Надзор за законностью в деятельности органов,
Оперативно-розыскная деятельность является самостоятельным видом правоохранительной деятельности, осуществляемых специально уполномоченными на то государственными органами с использованием негласных правовых средств. Прокурорский надзор за законностью оперативно-розыскной деятельности правоохранительных органов получил законодательное регламентирование впервые за всю историю советского и постсоветского Казахстана только с принятием Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» от 15 сентября 1994 года. Ранее правоохранительные органы в основном руководствовались ведомственными приказами и инструкциями. Более того, в 1960—1970 гг. Генеральным Прокурором СССР был издан ряд приказов руководящего характера, которыми запрещалось подчиненным прокурорам вмешиваться в ОРД соответствующих органов[42].
Самостоятельное направление данного вида надзора обусловлено тем, что органы уголовного преследования при осуществлении борьбы с преступностью проводят оперативно-розыскные мероприятия, существенно ограничивающие права и законные интересы граждан, гарантированные Конституцией Республики Казахстан и другими законами. С целью усиления правозащитной функции государства по защите прав и свобод личности, Законом РК от 9 августа 2002 года № 346 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам прокурорского надзора»[43]в Закон РК «О прокуратуре» были внесены значительные изменения. Особенно в части, касающейся полномочий прокурора при осуществлении надзора за ОРД, что только способствовало дальнейшей активизации роли прокуратуры в данной сфере государственной деятельности.
|
|
Кроме того, для обеспечения надлежащего надзора за законностью проводимых ОРМ, в органах прокуратуры, помимо наделения их соответствующими полномочиями приказом Генерального Прокурора РК № 74 от 29 декабря 2002 года утверждено Положение специалистах органов прокуратуры, перед которыми поставлены следующие основные цели и задачи:
1. выявление и пресечение незаконно проводимых органами, осуществляющими ОРД, специальных ОРМ;
2. обеспечение защиты органов прокуратуры от неправомерно установленных специальных технических средств и устройств для получения сведений, составляющих служебную тайну и снятия информации с технических каналов связи, компьютерных систем и электронных носителей;
3. дача консультации и оказание содействия в исследовании, оценке и использовании информации.
Необходимость соблюдения профессиональной этики при проведении оперативно-розыскной деятельности имеет очень важное значение, гак как оперативный работник зачастую действует негласно и вторгается в личную жизнь гражданина, при этом становясь обладателем различной информации самого широкого спектра. Поэтому недостаточный уровень правосознания и профессиональной этики отдельных субъектов оперативно-розыскной деятельности может привести к использованию средств и методов оперативной работы для достижения цели и задач, не предусмотренных законом, в частности, для шантажа и провокации, а также других действий, ущемляющих права и свободы законопослушных граждан. При осуществлении данной деятельности прокурор наделен достаточно широкими полномочиями, вместе с тем он не вправе вмешиваться в оперативную деятельность органов, проводящих ОРМ, и не может лично проводит или участвовать в их проведении.
|
|