческого начала зависит от характера ее взаимоотношений с другими людьми. 5. Социализация личности происходит в единстве общения с другими людьми и обособления от них при ведущей роли общения.
В разные исторические эпохи изменялся характер взаимоотношения общества и личности. 1. В докапиталистических формациях преобладают отношения личной зависимости. В это время развиваются представления о божественном характере государства и власти. Развитие личности было возможно в составе единого социального механизма, объединяющего людей для выполнения социально-хозяйственных задач. Роль личности здесь была минимальной. Формой воспроизводства выступала устная или письменная традиция. 2. В капиталистическом обществе определяющими становятся отношения экономической зависимости при условии личной независимости. Здесь впервые образуется система всеобщего общественного обмена, универсальных отношений и потребностей. Эксплуатация человека человеком постепенно сменяется эксплуатацией человека государством и обществом. Государственный монополизм и бюрократический аппарат отчуждают людей от собственности и от власти. 3. В современном обществе становится возможным формирование отношений свободных индивидуальностей. Основой на этом этапе должны стать экономические и политические свободы при ведущей роли интеллектуального и морального потенциала.
Важным является вопрос о возможности личности влиять на развитие общества, на ход исторического процесса. Конечно, индивид может оказать влияние на развитие общества только посредством других людей, если он сможет убедить их в необходимости действовать. Важнейшим условием влияния личности на процесс общественного развития являются степень ее таланта, возможность уловить тенденции и потребности исторического развития. При соблюдении этих условий такая возможность существует.
48. ПРОБЛЕМА СМЫСЛА ЖИЗНИ ЛИЧНОСТИ
Вопрос о смысле жизни личности принадлежит к числу вечных вопросов, на который люди с давних времен пытаются найти ответ. Прежде всего, он встает в самой общей форме: имеет ли смысл весь мир, природа, имеет ли смысл жизнь как биологическое существование? Положительный ответ на этот вопрос порождает другой: если смысл есть, то кто его вложил? Вложить смысл может только мыслящее существо. Для верующего человека ответ очевиден: смысл мира дан Богом. Наука же считает, что вопрос о смысле жизни можно отнести только к человеку, единственному мыслящему существу, которое может определить смысл собственной жизни.
Сама эта проблема возникает перед каждым человеком по мере осмысления им своей смертности. Человек внутренне ощущает себя вечным, но видит, осознает временность своего пребывания в мире. В поисках решения противоречия между внутренним ощущением вечности и временностью своего существования он и обращается к вопросу о смысле, о том, что будет представлять его временное существование перед лицом вечности.
Важность правильного ответа на вопрос о смысле жизни подтверждается данными статистики самоубийств. Наибольшее количество самоубийств совершается потому, что человек утрачивает смысл жизни, вернее, теряет то, что считал смыслом жизни. Необходимо указать, что смысл жизни не равнозначен целям, которые человек ставит в своей жизни, удовлетворяя свои потребности, общаясь с другими людьми. Человек выполняет множество социальных ролей: сына, внука, брата, работника, ученика, просто пешехода. В каждой из них человек ставит перед собой цели, достижение которых еще не является реализацией смысла жизни. Не цели определяют смысл жизни, а смысл жизни определяет те цели, которые человек перед собой ставит, и те роли, которые он выполняет.
В истории общества проблема смысла человеческого существования вставала обычно в переломные моменты, когда происходила смена системы ценностей. Изменялись материальные условия жизни людей, их социальные и культурные запросы, и вместе с ними изменялись представления о смысле жизни. Однако всегда люди пытались найти вечную формулу. Религиозная концепция видит смысл жизни вне самой жизни, в очищении от скверны бытия, соблюдении основных заповедей в процессе приготовления к потусторонней жизни.
В философии мы встречаемся с разными толкованиями смысла: с позиции абстрактной добродетели — служить истине, добру; с позиции максимального удовлетворения биологических потребностей человека — стремление к удовольствиям; с позиций экзистенциально-пессимистических — человек рождается для страданий и смерти. С точки зрения Ф. Ницше, смысл человеческой жизни
в рождении гениев, которые возвышали бы общество. Гуманистические направления современной философии определяют смысл жизни человека в самореализации, в актуализации всех заложенных в человеке способностей. Как бы ни различались варианты решения этой проблемы в обществе, каждый человек решает ее сам для себя, и это решение зависит от того, насколько он способен различать подлинные и мнимые ценности, готов к самореализации.
Тема 12
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА
49. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЦИВИЛИЗАЦИИ
Современное человечество представляет собой новую суперсистему, связанную общей судьбой и общей ответственностью. Проблемы, которые стоят перед ним, носят характер глобальных. Глобальные проблемы затрагивают интересы всего человечества, и только его усилиями они могут быть разрешены. К глобальным можно отнести следующие проблемы: 1) предотвращение катастрофического загрязнения человеком окружающей среды; 2) обеспечение общества необходимыми энергетическими и продовольственными ресурсами; 3) регулирование роста народонаселения в районах нищеты и голода; 4) обеспечение мира между народами и недопущение войн с применением оружия массового уничтожения; 5) преодоление забвения достижений культуры, нравственности, образования.
Для решения этих проблем необходимы уничтожение ядерного оружия, развертывание безотходных технологий, экономия природных ресурсов. Все эти меры будут способствовать улучшению нынешнего состояния человечества, но этих мер еще недостаточно. Глобальные проблемы современности явились результатом всего предшествующего развития, итогом неразумного воздействия человека на природу и кризиса во взаимоотношениях между людьми, для их решения необходима система мер.
Суть экологической проблемы состоит в углубляющемся противоречии между производительной деятельностью человечества и стабильностью природной среды его обитания. Один из ведущих центров, занимающихся проблемами экологии, — «Римский клуб», который проводит широкомасштабные исследования состояния природной среды и предлагает варианты разрешения кризисных ситуаций.
Проблема войны и мира становится актуальной для всех народов, всей цивилизации. Огромный арсенал сверхмощного оружия, накопленный человечеством, поставил земную жизнь на грань физического уничтожения. Серьезными проблемами в последнее время становятся локальные войны, международный терроризм, национальный экстремизм, расползание ядерных технологий, создание в противовес этому системы ПРО сверхдержавами.
Демографическая проблема, включающая в себя рождаемость, смертность, плотность и миграцию населения, оказывает существенное влияние на социальную среду. Сегодня демографические процессы поставили различные задачи перед странами и целыми регионами: одни (Индокитай) должны решать проблему перенаселения, выполняя программу по ограничению роста семьи, другие (Европа) озабочены резким спадом рождаемости.
Современное человечество вступило в эпоху необратимого развития, когда так называемые простые решения с их ориентацией на стихийно складывающееся общественное мнение все чаще ведут в тупик. Поэтому актуальной становится проблема создания единой стратегии всего человечества, для чего необходимо формирование такого института, как планетарное гражданское общество, в рамках которого возможна эффективная реализация новой стратегии. Необходимы также формы контроля со стороны международных организаций. Стратегия человечества не может быть реализована одним или несколькими народами, это дело международного сообщества в целом.
50. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ
Процесс глобализации охватывает все стороны современной жизни. Возникнув в экономике, он затем распространился на политику и культуру. В настоящее время от глобализации более всего выигрывают США, поэтому этот процесс иногда называют американизацией. Глобализация в культуре имеет существенные особенности. 1. В культуре глобализация гораздо в большей степени выступает как американизация, поскольку господствующая в этих условиях массовая, коммерческая культура является преимущественно американской. 2. Вытесняется высокая культура и одновременно утверждается господство массовой. 3. Размывается культурное многообразие, происходит униформизация и стандартизация.
Многие ученые обеспокоены этими процессами и считают, что возникшая культурная индустрия порождает массовую, коммерческую культуру, которую называют сегодня медийной и постмодернистской. По их мнению, распространение продуктов культурной индустрии ведет к деградации общества и непоправимой потере того, что составляет основу подлинности человека и его бытия. Массовая культура выходит на господствующие позиции, теснит и подавляет высокую культуру, игнорирует художественное творчество и художественные поиски. Культурная индустрия поощряет развитие прежде всего рекламы и моды, которые стимулируют потребление, а высокую культуру считает ненужной роскошью, требующей больших затрат, но ничего не дающей для реальной жизни.
Особую актуальность приобрели в настоящее время проблемы взаимоотношений национальных культур, западной и восточной, центра и периферии, господствующей и зависимой. Сложность и острота этих проблем показывают, что процесс культурной глобализации является исключительно сложным и противоречивым, он ведет к неоднозначным последствиям.
Вместе с тем в конце XX века возникают новые положительные моменты. В 1992 году по инициативе ООН и ЮНЕСКО создана Всемирная комиссия по культуре и развитию. В ее документах ставится задача обеспечения устойчивого развития общества на основе культуры. Культура объявляется ключевым фактором экономического и социального прогресса в XXI веке. Такая смена ориентиров обусловлена тем, что до сих пор господствовал тип развития, направленный на безудержное наращивание потребления материальных благ и природных ресурсов. В конце концов это может привести к разрушению биосферы и гибели всего человечества. Чтобы избежать этой угрозы, нужно радикально изменить образ жизни, осуществить гармоническое соединение материального и духовного начал.
Раньше считалось, что наука способна решить все проблемы. Сегодня становится очевидным, что для устойчивого развития требуется не только наука, не только технология, но и гуманитарная культура. Культура наполняет жизнь человека смыслом и определяет его цели, она приносит человеку счастье. Становится все более актуальным переход от техногенной, в том числе информационной цивилизации к антропогенной, где основная ценность — человек, а не техника.