Тема 4. Познавательные процессы

Познавательная сфера

Индивидуальное познание, как оно совершается в сознании индивида, всегда представляет собой дви­жение, отправляющееся от общественного развития познания и возвращающееся к нему. Но процесс ин­дивидуального познания мира отличается от общественного развития познания: мысли, к которым при­ходит человек, даже те, которые переходят в систему и историю самой науки, в индивидуальном сознании и в системе научного знания иногда могут иметь раз­ные контексты и отчасти различное содержание.

Весь процесс познания природы совершается по мере того, как соответствующие предметы и явления вовлекаются в деятельность людей и приобретают в силу связи с общественной деятельностью, обще­ственную значимость.

Если рассматривать мышление как способность че­ловека в закономерностях развития познавать суть явлений, то оказывается, что человек познает приро­ду, изменяя ее. Разум человека - не только предпо­сылка практической предметной деятельности, он ее же продукт. Познавательная деятельность человека зарождается и развивается сперва как черта практической деятельности. Лишь затем она выделяется из нее в качестве теоретической деятельности.

Но и выделившись, теоретическая деятельность со­храняет связь с практической, подчиняется ее конт­ролю, но в свою очередь воздействует на нее и руко­водит ею.

Способы воздействия на действительность, доступ­ные на различных ступенях развития, весьма значительно определяют доступные по данной ступени развития способы познания окружающей среды, и наоборот.

Ощущение - это наиболее элементарный психи­ческий процесс, заключающийся в отражении качеств и свойств предмета.

Контактные (вкусовой, тактильный) ощущения возникают тогда, когда происходит соприкосновение с объектами внешнего мира, дистантные позволяют оценить качества предмета на расстоянии.

Важным для классификации является расположе­ние воспринимающих рецепторов: экстероцептивные (зрение, слух, запах, вкус, осязание), передаю­щих информацию о состоянии внутренних органов, проприорецептивных, передающих информацию от мышц и сухожилий. Еще одно важное основание для классификации - это генетический принцип, выде­ляющий старую и новую чувствительность.

Среди основных свойств ощущений выделяют по­роги. Абсолютный порог ощущений - это та мини­мальная интенсивность, при которой сигнал начинает осознаваться субъектом. Для разных видов ощуще­ний существуют свои пороги.

Главные свойства ощущений: адаптация, сенси­билизация, синестезия. Адаптация - это способ­ность органов чувств приспосабливаться, привыкать к новому сигналу. Сенсибилизация связана с повы­шением чувствительности, снижением ее порога. Это свойство возникает, когда усиливаются мотивация или определенные условия жизни. Синестезия осно­вана на совместной работе нескольких анализаторов. Она помогает компенсировать недостатки деятельно­сти какого-либо анализатора.

Восприятие

Восприятием называется целостное отражение в сознании человека предметов или явлений при их не­посредственном воздействии на органы чувств. Вос­приятие - познание качества целого, а не его отдель­ных свойств. По модальности выделяют восприятие: зрительное, слуховое, осязательное. По объему - восприятие пространства; восприятие времени; вос­приятие изображений, спектаклей.

Свойства восприятия:

предметность - выполняет ориентирующую и регу­лирующую функции в практической деятельности;

целостность восприятия складывается на основе обобщения значений об отдельных свойствах и ка­чествах предмета, полученных в виде различных ощущений;

константность восприятия определяется как спо­собность воспринимать предметы относительно постоянными по форме, цвету и величине незави­симо от меняющихся условий;

категориальность - сознательное восприятие предмета, т.е. мысленное отнесение его к опреде­ленной группе, классу;

структурность восприятия.

В числе важнейших свойств восприятия следует от­метить соотношение фигуры и фона.

Проблема врожденного и приобретенного в восприятии излагается в трудах многих выдающихся психологов.

Гибсон разработал две теории перцеп­тивного научения:

• восприятие как процесс добавления: соответствие между восприятием и стимуляцией постепенно уменьшается;

• как процесс различения: усиление соответствия между восприятием и стимуляцией.

Эксперимент с различением спиралей по несколь­ким основаниям: доказательство наличия перцептив­ного научения. С научением возрастает способность к различению. Эксперимент на понижение порога кожной чувствительности.

Основные формы презентации мира: действие, образ, знак. Ребенок имеет дело в основном с пер­цептивными образами. Затем происходит отрыв пер­цептивного образа от конкретного объекта - непер­цептивные образы (более абстрактные). Механизм перехода - действие. Конкретное - абстрактное. Глобальное - дифференцированное. Внешнее - сущностное.

Аффект делит гомогенный мир (поток сенсорного характера) ребенка - переход в мир предметности через манипуляции с предметами (доречевая форма социализации). Зависимость образов от действий.

Брунер: опыт с колечком. При изменении положе­ния тела вся моторная конструкция нарушается - это выражение познавательного эгоцентризма ребенка. Залог восприятия мира для ребенка - собственная стабильность (для взрослого - неподвижность объ­ектов).

Диффузность и глобальность восприятия в детском возрасте (трудно вычленить замаскированную фигу­ру на рисунке).

Теории восприятия

В современной психологии выделяют следующие теории восприятия:

классическую психологию сознания (структура­лизм);

гештальттеорию восприятия;

перцептивную психофизику. Структурализм

В. Вундт - разделение целого на элементы (чистые ощущения). Необходимость интроспекции. Аналити­ческая: выделение ощущений. Ощущение как отраже­ние свойства вещи (модальность, интенсивность, протяженность, длительность).

Г.Э. Мюллер: закон специфических энергий орга­нов чувств. Наше восприятие не отражает свойств объекта: восприятие зависит от специфики рецепто­ра. Внешний мир состоит из элементарных стимулов, которые вызывают элементарные ощущения в рецеп­торах (принцип однозначного соответствия). Ощуще­ния и восприятия - различные процессы. Элемен­тарные ощущения затем складываются в образы (ас­социации).

Г.Т. Фехнер - сенсорная психофизика: идея одно­значного соответствия между стимулом и психичес­ким переживанием: S-П переживание. Предъявлял не объекты, а физические энергии (звуки, цвета): ощущение уже не нужно специально выделять. Ана­литическая интроспекция: специальное усилие по разложению целостного образа на отдельные при­знаки. Активность субъекта не учитывается - вся уходит на выявление первичных признаков.

Процесс восприятия: наложение деталей. Опозна­ние совершается по отдельным признакам (удобно для моделирования восприятия с помощью машин).

Гештальттеория

Критика структурализма:

отвержение механизма ассоциаций как главного;

отвержение прошлого опыта.

Предмет полностью определяет образ. Выделение особенностей объекта, которые влияют на выделение целостной фигуры (близость стимулов, сходство, стремление к замкнутому контуру, хорошее продол­жение). Стремление к равновесной фигуре(прегнан-тность). Круг - наиболее равновесная фигура.

В. Келер: принцип изоморфизма - в стимуле и в психике существуют идентичные структуры. Образ просто отражает объект, а не строится. Восприятие не рассматривается как процесс.

Восприятие - это не пассивный, созерцательный акт. Человек в своем восприятии в той или иной мере сказывается целиком: его отношение к воспринима­емому, его потребности, его интересы, стремления, желания и чувства. Интересы и чувства проявляются в восприятии сначала в форме непроизвольного вни­мания. На низших уровнях восприятие протекает «стихийно», независимо от сознания, а на высших уровнях оно превращается в сознательно контроли­руемую деятельность наблюдения. В наиболее со­вершенных формах наблюдение, приобретая плано­вый систематический характер, превращается в ме­тод научного познания.

В ходе изучения восприятия оказывается, что оно не является простой суммой ощущений, что оно - сложный целостный процесс и даже целенаправлен­ная деятельность.

Виды и процессы памяти. Типы, качества, закономерности памяти

В современной психологии память человека опре­деляется как психофизиологические и культурные процессы, которые выполняют функции запомина­ния, сохранения и воспроизведения информации. Память - это жизненно важная способностью чело­века. Без нее невозможно нормальное функциониро­вание личности и ее развитие. Памятью обладают все живые организмы, но память человека находится на самой высокой ступени развития. Если животным присуща генетическая и механическая память, то че­ловек обладает более продуктивными видами памя­ти, которые связаны с использованием различных мнемонических средств. Таким образом, память че­ловека является своеобразным инструментом, который предназначен для накопления и использования жизненного опыта.

Память или воспроизведение - это продолже­ние восприятия. Оно имеет важное значение в разви­тии личности. Восприятие связывает личность с окру­жающей средой в каждый определенный момент, а память восстанавливает те связи, которые существо­вали в прошлом и сохранили свое значение для на­стоящего.

Память присуща всем людям, но в ней существуют индивидуальные различия, выражающиеся в точнос­ти, скорости, прочности запоминания и готовности к воспроизведению. Индивидуальные различия памяти зависят от типа высшей нервной деятельности, от процессов возбуждения и торможения. Индивидуаль­ные особенности памяти напрямую связаны с тем, как сформированы у человека рациональные спосо­бы запоминания.

Таким образом, память человека представляет со­бой своеобразный инструмент, который служит для накопления и использования жизненного опыта.

Память хранит и частично перерабатывает всю ин­формацию, которая поступает к нам из внешнего мира и от сознания. Основные процессы памяти.

1. Сохранение - это процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем свя­зывания его с приобретенным ранее. Это необходимо для обогащения опыта, пополнения новыми знаниями.

2. Воспроизведение - процесс памяти, в результате которого происходит актуализация закрепленного ра­нее содержания психики путем извлечения его из дол­говременной памяти и перевода в оперативную.

3. Узнавание - это воспроизведение какого-либо объекта в условиях повторного восприятия.

Процесс забывания может быть более или менее глубоким. Забывание оказывается тем более глубо­ким, чем реже включается определенный материал в деятельность личности, чем менее значимым стано­вится он для достижения актуальности жизненных целей. Сохранение материала определяется степе­нью его участия в деятельности личности. Забывание зависит от объема запоминаемого материала.

Существуют несколько видов памяти. Оператив­ная память отличается тем, что время хранения ин­формации определяется ее задачей, т.е. сведения хранятся до тех пор, пока они необходимы. Кратко­временная память характеризуется тем, что в тече­ние 20 сек. в ней хранится информация, которая затем переводится в долговременное хранение.

Произвольное запоминание характеризуется воз­можностью произвольной регуляции деятельности по запоминанию. Непроизвольное запоминание возникает уже на ранних этапах фило-и онтогенеза. При этом запоминание преимущественно значимо для жизнедеятельности. Моторная память - это память на движение, являющееся основой привычек, опера­ций, навыков. Вербальная память - память на слова, цифры, ноты, т.е. знаки любой природы.

Индивидуальность памяти проявляется в том, как осуществляются запоминание и воспроизведение у разных людей, и в особенности содержания памяти. Индивидуальные различия выражаются в скорости, точности запоминания и готовности к воспроизведе­нию. Скорость выражается числом повторений, необ­ходимых человеку для запоминания определенного объема материала. Прочность выражается в сохране­нии заученного материала и в скорости его забыва­ния. Готовность памяти выражается в том, насколько человек может легко и быстро припомнить в нужный момент то, что ему необходимо.

У одних людей запоминается и закрепляется более продуктивно образный материал, у других - словес­ный материал, у третьих не замечается преимущест­ва в запоминании определенного материала. Разли­чают наглядно-образный, словесно-абстрактный и промежуточный типы памяти. Преобладание в запо­минании образов определяется в первую очередь условиями жизни и деятельности людей.

Наглядно-образный тип памяти дифференцируется в зависимости от того, какой анализатор оказывается наиболее продуктивным при запоминании различных впечатлений. Поэтому различают двигательный, зри­тельный и слуховой типы памяти. Чаще всего встре­чается смешанный тип: зрительно-двигательный, зрительно-слуховой, слуходвигательный.

Память как соединение многообразных психичес­ких процессов отражает или воспроизводит прошлое, пережитое человеком. Благодаря памяти значитель­но расширяются возможности отражения действи­тельности - с настоящего до прошлого. Без памяти не было бы основанных на прошлом знаний и навы­ков. Не было бы психической жизни, которая смыка­ется в единстве человеческого сознания. Не было бы возможно непрерывное учение, которое проходит че­рез всю жизнь человека и делает его тем, что он есть.

Память как единая функция - это некоторая, очень общая и элементарная способность к запечатлению (восстановлению) данных чувствительности, т.е. мнемическая функция. Запоминание, припоминание, воспроизведение, узнавание строятся на этой осно­ве, но не сводятся к ней.

Сохранение в памяти - не пассивное хранение ма­териала, это динамический процесс, который осуще­ствляется на основе и в условиях определенным об­разом устроенного усвоения, включающий выражен­ную предполагающую учас­тие разных мыслительных операций. Этот процесс имеет определенную динамику. Она может выражать­ся не только в более или менее быстром забывании, но в некоторых случаях полными и совершенными, более чем предыдущие, воспроизведениями.

Запоминание - это сознательная фиксация до­стигнутого в настоящий момент познания реалий в целях использования его в практической и теорети­ческой деятельности в будущем, а припоминание - это извлечение знании для практической и теорети­ческой деятельности, которая происходит в настоя­щем. Генезис сложной деятельности запоминания является продуктом исторического развития, обус­ловленным потребностями конкретной деятельнос­тью человека.

Потребность в овладении психическими процесса­ми и в их развитии ощущается острее, когда усложня­ются формы человеческой деятельности, и она су­щественно связана с потребностями общественным образом организованной деятельности.

Внимание и сознание

Внимание - это направленность психики на опре­деленные объекты, имеющие для личности устойчи­вую значимость, сосредоточение психики, предпола­гающее повышенный уровень сенсорной, интеллекту­альной или двигательной активности.

Под направленностью следует понимать избира­тельный характер протекания познавательной дея­тельности, произвольный или непроизвольный выбор ее объектов.

Основные виды внимания. Непроизвольное внимание вызывается любыми новыми и интересны­ми объектами для человека. Именно эти объекты запечатлеваются в памяти, они сохраняются и затем всплывают в нашей памяти. Произвольное внима­ние вызывается только сознательным и целенаправ­ленным усилием. Оно помогает сосредоточиться на предмете, не вызывающем особого интереса, но не­обходимого для личной деятельности.

Произвольное внимание может трансформировать­ся в постпроизвольное тогда, когда возникает инте­рес к выполняемой деятельности и сохранение ус­тойчивого внимания уже не требует волевых усилий.

Внимание - это аспект большой основной про­блемы о соотношении мира и личности. Наличие у человека высших форм внимания означает, что он выделяет себя из окружающей среды как личность, противопоставляет ей себя и имеет возможность, мысленно включая определенную ситуацию в различ­ные контексты, преобразовывать ее, выделяя в ней в качестве существенного тот или иной момент. Вни­мание в высших формах характеризует своеобразие предметного человеческого сознания. Диффузный, неустойчивый характер в развитии внимания у ребен­ка можно отметить в раннем детстве. Однако это по­ложение не имеет абсолютного характера. Иногда манипулирование предметом так увлечет ребенка, что, начав манипулировать им, ребенок будет повто­рять действие раз за разом. Но главным остается по­ложение, что на протяжении дошкольного возраста ребенок в слабой степени владеет вниманием.

Существенной в развитии внимания ребенка явля­ется интеллектуализация: внимание начинает пере­ключаться с чувственного содержания на мыслитель­ные связи.

Значительные сдвиги наступают тогда, когда на развитие уже повлияли результаты обучения. К 10-12 годам по большей части наблюдают заметный, часто скачкообразный рост объема внимания, его концентрации и устойчивости. Нельзя упускать из виду существование индивидуальных различий, при­том весьма значительных.

Решающее значение для развития внимания имеет формирование интересов и приучение к системати­ческому труду. Важно, чтобы педагог умел заинтере­совать учащихся и мог строить педагогический про­цесс на произвольном внимании, обусловленном не­посредственной заинтересованностью; можно ис­пользовать эмоциональные факторы: возбудить интерес, внести эмоциональную насыщенность.

Главным условием поддержания внимания яв­ляется разнообразие сообщаемого материала, кото­рое соединяется с последовательностью и связан­ностью его раскрытия и изложения.

Мышление. Воображение

Мышление можно определить как психический поз­навательный процесс человека, цель которого - уз­нать недоступное непосредственному восприятию при помощи данных человеку органов чувств или при по­мощи иных психологических процессов. Мышление открывает нам еще недоступное знание, которое иным путем, кроме мышления, получить невозможно. Мыш­ление - это процесс решения вопросов, на которые не существует очевидных ответов. Это также опосре­дованное познание человеком действительности, так как, имея дело с мышлением, человек для получения знаний использует и органы чувств, и какие-либо вспо­могательные средства. Правила логики мышления, используемые человеком для получения истинных знаний, также являются средством мышления.

Также мышление - это и процесс всеобщего поз­нания действительности человеком, т.е. получения на уровне понятий всеобщих представлений о ней. Те знания, которые в результате мышления приобретает человек, не представляют собой конкретных знаний. Выделяют следующие виды мышления.

Теоретическое - такое мышление, которое совер­шается в уме полностью, без практических реальных действий и без обращения к опыту. Цель его - выве­дение одних знаний из других, обоснование, формули­рование теории, объясняющей явления действительности, определение понятий. Цель практического мышления - решение некоторой практической, жиз­ненной задачи - это мышление содержит в себе и умственные, и практические действия человека. Про­дуктивное мышление порождает новый, ранее неизвестный материальный или идеальный продукт. Репродуктивное мышление имеет дело с такими зада­чами, решение которых когда-то уже было найдено.

Интуитивное мышление заключается в особой ин­теллектуальной способности человека и особом чувс­тве - интуиции. Это умение без долгих рассуждений находить решение задачи и чувствовать его правиль­ность, не располагая доказательствами истинности. Логическое мышление хорошо осознается как про­цесс и доказывается и проверяется с точки зрения его правильности или ошибочности путем соотнесения с правилами логики, включенных в него действий.

Аутестическое мышление не всегда открывает истину человеку или приводит к правильному реше­нию. Это мышление слабо ориентируется на реаль­ную действительность либо вообще не принимает ее в расчет, т.е. решает задачи без опоры на объектив­ные жизненные обстоятельства. Реалистическое мышление всегда руководствуется реальной дей­ствительностью, реалиями, ищет решение задач и найденное решение, как правило, соответствует ре­альной действительности.

Простейшее из видов мышления - наглядно-действенное, свойственное многим животным. Его процесс сводится к реальным действиям человека над предметами. Высший по уровню развития вид мышления - словесно-логический. Этот вид имеет дело с понятиями о предметах и явлениях, он полно­стью протекает во внутреннем плане и для него обязательной является опора на наглядно воспринимае­мую ситуацию. Такое мышление осуществляется по определенным законам, что приводит к истинным ре­шениям обсуждаемых задач.

Процессы мышления - те процессы, с помощью которых человек решает определенные задачи. Это могут быть внутренние и внешние процессы, и в раз­ных видах мышления они выступают как различные.

Под процессами словесно-логического мышле­ния понимаются внутренние размышления человека, где он действует с понятиями по законам логики. Это такие логические процессы, как рассуждения или суждения. Суждение - это высказывание, содержа­щее в себе определенную мысль, а рассуждение - цепочка логически связанных друг с другом сужде­ний, логически выстроенная последовательность. Логически и лингвистически суждения представлены простыми предложениями.

Процессы наглядно-действенного мышления - это изучение ситуации, в которой возникла задача, при помощи органов чувств и действий в данной си­туации.

Формы мышления обычно называются умозаклю­чениями. Это особая система рассуждения, благода­ря которой из одних знаний выводятся с помощью логических операций другие или на основе заданных условий находят решение задач.

Две основные формы мышления - это индукция и дедукция.

При помощи индукции из частных знаний выводят­ся некоторые общие знания. Дедукция противопо­ложна индукции: в качестве исходного материала выступает некоторое общее утверждение, истинность которого была ранее доказана.

Воображение - это процесс представления ин­формации в виде образов, причем такой процесс, при котором эти образы отличаются от реальной действительности. Воображение человека имеет много общего с его восприятием, памятью, мышле­нием.

Воображение можно определить также как п роцесс отражения действительной реальности за пределами существующих связей и отношений.

Оно направлено на создание продуктов, не имеющих в реальной действительности аналогов и заменяющих ее. Воображение - особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем за­нимающая промежуточное положение между воспри­ятием, мышлением и памятью. Специфика: вообра­жение, вероятно, характерно только для человека и определенным образом связано с деятельностью ор­ганизма, будучи в то же время самым «психическим» из всех психических процессов и состояний.

Воображение является процессом познания, оно может предсказать тенденции развития действитель­ности, задавая направления для этого пути. Существуют несколько видов воображения: пас­сивное, активное, репродуктивное, продуктивное (творческое). При пассивном воображении образы рождаются самопроизвольно, без участия сознания и роли человека, человек не в состоянии их контроли­ровать. Сюда относят видения, сон, грезы, мечты. Видения, являющиеся человеку либо во сне, либо в бреду, не зависят от его желаний видеть именно этот образ. Грезы подразумевают возможность по соб­ственному усмотрению вызвать их содержание. Меч­ты — более активный вариант грез, это образ желае­мого будущего, более связанного с действительнос­тью, чем грезы. Их человек обычно старается претво­рить в реальность.

Активное воображение рождает образы при активном участии сознания и воли человека. Оно ос­новывается на цели придумать, представить нечто в виде образа, и последовательно решает определен­ною задачу. Активное воображение включает в себя репродуктивное воображение и продуктивное воображение.

Репродуктивное воображение в основном вос­производит известное, имея все-таки долю фанта­зии. При этом ре­гулируется не только содержание, но и яркость, жи­вость образов.Наибольшую активность и субъективность предла­гает творческое воображение, когда содержание продукта полностью зависит от автора, от его мыс­лей, чувств, опыта.

Продуктивное воображение порождает совер­шенно оригинальный образ, который целиком и по частям значительно отличается от всего известного.

Наибольшую активность и субъективность предла­гает творческое воображение, когда содержание продукта полностью зависит от автора, от его мыс­лей, чувств, опыта.

В воображении (как и в мышлении) используются несколько операций: комбинирование, агглютинация, гиперболизация, типизация. Агглютинация — осо­бый вид комбинирования, он соединяет несоедини­мые в реальности части.

Яркость и выразительность образа повышает ги­перболизация. Она выдвигает на первый план толь­кокакие-то отдельные его черты. С намеренным уси­лением какой-то одной черты образа связано акцен­тирование.

Воображение связано и с такими сторонами психи­ки, как мышление, эмоции, память.

Сильные эмоции стимулируют работу воображения, но не только чувства вызывают воображение, но и во­ображение увеличивает переживания.

Воображение (в особенности творческое) сходно с мышлением. Продукт и результат его - придуманный человеком образ. Но мышление - это направленный процесс решения задачи, результат которого как бы предопределен.

При творческом мышлении человек знает, что он собирается создать, и часто сопоставляет результат своего образного мышления с поставленной целью. Для творческого воображения намеченной цели не существует.

Воображение в трудных ситуациях при решении сложных проблем заменяет мышление, помогая вос­полнить недостающее воображение.

Функции воображения:

1) представление дей­ствительности в образах, а также создание возмож­ности пользоваться ими, решая задачи;

2) регулиро­вание эмоциональных состояний;

3) произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций;

4) формирование внутреннего плана действий - способности выполнять их внутри, мани­пулируя образами;

5) планирование и программиро­вание деятельности, оценка ее правильности.

Интеллект. Структура интеллекта

Интеллект – это умственные способности человека воспринимать разнообразную информацию, обрабатывать ее, оперировать знаниями при решении разнообразных задач.

С развитием интеллектуальной деятельности каж­дое действие приобретает значительную вариатив­ность. Возникают внутренние предпосылки для более адекватного поведения в соответствии с новыми ус­ловиями ситуации.

«Разумное» поведение, которое связано с разви­тием интеллекта, обычно противопоставляется инс­тинкту, хотя и в инстинктах, и в навыках, особенно на высших ступенях, имеются элементы разумности и интеллекта. «Разумность» поведения зависит от ха­рактера восприятия. Дифференцирование предметов в ситуации и реагирование на их соотношения - это первичная предпосылка интеллекта в широком, не­специфическом смысле слова. Развитие интеллекта также обусловлено развитием двигательного аппара­та, как периферического, так и центрального.

Интеллектуальной деятельности свойственны не только своеобразные механизмы, но и особая моти­вация. Она выступает в виде любопытства, любозна­тельности.

Развитие интеллекта выражается не только в ко­личественном, но и в качественных изменениях. Из­меняются и форма, и содержание интеллектуальной деятельности - интеллектуальные операции погру­жаются в более глубокие слои сущего. Изменяются и другие формы поведения. Инстинкт переходит во влечение, а весь промежуточный процесс, от которо­го зависит, будет ли оно удовлетворено и как, при каких условиях - переходит к интеллекту. Радикаль­но меняется и навык: у человека появляются навыки, которые строятся целиком на основе интеллектуаль­ной деятельности. Изменяются также отношения между интеллектом, инстинктом и навыком. Навык наиболее близок к ин­теллекту, но при получении опыта это недифферен­цированное единство раздваивается: образуются высшие специфические формы интеллекта и относи­тельно рутинные, более или менее косные автома­тизмы. В итоге единство между разными формами психики не порывается, а лишь дифференцируется; на верхних этапах инстинкт и навык функционируют внутри либо на основе интеллекта, которое осмысли­вает, регулирует и контролирует их.

В психологии существуют различные теории и под­ходы к рассмотрению структуры интеллекта. В факторно-аналитической теории «генерального фактора» Ч. Спирмен рассматривает интеллект как «умственную энергию», уровень которой определяет успешность решения тестовых заданий любого вида. Генеральный фактор интеллекта имеет наибольший вес при выполнении задач на абстрактные отношения, а наименьший — при выполнении сенсорных задач. «Групповые» факторы интеллекта: механическая, лингвистическая, математическая компетентность, те «специальные» факторы, которые вносят свой вклад лишь в отдельные интеллектуальные тесты.

Согласно факторно-аналитической теории Кеттела существуют две разновидности интеллекта: «теку­чий», который зависит от наследственности и играет главную роль в задачах, в которых требуется приспо­собление к новым ситуациям; «кристаллизованный», в котором отражен прошлый опыт. С возрастом, а осо­бенно после 40 лет, происходит снижение показате­лей «текучего» интеллекта, а показатели «кристалли­зованного» интеллекта остаются в норме.

Виды, функции, характеристики речи

Речь - исторически сложившаяся в ходе матери­альной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредованная языком. Речь - это язык в действии.

В ходе речевого общения происходит не­прерывное кодирование и раскодирование информа­ции. Речь включает процессы порождения и воспри­ятия сообщений для целей общения или, в частном случае, для целей регуляции и контроля собственной деятельности (внутренняя речь).

Основные виды речи человека: устная; письмен­ная; диалогическая; монологическая; внешняя (звуча­щая, осознаваемая); внутренняя.

При помощи устной речилюди непосредственно общаются друг с другом, произносят наборы звуков, которые ассоциируются с теми или иными предмета­ми или явлениями. Наборы звуков передаются и вос­принимаются на слух через соответствующие колеба­ния давления воздуха. Письменная речьоснована на изображении символов на материальных носителях.

В диалогической речи принимают участие минимум два человека. Каждый выдает реплику, адресованную другому человеку или нескольким людям; а их соб­ственные высказывания являются реакцией на реплику данного человека. Монологическая - это речь, произ­носимая с начала и до конца только одним человеком. Диалог подразумевает многократное прерывание речи данного человека репликами других людей. Монолог же не предполагает какой-то речевой реакции и должен быть понятным сам по себе. Как диалог, так и монолог могут быть как устными, так и письменными.

Внешняя (звуковая) речь осознается говорящим и воспринимается другими людьми.

Внутренняя речь - особая разновидность. Она участвует в управлении лишь внутренними психоло­гическими процессами, которые совершаются в го­лове человека. Внутренняя речь беззвучна и не имеет очевидных проявлений, она неосознаваемая.

Психологические функции речи: коммуникацион­ная; интеллектуальная; регуляционная; психодинами­ческая; психотерапевтическая.

Смысл коммуникативной функции в том, что с по­мощью речи информация передается от человека к человеку. Она используется в различных видах обще­ния людей и является первичным источником инфор­мации. Свою коммуникативную функцию речь полу­чила благодаря существованию языка.

Интеллектуальная функция состоит в том, что для человека речь также и средство мышления. Наибо­лее ярко функция проявляется в словесно-логичес­ком мышлении. Эта функция проявляется как во внутренней, так и во внешних формах речи: диалоге и монологе.

Речь служит фактором управления собственной психикой и поведением человека, который ее исполь­зует, и психикой других людей - в этом выражается ее регуляционная функция.

Психодиагностическая функция заключается в том, что можно судить о психологических особенностях данного человека по его речи, о его психических со­стояниях, свойствах и познавательных процессах.

С помощью психотерапевтической функции речи люди оказывают на себя и на других терапевтическое влияние, рассчитанное на психологическую поддерж­ку, помощь и на предупреждение легких психогенных заболеваний.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: