На товары, реализуемые на рынке относительно продолжительное время, устанавливаются следующие виды цен:
- Скользящая цена;
- Долговременная цена;
- Гибкая цена;
- Цена потребительского сегмента;
- Преимущесгвенная цена;
- Цена, устанавливаемая ниже общего уровня цен на рынке;
- Цена на изделия, снятые с производства.
Остановимся на каждом из видов цен.
Скользящая цена. Эта цена формируется почти в прямой зависимости от соотношения спроса и предложения и постепенно снижается по мере насыщения рынка. Данный метод ценообразования чаще всего применяется к товарам массового спроса. Однако, используя его, предприятие должно постоянно снижать издержки производства продукции и одновременно наращивать объемы производства, улучшать качество изделий и увеличивать объем сбыта.
Долговременная цена. Это цена, которая устанавливается на товары массового спроса и не меняется на достаточно длинном отрезке времени. Данный метод не позволяет предприятиям совершенствовать сам товар, повышая его качество.
|
|
Гибкая цена. Это цена, которая быстро меняется в зависимости от изменения спроса и предложения на рынке. Основная трудность использования подобной цены - необходимость мгновенной реакции на изменение условий на рынке. Предприятие должно обладать очень гибкой структурой управления, большой степенью децентрализации принятия решений.
Цена потребительского сегмента. Устанавливаются разные цены на один и тот же вид продукции в зависимости от типа потребителей. Использование данного метода ценообразования подразумевает обязательную сегментацию рынка, например по принципу уровня доходов.
Преимущественная цена. Эта цена используется тогда, когда предусматривается определенное понижение цен на товары предприятия, занимающего доминирующее положение на рынке. Данный метод подходит только крупным предприятиям, которые параллельно могут обеспечивать снижение издержек производства. Понижение цен возможно как при дальнейшем захвате рынка лидером, так и при необходимости не допустить проникновения на рынок других предприятий.
Цена, устанавливаемая ниже общего уровня цен на рынке. Этот метод ценообразования применяется в отношении дополняющих друг друга товаров обычно в рекламных целях: цена на основной товар устанавливается на нормальном уровне, а все дополнения к данному товару продаются по пониженным ценам.
Цена на изделия, снятые с производства. Эта цена может устанавливаться как ниже первоначального уровня (в случае, если продукция достаточно устарела и не представляет ценности для покупателей, например модель магнитофона), так и значительно выше первоначального уровня (если товар и после снятия с производства пользуется спросом благодаря своим особенным качествам, например старинные автомобили).