| | | | | | | | | | | |
| | Использование сложной инженерной инфраструктуры (сети, насосные станции, очистные сооружения и др.)
| |
| | | Неразрывность процессов производства передачи и потребления ресурсов
| |
|
|
| | | | |
|
| |
|
| | | | |
| | | |
| Невозможность компенсации не полученных в один период ресурсов за счёт более интенсивного предоставления в другой период
| | | Тесная зависимость потребности в мощностях конкретных инженерных решений и организации производственного процесса от местных условий
| |
Кризис в ЖКК, о котором шла речь выше, в наибольшей степени затронул именно сферу ресурсоснабжения. Ее техническое состояние характеризуется высоким (более 60% в целом по России, а в отдельных городах еще выше) уровнем износа, высокой аварийностью, низким коэффициентом полезного действия мощностей и большими потерями энергоносителей. Планово-предупредительные ремонты уступили место аварийно-восстановительным работам, затраты на которые в 2-3 раза выше. Износ основных фондов, особенно в системах тепло- и водоснабжения, стал одной из причин массовых отключений потребителей, появления «замерзающих» городов и поселков.
Другой причиной кризиса явился неконтролируемый (в том числе в середине финансового года, когда все бюджетные ассигнования распределены) рост тарифов на ресурсы, породивший цепочку неплатежей, особенно между поставщиками и перепродавцами ресурсов. При существующей системе оплаты потребления тепла и воды по нормативам на жителя или на 1 м2 жилой площади у поставщиков ресурсов нет экономических стимулов к экономии и снижению затрат. В итоге затраты электроэнергии на производство и реализацию 1 м3 воды
в России на 30% выше среднеевропейского уровня, численность персонала в расчете на 1000 обслуживаемых жителей — в 1,5-2 раза выше, чем на аналогичных европейских предприятиях. Существующая система тарифного регулирования препятствует привлечению частных инвестиций в развитие инженерной инфраструктуры поселений, поскольку не дает возможности использовать сэкономленные в результате снижения затрат средства на развитие и модернизацию производства. Долги ресурсоснабжающим организациям составляют основную часть общей задолженности местных бюджетов, муниципальных предприятий и учреждений.
Государственная политика в сфере инженерного обеспечения поселений
Подпрограммой реформирования и модернизации ЖКК предусмотрена система мер по исправлению сложившейся ситуации в сфере ресурсообеспечения поселений (рис. 4.4.2).