Тема 12. Стратегия и планирование

Понятие «стратегия» является полисемантичным и сложноструктурным. На сегодняшний день существует множество его опреде­лений.

Такое многообразие определений стратегии объясняется ее многогранностью и неоднозначностью. Каждая организация отличается от других ей подобных различными составляющими, что, безусловно, должно учитываться при планировании деятельности. При выработке стратегии необходимо обеспечивать своевременную концентрацию управленческих решений на перспективных направле­ниях социально-экономического развития организации, своевре­менном обеспечении ресурсами в интересах достижения сбалансированных целей ее субъектов и создании условий для получения долгосрочных результатов ее деятельности. Поэтому руководство организации должно концентрировать внимание на выявлении перспективных направлений, а также установлении баланса целей заинтересованных социальных групп и отказаться от сиюминутной выгоды в пользу долговременного социально-экономического раз­вития.

Не менее сложным является понятие «стратегическое планирование». А. Чандлер одним из первых дал его определение - это «...установление долгосрочных целей и задач предприятия, адаптация курса действий и размещение ресурсов, необходимых для достижения этих целей».

И. Ансофф определяет стратегическое планирование как «логический, аналитический процесс определения будущего положения фирмы в зависимости от внешних условий деятельности...».

В эволюции внутрифирменного планирования стран Запада принято выделять несколько этапов. При этом существуют различные подходы к их формированию. По мнению группы американских ученых, первый этап стратегического планирования начал склады­ваться в начале ХХ в., практически одновременно с появлением управления как науки). Определение планирования как функции уп­равления восходит еще к классикам «научного менеджмента» (Ф. Тейлору, А Файолю, Л. Урвику и др.), т.е. к эпохе формирования гигантских корпораций до Второй мировой войны. В это время на крупных фирмах стали появляться подразделения, регулярно занимающиеся текущим планированием производственно-хозяйственной деятельности. Однако специальных служб планирования, особенно среднесрочного и долгосрочного, в то время не создава­лось. Руководители компаний обычно ограничивались составлением ежегодных финансовых смет на различные цели. Эта система планирования получила название «разработка бюджетов» в годовом, поквартальном или месячном разрезах.

В 40-50-е гг. такого рода планы или внутрифирменные сметы стали составляться, во-первых, по каждому из крупных производ­ственно-хозяйственных направлений деятельности (производство, управление персоналом, научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки - НИОКР - международные операции, капитальное строительство, сбыт и т.п.), а во-вторых, по отдельным структурным единицам в рамках корпорации (отделение, завод, филиал и т.п.).

Исторические и логические этапы систем стратегического планирования (по И. Ансоффу)

Второй этап, который получил название «долгосрочное планирование», приходится на 50-60-е гг. и совпадает по времени с ак­тивным применением экономико-математических методов в пла­нировании и управлении. Долгосрочное планирование основыва­лось на методах экстраполяции, что было возможно в условиях относительно медленного изменения характера внешней среды.

Третий этап в практике американского планирования сложил­ся в 60-70-е гг. и связан с усилением конкуренции прежде всего со стороны ряда европейских и японских компаний. Этот этап получил название «стратегическое планирование»: управляющие ком­паний больше внимания начали уделять не внутрипроизводствен­ным проблемам, а факторам внешнего окружения (экономическим, политическим, технологическим, социальным, экологическим и др.).

В настоящее время многие ведущие компании мира на основе стратегического планирования перешли на более высокий уровень управления - стратегический менеджмент, который представляет собой четвертый этап. Суть его заключается в том, что фирмы не просто приспосабливаются к динамичным изменениям в окруже­нии, но и воздействуют на внешнюю среду, формируя спрос, моду, вкусы и предпочтение потребителей. Кроме этого, процесс приня­тия решений и управления передается непосредственно в производ­ственные подразделения фирм, которые руководствуются разрабо­танной и согласованной стратегией. Главный вывод ученых состоит в том, что системы планирования изменялись под воздействием эскалации нестабильности внешнего окружения фирмы: на началь­ном этапе планирование осуществлялось в относительно стабиль­ных условиях, а внешние и внутренние изменения имели привыч­ный характер; на втором этапе планирование осуществлялось на основе экстраполяции, так как считалось, что характер воздействия факторов внешнего окружения фирмы постоянен в плановом пе­риоде; к 60-м гг. во внешнем окружении фирмы произошли суще­ственные изменения, касающиеся социальных, политических, эко­номических, технологических и правовых факторов, в результате чего характер их воздействия оказался неожиданным, но узнаваемым в прошлом; на этапе стратегического менеджмента изменения носят неожиданный и неузнаваемый характер.

Необходимо отметить, что указанные исторические этапы - это только общая канва. В различных отраслях и на различных рынках условия конкуренции были неодинаковы, так же как различны были формы и методы управления.

В СССР изменения в управлении отечественными организаци­ями привязаны к историческим событиям страны, вследствие чего В.Д. Маркова и С.А. Кузнецова выделяют ряд этапов (табл. 8.1).

Таблица 8.1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: