Разделы языкознания.
Методы языкознания.
Описательный метод применяется для изучения однородного материала, н-р, одного языка.
Сравнительно-исторический метод применяется для изучения родственных языков, их общности и различий, их исторического развития.
Сопоставительный (типологический) метод применяется для сравнения неродственных языков.
Статистический метод применяется в прикладном языкознании для составления словарей, лингвариев, для машинного перевода.
Экспериментальный метод используется для изучения образования и восприятия речи.
Сегодня принято различать теоретическое и прикладное языкознание.
Теоретическое языкознание – научное, теоретическое изучение языка, обобщающее данные о языке; служит методологической основой для практического (прикладного) языкознания.
Прикладное языкознание – практическое использование лингвистики в различных отраслях деятельности человека. Вот лишь некоторые из них:
- лексикография (от греч. lexikon – словарь + graphō – пишу) – раздел прикладного языкознания, относящийся к теории и практике составления словарей;
|
|
- вычислительная (машинная, инженерная) лингвистика применяется для составления компьютерных программ-переводчиков, шифровки и дешифровки криптограмм, т.е. создание систем автоматизированного перевода, автоматического поиска;
- методика обучения иностранным языкам опирается на результаты изучения и описания языков, т.е. обучение письму, чтению, культуре речи неродных языков (н-р, страноведение);
- логопедия – раздел языкознания (дефектологии), занимающийся недостатка речи и их исправлением.
В языкознанииразличают общие и частные разделы. Самый крупный раздел теории языка – общее языкознание – занимается изучением свойств, присущих любому языку. Частные языковедческие дисциплины выделяются в зависимости
1) от объекта изучения: фонетика, фонология, лексикология, семасиология, словообразование, морфология, синтаксис;
2) от этноязыковых факторов: русистика, японистика и др. (конкретные языки); романистика, тюркология (группы родственных языков); балканистика, кавказоведение (географические области распространения);
3) от социального варьирования структуры языка: диалектология, стилистика, наука о языке художественной литературы и др.;
4) от направлений, школ, методов и методик исследования: сравнительно-историческое языкознание (компаративистика от лат. comparativus – сравнительный), описательная лингвистика, структурное языкознание, этнолингвистика и т.д.
Такие поля «членения» науки о языке предложены Б.Н. Головиным (Общее языкознание. М.,1979).
|
|
В зависимости от подхода к изучению языка языкознание может быть синхроническим (от древнегреч. syn – вместе и chronos – время, относящееся к одному времени), описывающим факты языка в какой-либо момент его истории (чаще факты современного языка), либо диахроническим, или историческим (от греч. dia – через, сквозь)., прослеживающим развитие языка на протяжении определенного отрезка времени. Следует строго различать эти два подхода при описании системы языка. Например, диахронический аспект исследования слова столица объясняет его связь со словом стол, тогда как современные носители языка не осознают эти слова однокоренными; то есть, с синхронической точки зрения, эти слова – неоднокоренные.
Фонетика (от греч. phōnētikos – звуковой, голосовой, phōnē – звук) – раздел языкознания, изучающий звуковые средства языка.
Фонология (от греч. phōnē – звук + logos – слово, учение) – раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка в ее функциональной значимости, иными словами, теория фонем, т.е. функциональная фонетика, использование звуков в речи, исследование общественной стороны звуков.
Лексикология (от греч. lexikos – словарный + logos – учение) – раздел языкознания, занимающийся изучением словарного состава языка.
Семантика (от греч. sēmantikos – обозначающий, sēma – знак), или семасиология (от греч. sēma – знак + logos – понятие, учение; буквально учение о значении) – раздел языкознания, в котором изучается смысловая сторона (содержание, внутренняя сторона) различных единиц языка.
Морфология (от греч. morphē – форма + logos – слово, учение) – раздел грамматики, изучающий грамматическое строение слов, словоизменение и словообразование.
Синтаксис (греч. syntaxis – составление) – раздел грамматики, который исследует строение предложений и изучает способы и правила сочетания слов и форм слов (словоформ).
5. Общая характеристика понятия «язык». Сущность и функции языка.
Существует около 100 определений «язык».
Язык – система словесного выражения мыслей.
Язык – система знаков, являющаяся важнейшим средством человеческого общения.
Язык (вообще) – определенныйклассзнаковых систем.
Функции языка (от лат. functio – деятельность, исполнение) – использование потенциальных свойств средств языка в речи для разных целей.
Вопрос о функциях языка также достаточно спорный: выделяют до 25-ти языковых функций. В связи с реализацией разных возможностей средств языка, определяется полифункциональность языка.
Однако наиболее значимые функции языка следующие:
- коммуникативная – основная социальная функция языка:
а) (Ф. общения) Ф. языка как важнейшего средства человеческого общения, заключающаяся в передаче некоторого «интеллектуального», или «логического», содержания;
б) (Ф. сообщения) Ф. употребления какой-либо информации в живом (естественном) языковом общении;
- мыслеформирующая – функция языка как средства мышления;
- когнитивная, или аккумулятивная/кумулятивная – язык как средство познания мира, средство накопление, сохранения и передачи информации во времени и пространстве.
Помимо основных, внутриструктурных и общих функций языка, выделяют второстепенные, частные языковые функции:
- апеллятивная, или конативная (Ф. призыва, Ф. воздействия), реализацией которой являются:
а) Ф. волюнтативная (лат. voluntas – воля) – выражение волеизъявления говорящего;
б) Ф. экспрессивная (лат. expressio – выражение) – сообщение (придание) высказыванию выразительности;
в) Ф. эмотивная (лат. emovere, emotum – возбуждать, волновать) – выражение чувств, эмоций;
- репрезентативная – Ф. обозначения объектов действительности, их свойств и существующих между ними отношений, т.е. Ф. ориентированности высказывания на предмет (а не на участников речевого акта);
|
|
- фатическая, или контактоустанавливающая, (от лат. for, fatus sum, fari – говорить) – Ф., реализующаяся такими высказываниями, которые имеют целью завязывание, продолжение и прекращение коммуникации (н-р: Послушай! Довольно! Прекрати! и т.д.), т.е. необходимость передачи информации отсутствует (обмен репликами о погоде, здоровье и т.д.);
- интегрирующая – функция языка как средства межнационального общения.
Существует функциональный ряд языка, среди которого можно обозначить номинативную, эстетическую, поэтическую, магическую, металингвистическую и др. функции языка.