Сравнительная характеристика.
Системы с непрерывной проверкой фактического уровня запасов. Условия применения:
· большие потери от отсутствия запасов;
· большие затраты по содержанию запаса;
· высокая степень неопределенности спроса.
Преимущества: экономия на затратах по содержанию запасов (финансы, работники, складская площадь).
Недостатки: необходимость постоянного контроля размера запасов.
Системы с периодической проверкой состояния запасов. Условия применения:
· низкие затраты по содержанию запаса;
· хорошая предсказуемость спроса.
Преимущества: отсутствие необходимости постоянного контроля размера запасов.
Недостатки: сравнительно высокий уровень среднего запаса.
Определение оптимального размера заказываемой партии.
Оптимальный размер партии поставляемых товаров и оптимальная частота завоза зависят от следующих факторов:
· объем спроса (оборота);
· транспортно-заготовительные расходы;
· расходы по хранению запаса.
Критерий оптимальности – минимум суммы транспортно-заготовительных расходов и расходов на хранение. Транспортно-заготовительные расходы и расходы по хранению зависят от размера заказа, однако, характер этой зависимости разный. Транспортно-заготовительные расходы при увеличении размера заказа уменьшаются по гиперболе. Расходы по хранению растут прямо пропорционально размеру заказа.
|
|
Аналитический способ решения задачи. Формула Уилсона.
, где:
К – транспортно-заготовительные расходы, связанные с размещением и доставкой одного заказа;
Q – величина оборота за определенный период времени (сумма в месяц);
M – размер тарифа за хранение запаса, выраженная в доле, которую составляют издержки по хранению в стоимости среднего запаса за этот период. Например, если М=0,2, то это означает, что издержки по хранению запаса за период составили 20% от стоимости среднего запаса за этот же период
Расчеты величин К и М, входящих в формулу Уилсона, выполняют на основе составления смет транспортно-заготовительных расходов (включая все расходы, связанные с размещением и доставкой заказа) и расходов, связанных с хранением запаса.
Транспортно-заготовительные расходы, в расчете на один заказ, определяют делением транспортно-заготовительных расходов прошлого периода на число размещенных за этот период заказов. Смета транспортно-заготовительных расходов включает в себя следующие виды затрат:
к1 — затраты, связанные с оформлением договора доставки, т.е. расходы на возможные командировки, представительские расходы на проведение переговоров, расходы, связанные с необходимостью осуществления контроля за процессом поставок, и т. п.;
|
|
к2 — затраты на охрану груза в процессе доставки;
к3 — затраты на страхование;
к4 — затраты на транспортирование;
к5 — прочие расходы, связанные с размещением и исполнением заказа.
Суммарные транспортно-заготовительные расходы определяют по формуле:
где L — количество заказов, размещенных и выполненных за определенный период.
Расчет доли, которую составляют издержки по хранению за период Т в стоимости среднего запаса за тот же период включает:
m1 — проценты за кредит, необходимый для оплаты стоимости запасов, определяемые по формуле:
m1 = S/2*p*α,
где S — размер заказа в натуральном выражении;
р — закупочная цена единицы товара, руб.;
α — средняя процентная ставка за кредит;
m2 — заработная плата персонала, связанного с содержанием запасов;
m3 — амортизация зданий и оборудования, используемых для хранения запасов;
m4 — административные расходы и коммунальные услуги;
m5 — охрана, потери и прочие текущие расходы, связанные с содержанием запасов,