Мотивация оппонентов в конфликте
Лекция 14. Мотивация конфликтности, взаимосвязь конфликтов и стрессовых ситуаций
2. Оценка образа «Я» и «Он/Она» по Н.В. Гришиной
1. Мотивация оппонентов в конфликте
Мотивы сторон — это побуждения к вступлению в конфликт, связанные с удовлетворением потребностей оппонента; совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих конфликтную активность субъекта.
В конфликте часто сложно выявить истинные мотивы оппонентов, так как они в большинстве случаев скрывают их от окружающих, предъявляя в позициях и декларируемых целях мотивировку участия в конфликте, которая в значительной мере отличается от первичных мотивов или вовсе не имеет ничего общего с ними.
Базисным побудителем активности оппонента в конфликте являются его потребности. Это состояния субъекта, создаваемые испытываемой оппонентом нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития, выступающих источником его активности. Потребности присущи как отдельному индивиду, так и социальным группам, обществам и государствам.
|
|
Анализ причин поведения сторон в конфликтах показывает, что они сводятся к стремлению удовлетворить свои интересы, которые представляют собой осознанные потребности, обеспечивающие его направленность на объект конфликта и способствующие реализации его конфликтного поведения.
Близки к интересам оппонентов и ценности, которые они отслаивают в конфликте. Это могут быть общечеловеческие ценности (например, истинность суждения, идеи, справедливость, решения), ценности, выраженные в каком-то конкретном произведении искусства, а также личностные ценности (чувство собственного достоинства, честь, самооценка и т. п.).
Мотивы индивида или группы не возникают сами по себе и часто определяются ситуацией, условиями, в которых он (она) находится. Зачастую протекающие в обществе социально дезорганизующие процессы деформируют общественное сознание, которое реализуется и преломляется через потребности, интересы и, следовательно, через цели, поступки и действия конкретных людей и групп.
Мотивы противодействующих сторон конкретизируются в их целях.
Цель — это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлены действия человека.
Целью субъекта в конфликте является его представление о конечном результате конфликта, его предвосхищаемый полезный (с точки зрения личности или общественной, групповой значимости) результат. Можно выделить стратегические и тактические цели оппонентов. Нередко основная цель оппонента — овладение объектом конфликта, ей подчинены тактические цели. В зависимости от развития конфликта эта основная цель может быть заменена на другую (нанесение максимального ущерба оппоненту — материального, морального психологического), которая в начале конфликта выступала как цель-средство.
|
|
Видимая часть устремлений человека, социальной группы в конфликте — позиция. Это система отношений оппонента к элементам конфликтной ситуации, совокупность фактических прав, обязанностей и возможностей оппонента, реализующихся в конкретной ситуации в общении, поведении и деятельности. Позиция характеризуется, с одной стороны, динамичностью и гибкостью, с другой — относительной устойчивостью.
Сложность выявления истинных мотивов объясняется тем, что оппоненты в большинстве случаев предъявляют мотивировку участия в конфликте, которая отличается от первичных мотивов.
Все выше изложенное можно отобразить на рисунке 29.
Рисунок 29. Мотивация оппонентов в конфликте
2. Оценка образа «Я» и «Он/Она» по Н.В. Гришиной
Пристрастная позиция, занимаемая основными участниками конфликтной ситуации, по отношению к формированию образа оппонента в конфликте является одной из фундаментальных характеристик. Учитывая то, что социально-перцептивные образы «пристрастны» в принципе, то в конфликтной ситуации, где в основе взаимодействия лежит противоречие, противоположная сторона оценивается еще более тенденциозно. Как отмечает Н. В. Гришина, объектом, вызывающим подобные проявления, может стать любая зона образа другого — интерпретация его поведения, его мотивов и личностных особенностей.
Возложение ответственности за конфликт на другого, как и наделение его «негативными» чертами, типично для формируемого образа ситуации, на основании которого оппоненты строят свои дальнейшие действия.
Исследование описаний участниками конфликтных ситуаций друг друга, проведенное указанным выше автором, дает яркое представление о формировании компонентов информационной модели конфликта у оппонентов, а именно собственного образа и образа другого.
Из психологических составляющих образа другого лишь 24 % от общего числа имели позитивный или нейтральный характер («энергичный», «принципиальная», «рациональная», «сдержанная» и т. д.). Все остальные содержат выраженные негативные оценки. Они могут (с известной долей условности) быть разделены на следующие категории: характеристики эмоционального поведения («вспыльчивая», «эмоционально холодная», «нервный» и т. д.) — 31,2 %; указания на эгоистические черты характера и поведения («не признает позиции другого», «из любых ситуаций старается выйти сухой», «переложить ответственность на другого» и т. д.) — 14,6 %; осуждаемые привычки («любит власть», «любит деньги» и т. д.) — 11,5 %; коммуникативные проблемы («не очень разговорчивая», «несколько отстраненная» и т. д.) — 9,3 %; плохие отношения с окружающими («ее больше боятся, чем уважают» и др.) — 6,2 %; и указания на внешние недостатки («внешне непривлекательная») — 3,1 %.
В противоположность «другому» психологические характеристики собственного образа имеют откровенно позитивный характер: «общительная», «доброжелательная», «веселая», «умная», «интересная», «широкий круг общения и интересов», «спокойная», «любит свое дело», «организатор» и др., что составляет 66,6 % от общего числа оценок. Собственные недостатки приводятся в смягчающей форме «да... но...»: «обидчивая, но отходчивая», «легко теряю интерес к делу, если встречаю сопротивление», «уверена в том, что делаю в данный момент, в связи с этим не слышу совета других, даже если не права» и т. д. Такие оценки составляют 18,5 %. Нейтральная самооценка составляет 7,5 %. Однозначно негативную окраску содержат собственные оценки в 7,4 % случаях.
|
|
В результате можно еще раз подтвердить, что данные исследований демонстрируют значительную степень пристрастности в ходе формирования образа «другого», отражают тенденцию к неуклонному возложению ответственности за конфликт на этого «другого» и наделению его «плохими» чертами. Такой подход к формированию образов оппонентов в конфликтной ситуации приводит к обесцениванию позиции противника и усилению своей позиции. Таким образом, можно говорить о реализации защитной функции в ходе противопоставления «Я — Другой» (как и «Мы — Они»).