И значение нормативных правовых актов органов
Вопрос 1. Понятие, общая характеристика
Перед рассмотрением порядка разработки правовых актов в органах исполнительной власти представляется необходимым рас-4 смотреть непосредственно юридическую характеристику и значение нормативных правовых актов органов исполнительной власти.
Для уяснения места, роли и значения правовых нормативных актов органов исполнительной власти в системе актов российского государства важно учесть некоторые обстоятельства.
Во-первых, такие акты значимы как компонент механизма действия права. Они доводят требования закона до адресата и направлены на реализацию этих требований. При этом необходимо отметить, что отдельные законы не могут быть реализованы без издания соответствующих подзаконных нормативных правовых актов органов исполнительной власти. А связано данное обстоятельство прежде всего с нормами, содержащимися непосредственно в данном законе.
Во-вторых, акты органов исполнительной власти значимы как механизм действия права. Акты органов исполнительной власти, обеспечивая реализацию законных требований, неизбежно вносят в механизм действия реализуемых норм дополнительные детали. Тем самым они способны усилить или ослабить нормативное предписание, влияя на его эффективность, предмет регулирования, взаимные отношения субъектов.
Таким образом, объективированным выражением правовой формы деятельности субъектов государственного управления является правовой акт управления (административный акт). Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются на основе и во исполнение федеральных законов, а также по собственной инициативе органами исполнительной власти в пределах их компетенции.
Основными признаками правового акта органа исполнительной власти является то, что он:
* имеет юридическую природу, обладает государственно -властным характером и обязателен для того, кому адресован. Исполнение акта гарантируется, а при необходимости обеспечивается принудительной силой государства;
* принимается в одностороннем порядке, исходит из компетентного органа исполнительной власти, должностного лица или иного субъекта государственного управления;
* устанавливает обязательные правила поведения либо регулирует конкретные управленческие отношения, в последнем случае непосредственно влечет возникновение, изменение или прекращение правовых отношений;
* носит творческий характер, поскольку направлен на оптимальное разрешение управленческих дел и вопросов;
* принимается субъектом управление только по тем вопросам, которые относятся к его компетенции, и в порядке, установленном правовыми нормами.
Следовательно, правовой акт управления — это письменный официальный документ, принятый в определенной форме органом государственного управления в пределах его компетенции, оптимально регулирующий общественные отношения, на регулирование которых он направлен, обладающий государственно-властным характером.
С точки зрения социального содержания правовые акты управления (административные акты) — это управленческие решения, в которых находят свое выражение цели, задачи, функции и методы деятельности субъектов государственного управления. Посредством акта управления решаются разнообразные управленческие дела (вопросы, ситуации), возникающие в процессе осуществления исполнительной, управленческой деятельности.
Юридическое значение правовых актов органов исполнительной власти состоит в том, что они устанавливают, изменяют или отменяют нормы права (речь идет о нормативных актах управления), возлагают конкретные обязанности на субъектов управления или наделяют их определенными правами. Правовые акты управления органов исполнительной власти выступают в качестве юридических фактов, т.е. оснований для возникновения, изменения или прекращения правоотношений в сфере управления.
Правовые акты управления органов исполнительной власти могут служить:
* основанием для издания других актов управления (на основе акта вышестоящего органа исполнительной власти издается акт нижестоящим органом исполнительной власти);
• доказательством для суда, основанием для возбуждения судебного дела;
• условием действительности других актов органов государственного управления, а также гражданско-правовых актов (например, договора купли-продажи).
Такова общая характеристика и юридическое значение правовых актов органов исполнительной власти.