Эконометрические методы определения цен

Дискриминация цен

Дискриминационные цены на товары используются тогда, ког­да предприятие хочет и может установить разные цены на один и тот же товар в зависимости от географического расположения рынков или результатов их сегментирования.

Существует несколько приемов дискриминации цен:

• приобретение разных товаров по разным ценам разными груп­пами покупателей;

• приобретение разными группами покупателей одинаковых товаров по разной цене;

• приобретение одного и того же товара по разным ценам в за­висимости от региона или территории, несмотря на то что издержки производства этого товара одинаковы во всех случаях;

• приобретение товаров по разным ценам без учета сегментации потребителей в связи с изменением цен в зависимости от времени года, времени суток, дня недели;

• цена на товар определяется размером и качеством предлагае­мых дополнительных услуг.

Ценовая дискриминация может применяться не всегда, а только при наличии определенных условий:

• применение дискриминации цен не вызывает у потребителя негативной реакции, т.е. оно обоснованно и даже может принести определенные выгоды потребителям;

• для того чтобы применять дискриминацию, предприятие долж­но сначала провести сегментацию рынка. Там, где сегментация невоз­можна, невозможна и дискриминация;

• потребители должны подразделяться на группы в зависимости от интенсивности потребления товара или услуги;

• для предотвращения продажи одного и того же товара по раз­ным ценам должны существовать законодательные ограничения, в том числе такие, которые не позволяют конкурентам постоянно при­бегать к варьированию цен предприятие на одном и том же сегменте рынка;

• поскольку применение дискриминации цен требует постоян­ного наблюдения и анализа сегментации рынка, издержки не долж­ны превышать дополнительные поступления от проводимых меро­приятий;

• потребители не должны иметь возможности спекуляции на товаре, если он на данном сегменте рынка продается по цене ниже рыночной.

Эконометрические методы определения цен используются для формирования цен на товары-новинки, комплексную сложную про­дукцию, состоящую из множества компонентов. Цены формируются в зависимости от уровня потребительных свойств товаров с учетом нормативов затрат на их производство. Часто речь идет о так называ­емом параметрическом ряде продукции - предприятие выпускает такую продукцию, каждая последующая модификация которой не за­меняет и не отменяет предыдущую модель, а дополняет ее.

Параметрический ряд представляет собой совокупность конст­руктивно и (или) технологически однородных изделий, предназна­ченных для выполнения одних и тех же функций и различающихся значениями основных технико-экономических параметров в соот­ветствии с выполняемыми производственными операциями.

В результате разработки параметрического ряда продукции про­исходит изменение абсолютного значения и структуры затрат пред­приятия. Оценка и анализ этих показателей позволяют принимать их в расчет при формировании цены.

К основным эконометрическим методам установления цен на но­вую продукцию относятся:

- Метод удельных показателей;

- балловый метод;

- Агрегатный метод;

- Метод регрессивного анализа.

Метод удельных показателей. Этот метод используется для формирования цены на продукцию, характеризующуюся наличием одного основного параметра, величина которого во многом опреде­ляет цену продукции. Метод применим для небольших групп изделий. Его недостатком является отсутствие учета Спроса и предложения, других не менее значимых свойств продукции, например его полез­ности, ценности в глазах потребителей, возможности альтернатив­ного использования, а также наличия товаров-аналогов и товаров-заменителей.

При использовании данного метода сначала определяют удель­ную цену (Цуд) продукции по формуле

Цуд = Цб - Пб,

где Цб - цена базисного изделия;

Пб - величина параметра базисного изделия;

затем рассчитывают цену нового изделия (Цн):

Цн = Цуд х Пн,

где Пн - значение основного параметра нового изделия в соответствую­щих единицах измерения.

Балловый метод. На основе экспертных оценок значимости параметров изделия для потребителей каждому параметру присваи­вается определенное число баллов, которые затем суммируются, что в результате дает оценку технико-экономического уровня продукции. Основным достоинством данного метода является возможность учета таких показателей, как надежность, качество и внешний вид изделия, т.е. возможность учета характеристик продукции, которые не имеют количественного выражения и объективная оценка которых зависит от представлений и мнения многих потребителей (экспертов).

При использовании данного метода сначала определяют цену одного балла (Цу) по формуле

Ц' = Цб: (Ббí х Ví),

где Цб — цена базового изделия;

Ббí - балловая оценка í -го параметра базового изделия;

Ví - весомость параметра;

затем рассчитывают цену нового изделия по формуле

Цн = (Бнí х Ví) Ц',

где Бнí, — балловая оценка í -го параметра нового изделия.

Агрегатный метод. Согласно этому методу суммируется стои­мость конструктивных частей изделий, входящих в параметрический ряд, с добавлением стоимости оригинальных узлов, затрат на сборку и нормативной прибыли.

Данный метод применяется при определении цен товаров, кото­рые состоят из сочетания отдельных элементов, деталей, узлов, а так­же товаров, которые продаются вместе.

Достоинством метода является простота расчетов, в случае ког­да предприятие ведет учет издержек на производство каждого изде­лия или элемента; недостаток - возможность перенесения ошибки исчисления себестоимости изделия на цену всего товара.

Метод регрессионного анализа. Этот метод применяется для определения зависимости изменения цены (Ц) от изменения техни­ко-экономических параметров продукции, относящихся к данному ряду, от построения и выравнивания ценностных отношений.

Ц = F(х12,...,хn),

где F- функция;

х1, Х2,.., хn — параметры изделия.

Могут быть использованы разные уравнения регрессии: линей­ные, степенные, параболические.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: