Способы преодоления нежелания респондентов отвечать

В ходе интервью важно создать комфортную психологи­ческую обстановку. Респондент должен представлять себе, зачем собирается информация, и считать эту цель достой­ной и справедливой. Так, когда респонденту задают доста­точно интимный вопрос, например, о его гигиенических привычках, ему важно знать, что этим интересуется меди­цинская ассоциация, а не фирма, производящая зерновые продукты.

Точно так же респондент должен понимать, почему, спра­шивая о тех или иных продуктах, интервьюер вдруг «перешел на личности», заинтересовался возрастом, образованием, дохо­дом, сферой деятельности и т.д. Поэтому перед вопросами о социально-демографических характеристиках респондента в анкету полезно включить пояснение, например: исследовате­лей интересует, как потребляют те или иные продукты люди разного возраста, с разными доходами и т.д.

Но даже при соблюдении всех этих правил респонденты неохотно отвечают на многие чувствительные для них вопросы. Таковы, например, вопросы о доходах, семейной жизни, поли­тических убеждениях и религиозных верованиях респондента, о произошедших с ним несчастных случаях, о его столкнове­ниях с преступным миром и многие другие. Что же делать, когда такая информация необходима?

1) Такие темы лучше обсуждать в конце интервью: даже если респондент ответит на эти вопросы, контакт с ним все-таки может быть нарушен.

2) Нужно попытаться создать у респондента ощу­щение, что вы не спрашиваете его о чем-либо необычном. Например, прежде чем спросить, есть ли у него долги, можно объяснить, что, согласно исследованиям, большинство людей живут в долг.

3) Иногда полезно задавать вопрос от третьего лица, то есть: «Некоторые считают, что... Согласны ли Вы с ними?» Например, в одном опросе посвященном рынку питьевой воды в бутылках, вопрос звучал так: «Одни люди считают, что водопроводную воду можно пить без всяких опасений. Другие - что она очень опасна для здоровья. С кем - с первыми или со вторыми - Вы согласны в большей степени?»

4) Иногда удается «спрятать» чувствительные вопросы среди обычных. Отвечая на них, респондент может «с разгону» ответить на чувствительный вопрос.

5) Когда вопрос настолько чувствительный, что для ответа на него респондент должен быть абсолютно убежден в анонимности опроса, иногда применяют генераторы случай­ных чисел. Респонденту задают два вопроса: основной (чув­ствительный) и вспомогательный. Каждый из них допускает лишь два варианта ответа: «да» и «нет». В качестве вспомогательного вопроса можно взять любой, на который заранее известно распределение ответов. Респондента просят подбро­сить монетку, не показывая интервьюеру, как она упала. Если выпал «орел», отвечать на основной вопрос, если «решка» - на вспомогательный. При анализе ответов исследователи учи­тывают, что примерно половина респондентов отвечали на основной вопрос, а оставшиеся - на вспомогательный. Тогда доля положительных ответов, полученных в ходе опроса (a) составляет:

a = р / 2 + q / 2, (41)

где р - искомая доля ответивших «да» на основной (чувст­вительный) вопрос;

q - известная заранее доля ответов «да» на вспомогатель­ный вопрос.

Выразив отсюда р, получаем искомое:

р = 2 ´ a - q. (42)

Поясним сказанное условным примером. Пусть в стране, где чтение книг считается уголовным преступлением, нужно узнать долю тех, кто читал книги.

В анкету включаются два вопроса:

Основной: «Читали ли Вы когда-нибудь книги?»

Вспомогательный: «Вы родились в марте?»

Сколько человек родилось в марте - известно, но для просто­ты предположим, что каждый двенадцатый (q = 1 / 12 - 0,083).Пусть в результате описанной процедуры на комплекс из двух вопросов было получено 18 % положительных ответов (a = 0,180),а осталь­ные - отрицательные. Тогда имеем:

Р = 2 ´ 0,180 - 0,083 = 0,277.

Таким образом, «преступников» в этой условной стране оказалось более четверти: 27,7 %. Но опрос не дает оснований никому из них выдвинуть обвинение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: