Примерный хронометраж занятия
ТЕМА ЗАНЯТИЯ № 7: НАРУШЕНИЯ ВОДНО – ЭЛЕКТРОЛИТНОГО ОБМЕНА
2. ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:
- Формирование знаний по патофизиологии водно-электролитного баланса.
- Применение знаний теоретического материала при составлении схем патогенеза
· Формирование коммуникативных навыков ведения дискуссии по вопросам темы
3. ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ:
· Сформировать знания по этиологии и патогенезу нарушений водно-электролитного обмена
· Сформировать навыки составления схем патогенеза, выделения ведущих звеньев патогенеза различных клинических видов отеков.
· Сформировать навыки использования глоссария на трех языках при разборе темы занятия
· Совершенствовать коммуникативные навыки ведения дискуссии
4. ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ:
1. Формы нарушения водного баланса организма.
2. Обезвоживание, виды по патогенезу, причины, изменение осмотического давления во вне- и внутриклеточных секторах при различных видах обезвоживания. Основные проявления и их патогенез.
3. Положительный водный баланс (изо-, гипо-, гиперосмоляльная гипергидрия), причины, патогенез. “Водная интоксикация” - понятие, причины, механизмы развития.
|
|
4. Отеки, определение. Патогенетические факторы отеков, характеристика.
5. Клинические виды отеков, механизмы развития. Особенности нарушений водного обмена у детей.
5. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ:
Дискуссия по основным вопросам занятия между учащимися с участием и под контролем преподавателя, демонстрация эксперимента по моделированию отеков, составление схем патогенеза
№ | Этап занятия | Время |
Организационная часть. Перекличка, знакомство с целями и задачами занятия, раздача демонстрационного материала | 3 мин | |
Дискуссия по вопросам темы | 35 мин | |
Выполнение заданий 1-3 | 10 мин | |
Подведение итогов занятия, оценивание компетенций | 2 мин |
Задание № 1. Проанализировать результаты эксперимента «Значениеосмотического давления тканей в развитии отека».
Методика: в опыт берут двух лягушек приблизительно одинакового веса. Одной лягушке подкожно в спинной лимфатический мешок вводят 2 мл физиологического раствора, другой – 2 мл 20% раствора хлористого натрия. Лягушек взвешивают и помещают в банки с водой. Через 50-60 минут лягушек извлекают из воды и повторно взвешивают. Полученные данные заносятся в протокол и обсуждаются. Делают выводы.
Данные эксперимента
Животные | Введенные растворы | Вес лягушки | |
Исходный | Через 1 час | ||
Лягушка 1 | 2,0 мл изотонического раствора | ||
Лягушка 2 | 2.0 мл 20% раствора хлорида натрия | ||
Задание № 2. | Проанализировать результаты эксперимента «Значение гемодинамического фактора в развитии отека (опыт Фишера)». |
Методика: лягушке за несколько часов до занятия на одну из задних конечностей накладывают жгут. На занятии отмечают степень увеличения в объеме конечности ниже лигатуры, изменение окраски. Прокалывают иглой кожу конечности в области отека, наблюдают выделение отечной жидкости. Объяснить механизм развития отека.
|
|
Задание № 3. Проанализировать результаты эксперимента «Значение снижения онкотического давления крови в развитии отека (опыт Старлинга»).
Методика: обездвиженной лягушке вскрывают грудную и брюшную полости, удаляют перикард, надрезают аорту и по направлению к периферии вставляют канюлю с надетой на нее резиновой трубкой, которая соединяется с резервуаром, содержащим 0,5% раствор хлористого натрия. Указанный раствор перфузирует сосудистую систему лягушки и выливается из надреза в аорте. Лягушку подвешивают за нижнюю челюсть к весам. Через 15-30 минут после начала перфузии отмечают изменение массы, развитие отека. Объяснить патогенез гипергидрии у лягушки.