Система экологического контроля в России

Экологическое лицензирование

Экологическое лицензирование — это разрешение на природополь­зование, на выбросы, сбросы, размещение вредных веществ (включая отходы) с обязательным указанием способов охраны и рационального природопользования, а также обеспечения экологической безопасно­сти человека и окружающей его природной среды.

Лицензия, в соответствии с ФЗ «О недрах», определена как офици­альный документ, удостоверяющий право ее владельца на пользова­ние тем или иным природным ресурсом (например, недрами) в опре­деленных границах в соответствии с указанной целью в течение уста­новленного времени при соблюдении им оговоренных требований и условий (ст. 2).

Экологическое лицензирование подразумевает выдачу разрешений (лицензий) на «экологически значимую» деятельность (прежде всего на природопользование) с указанием видов, объемов и лимитов ме­роприятий по использованию природных ресурсов, других экологи­ческих требований, при которых допускается лицензируемая деятель­ность, а также последствий несоблюдения этих требований.

С точки зрения управления — это система мер, направленных на регулирование природопользования, охрану природы и защиту чело­века посредством разработки экологических регламентации и ограни­чений.

Фактически экологические лицензии являются:

формой учета пользователей природными ресурсами (в том чис­ле ресурсов пространства — территории, акватории или услов­ного объема атмосферы, используемых для выбросов, сбросов и т. д.);

формой контроля за потреблением указанных ресурсов или загрязнения ОС;

формой распоряжения природными ресурсами и правами на за­грязнение ОС.

Различают две формы (типа) экологических лицензий: комплекс­ные и специальные.

Комплексный тип — лицензия на комплексное природопользова­ние, специальный — на частные виды работ (по видам ресурсов).

Следует подчеркнуть, что выдача экологической лицензии осуществ­ляется государственным органом только после проведения государствен­ной экологической экспертизы.

Основные полномочия по экологическому лицензированию нахо­дятся в ведении Министерства природных ресурсов России (МПР РФ), они сводятся к лицензированию видов деятельности, связанных в ос­новном с недро-, водо- и лесопользованием, пользованием объектами животного мира, а также, хотя и в меньшей степени, с охраной ОС.

Экологический контроль (ЭК) в целом — это проверка соблюдения предприятиями, организациями, т. е. всеми хозяйствующими субъек­тами и гражданами экологических требований по охране ОС и обес­печению экологической безопасности общества.

Цель ЭК состоит в предупреждении и устранении правонаруше­ний в области экологии и природопользования.

В настоящее время сложились две формы ЭК — предупредитель­ная и карательная.

Предупредительная форма ЭК включает в себя разработку и введе­ние в действие нормативов качества ОС и рационального использова­ния природных ресурсов, выдачу разрешений или лицензий (и их ан­нулирование) на различные виды природопользования, установление лимитов сбросов и выбросов загрязняющих веществ, лимитов хране­ния твердых отходов и др. Сюда же можно отнести различные виды предупреждений о необходимости проведения обязательных или не­обходимых в данном конкретном случае природоохранных меропри­ятий (например, рекультивации земель после проведения геологораз­ведочных работ, военных учений и др.).

Карательная форма ЭК применяется в тех случаях, когда послед­ствия правонарушения не позволяют ограничиваться только предуп­реждением. Она выражается в наступлении различных видов юриди­ческой ответственности (материальной, дисциплинарной, админист­ративной, уголовной, гражданско-правовой). В качестве карательной формы ЭК может применяться пресечение экологически вредных дей­ствий, например, ограничение, приостановление или прекращение какого-либо производства (завода, цеха и др.).

Объектами ЭК являются: состояние ОС, ее отдельных объектов, степень их изменения под влиянием хозяйственного развития; выпол­нение обязательных мер по охране ОС и ее отдельных объектов; со­блюдение природоохранительного законодательства.

В целом система ЭК состоит из следующих подсистем: 1) государ­ственная служба наблюдения за состоянием ОС; 2) государственный экологический контроль; 3) производственный экологический конт­роль; 4) общественный экологический контроль.

Государственный экологический контроль (ГЭК). В отличие от госу­дарственного экологического мониторинга, который по своей сути ограничивается лишь сбором и передачей экологической информации, ГЭК решает иную задачу: добиться обеспечения всеми хозяйстствую-щими субъектами и гражданами требований экологического законо­дательства и нормативов качества ОС.

Правовой базой ГЭК являются Закон РФ «Об охране окружающей среды» и соответствующие документы, включая «Правила осуществ­ления государственного экологического контроля за должностными лицами Минприроды и его территориальных органов»,

Производственный экологический контроль осуществляется непос­редственно на предприятиях, он регулируется внутренними докумен­тами и выполняется силами самого предприятия. Его главная задача состоит в том, чтобы удерживать негативные воздействия предприя­тия на ОС в пределах установленных нормативов и благодаря этому избегать претензий (и соответствующих санкций) со стороны государ­ственного контроля.

Законодательством предусматривается также общественный эколо­гический контроль, осуществляемый силами общественных организа­ций, объединений и движений, профсоюзами и трудовыми коллекти­вами за выполнением нормативных природоохранных требований.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: