Слуховой анализатор. Существуют 3 вида движений глаз: Настроечные - поворот, аккомодации, конвергенция и др., Информационные - ощупывание предмета с выделением в нем

Движения глаз.

Существуют 3 вида движений глаз:

  1. Настроечные - поворот, аккомодации, конвергенция и др.,
  2. Информационные - ощупывание предмета с выделением в нем существенных деталей,
  3. Микродвижения - совершаются в сотые доли секунды и имеют микроскопический размах, поэтому внешне они незаметны; они необходимы, т.к. если бы глаз был неподвижен, то разрушался бы зрительный пигмент в месте раздражения, и уже через 3 сек изображение на сетчатке исчезло бы. Эти движения позволяют «не адаптироваться» глазу. Движения включают в работу все новые рецепторы.

2.7. Развитие органов зрения у детей.

1. Глаз растет с 16 мм и 3 г до 23 мм и 8 г.

2. Меняется цвет глаза: у новорожденных меланина мало, поэтому глаза чаще всего серо-голубого цвета; окончательная окраска только к 10-12 годам.

3. После рождения движения глаз есть, но они независимы (глаза могут двигаться в разном направлении). Механизм точной настройки глаза на предмете формируется в период от 5 дней до 3-5 месяцев.

4. Новорожденные плачут без слез, т.к. нервные центры слезообразования формируются к 1,5-2 мес.

5. Изменения цветоощущения: у новорожденных функционируют только палочки, а колбочки – в малом количестве и незрелые; полноценное включение колбочек только к 3 годам (начинают различать с желтых и зеленых цветов). Максимально цветоощущение к 30 годам, а затем снижение, но важна тренировка.

6. С возрастом повышается острота зрения (6 мес - 0,1-0,3; 1 год – 0,3-0,6; 3 года – 0,6-1; 7 лет – 0,9-1) и стереоскопичность (с 6 лет лучше у девочек). В 7-8 лет глазомер у детей в 7 раз хуже, чем у взрослых.

7. Поле зрения интенсивно растет к 7 годам (80% от поля зрения взрослого). С 12 лет у девочек поле зрения больше, чем у мальчиков, от чего зависит пропускная способность восприятия нового материала.

От его нормального функционирования зависит развитие речи, что имеет решающее значение для развития психики. Собирает информацию со всех сторон, а глаз только перед собой.

3.1. Строение слухового анализатора и вспомогательных образований.

Различают наружное, среднее и внутреннее ухо, в котором расположены слуховые рецепторы. Звуковые колебания передаются к рецепторам через систему вспомогательных образований, которые усиливают звуковую волну в 200 раз (для слабых звуков).

3.1.1. Наружное ухо.

А) Ушная раковина (состоит из хряща, а в мочке находится жир) действует как воронка, концентрируя звуки. У животных ушные раковины подвижны, что важно для определения направления звука. У человека хоть к ней и подходят 6 мышц, мы разучились «навострять уши» и «хлопать ушами». Мы определяет направление звука двумя ушами за счет разницы прихода в них волны (по фазе и по силе). Если же одно ухо повреждено, то определяем путем вращения головы.

Б) Наружный слуховой проход имеет длину 2,5 см, емкость 1 см3 и потовые железы, выделяющие серу, которая защищает ухо от влаги и посторонних частиц, обладает антивирусными и антибактериальными свойствами.

В) Барабанная перепонка (находится на границе) – тонкая пластина (0,1 мм), расположенная наклонно, колеблется соответственно длине звуковой волны.

3.1.2. Среднее ухо.

Полость с 3 косточками (молоточек, наковальня и стремечко – самая маленькая косточка в организме – 3 мм), которые соединяют барабанную перепонку с овальным окном, усиливают слабые колебания в 30-40 раз и уменьшают размах колебаний в 50 раз. Среднее ухо соединено с носоглоткой евстахиевой трубой (3,5 см), которая обеспечивает поддержание одинакового давления снаружи и изнутри барабанной перепонки. У младенцев она расположена так, что, во время еды лежа, пища часто туда затекает и провоцирует отиты.

3.1.3. Внутреннее ухо. Граница – овальное окно.

Расположено в височной кости. Представляет собой костный лабиринт, внутри которого (как в футляре) соответственный перепончатый лабиринт. Одна из частей лабиринта – улитка (коническая форма, 2,5 оборота), внутри которой расположен спиральный Кортиев орган с пластиной. На ней находится 24 000 волокон различной длины (упругие, слабо связанные между собой). На них в 5 рядов расположены опорные и волосковые чувствительные клетки – слуховые рецепторы. Каждая волосковая клетка имеет 60-70 мельчайших волосков, которые колеблются от колебания жидкости внутри улитки. От них отходят волокна слухового нерва.

3.1.4. Мозговой конец анализатора.

Расположен в височном отделе. Есть центры, отвечающие за анализ простых звуков: тонов и шумов (нижние височные извилины) и за возникновение сложнейших звуковых ощущений.

3.2. Механизм восприятия звука.

Раздражителем является звуковая волна (сгущение и разряжение воздуха) от любого вибрирующего объекта. Распространяется со скоростью 340 м/сек (в вакууме не распространяется). Звуки: периодические (тоны) и непериодические (шумы). Они характеризуются: высотой (частота, длина волны, в Гц), амплитудой (сила, дБ), тембром (окраска; наложение форм).

Гельмгольц в 1863 году разработал резонансную теорию слуха. Колебания жидкости в улитке вызывают колебания основной пластины, волокна которой, имея разную длину, настроены на разные тоны. Работают как набор резонаторов. (Эффект резонанса можно пронаблюдать, если громко произнести звук перед роялем – струны отзовутся.)

На волокнах колеблются волосковые клетки, что приводит к возбуждению нервных окончаний. При повреждении различных частей основной пластины происходит выпадение определенных тонов. Но эта теория не объясняет возникновение звуков более 4000 гц.

Локальная теория утверждает, что высокие и низкие тона возбуждают разные участки улитки: высокие – у основания улитки (рядом с овальным окном), низкие – на внешнем конце улитки. Эта теория объясняет феномен «охотничьей глухоты»: потеря чувствительности к звукам в узком диапазоне частот (повреждение волосковых клеток на том участке, который активируется звуком выстрела).

3.3. Границы ощущений и адаптация.

Мы слышим звуки по высоте от 20 до 20 000 гц (а собака до 40 000), наибольшая чувствительность от 1000 до 4000 гц, а речь от 150 до 2500 гц. По громкости: от 1 до 140 дб, но уже 120 дб – болевой порог, даже 90 дб плохо, ведь шум промышленного города 80 дб. Для правильного восприятия звука его длительность должна быть не менее 50 мс, иначе слышим щелчки.

Адаптация к звуку не очень высокая. При адаптации к долгому сильному звуку должна понизиться возбудимость анализатора. Чрезмерный шум приводит к утомлению (большая потеря нервной энергии на борьбу со стрессом), потере слуха, психическим нарушениям («акустический шок», «акустические судороги»), фактор развития язвы и гипертонии. Угрозу представляет не только сильный звук, но и продолжительный (плейер, если он слышен соседу)

Каждый из нас начинает жизнь с 32 000 волосковых клеток, а к 65 годам утрачивает 40%. Опасный симптом – воздействие громкого звука вызывает шум в ушах (сигнал гибели клеток).

Функциональное состояние слухового анализатора зависит от многих факторов и поддается тренировке. Надо думать об охране слухового анализатора.

3.4. Возрастные особенности.

Слуховой анализатор развивается очень рано: перед рождением есть восприятие звуков и реакция на них движением.

После рождения проводящие пути еще не вполне готовы (относительная глухота):

- наружный слуховой проход короткий и узкий; - барабанная перепонка толще и расположена горизонтально; - среднее ухо заполнено жидкостью; евстахиева труба шире и короче, что позволяет попадать пище при срыгивании, и ведет к частым отитам.

Четкая реакция у ребенка на звук в 7-8 недель, а в 6 месяцев уже тонкий анализ звуков, причем низкие тона лучше, чем высокие. Окончательное формирование слухового анализатора к 12 годам, максимальная острота слуха в 14-19 лет, а после 20 лет снижается. Аналогично по верхней частотной границе (у детей м.б. до 30 000 гц, а в 35 лет – 15 000 гц).

  1. Вестибулярный анализатор

Имеет важное значение в регуляции положения тела в пространстве и движений, позволяет сформировать пространственный образ пройденного пути. Важен для летчика и пр.

Рецептор. Во внутреннем ухе 3 взаимно перпендикулярных полукружных канала и два мешочка – заполнены эндолимфой и содержат плавающие отолиты (известковые кристаллики СаСО3). Мешочки и каналы в своих стенках содержат множество волосков рецепторов, чувствующих давление отолитов и движение жидкости.

Изменение положения тела в пространстве ведет к смещению отолитов, ведет к изменению их давления на волоски, что ведет к возникновению нервных импульсов, которые передаются в средний мозг, мозжечок и височные отделы коры ГМ. Вестибулярные центры связаны с глазодвигательными нервами и вегетативной нервной системой. (Отолитовый орган есть у некоторых раков, они сами набирают туда клешнями песчинки.) Любое изменение положения тела и головы в пространстве фиксируется, что приводит к рефлекторному перераспределению мышечного тонуса: равновесие в покое – статические рефлексы; равновесие в движении – статокинетические рефлексы.

Вестибулярный анализатор часто страдает у глухих вместе со слухом – при нырянии они не ощущают верха и низа.

Степень возбудимости ВА у разных людей различна. При повышенной возбудимости и ритмичных раздражениях – «морская болезнь» и вегетативные расстройства. «Космическая болезнь» особенно острая, т.к. в невесомости очень сильно меняются сигналы от головы, мышц и суставов. Явление укачивания объясняет теория сенсорного конфликта: если информация от вестибулярной системы не соответствует информации от глаз и тела, возникает тошнота и головокружение (аналогично при первом столкновении с виртуальной реальностью). Многие яды нарушают эту согласованность и средство избавления – рвота. Здесь аналогично.

При повреждении каналов – не могут уверенно стоять и ходить, с закрытыми глазами не могут коснуться кончика носа.

Ребенок рождается с достаточно зрелым ВА, но большое значение для снижения его возбудимости имеют тренировки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: