История развития пиротехники

С чего начиналась пиротехника — искусство управления огнем? По-видимому, основными историческими предпосылками ее были не военные потребности. По данным китайского историка в области химии профессора Ли Чаопинга, самым первым шагом к современным пиротехническим смесям были огненные трещотки, отпугивающие злых духов. Пучок тонких бамбуковых щепок горит с треском. Звук можно усилить, если щепки предварительно пропитать раствором поваренной или морской соли. А если морскую соль заменить земляной, собранной, например, вблизи мест захоронений, в сухих пустынях, то трещит она еще громче. Разумеется, такая трещотка сильнее воздействует на духов. Кстати, современная эзотерическая литература также рекомендует разрушать «негативные психоэнсргетичсскис матрицы» пиротехническими средствами, например стрельбой в воздух из стартового пистолета.

Путь от бамбуковой огненной трещетки до современной фейерверочной ракеты с яркими разноцветными огнями человечество проходило не менее 1500 лет. Сейчас, используя знания школьного курса химии, можно простейшие фейерверки научиться делать за несколько диен. Кроме знаний, правда, потребуются терпение и высочайшая аккуратность в работе.

Пиротехнические изделия в военных целях применялись издавна. Впервые их использовали китайцы, войска которых были снабжены «огненными повозками». Эти повозки представляли собой метательные машины, которые выбрасывали горшки с горящим зажигательным составом и горящие шары.

В литературе, относящейся к концу IV столетия нашей эры, встречаются описания зажигательных стрел с оболочками, наполненными горючими веществами (смолой, серой, паклей, нефтью). Нефть, как горючее и зажигательное средство применяли еще во времена Александра Македонского. Так называемый «греческий огонь» использовался византийцами с VI-VII столетия нашей эры в морских сражениях и при штурме крепостей. Известно, что флот князя Игоря был уничтожен византийцами с помощью «греческого огня». Летописи свидетельствуют, что такой «огонь» мог гореть в воде. Это свойство, бесспорно ценное в военном отношении,.пороху, увы, не присуще.

Греки готовили составы для этого огня из смеси различных легковоспламеняющихся веществ. Рецепты таких составов xранились в глубокой тайне — они обеспечивали византийцам победу над врагами. В эти составы входили сера, винный камень, клей, смола и другие горючие вещества. Иногда в состав входила негашеная известь, вызывавшая самовоспламенение состава при соприкосновении его с водой. Составы с негашеной известью обычно имели вес меньше 1 и могли держаться на воде. Самовоспламенение составов при соприкосновении с водой объясняется тем, что под действием тепла, выделяющегося при гашении извести, воспламеняются легкогорючие компоненты состава, в частности легкие углеводороды, находящиеся в сырой нефти.

Твердые горящие составы в глиняных сосудах выбрасывались на противника метательными машинами.

Развитию пиротехники способствовал и интерес к фейерверкам. Индусы издавна устраивали фейерверки в дни религиозных праздников. Уже в IV веке встречаются упоминания о первых oгненных представлениях. Именно с Востока в Европу пришли пиротехнические изделия, прижились здесь и стали неотъемлемой частью увеселений. Первый в Европе, подробно описанный фейерверк был в Италии в конце XIV столетия. В XV-XVII столетиях фейсрверк применяли в европейских странах на народных праздниках. Они имели большой успех. В те времена для фейерверков использовались селитросерные составы, которые давали очень слабо окрашенные огни. Только в XIX столетии после открытия хлорновато-калиевой соли стали появляться яркие фейерверочные огни различных цветов. Во второй половине XIX столетия для фейерверков начали применять магний.

В России устройство фейерверков началось с конца XVII столетия.

Фейерверк (от немецкого feuerwcrk) — «огненное творение или «деяние», «потешный огонь», сжигание стоящих и движущихся огненных фигур. В отличие от него салют — это привстствие, сопровождасмое стрельбой из боевого оружия, как правило, холостыми зарядами С помощью салютов демонстрировали военную мощь иноземцам, поддерживали патриотический дух собственного населения. Но салюты давали лишь звуковой эффект для приветствия или праздника. Фейерверк же — подлинное произведение искусства.

Любопытен тот факт, что составление всевозможных составов, их испытание и применение того, что мы сейчас называем пиротехникой, являлось неотъемлемой частью артиллерии.

Создание регулярных армий в конце XVII века выделило артиллерию в особый род войск, а специалисты, работавшие с порохом, производившие приготовления и пускавшие фейерверки, перешли на службу в армию. Фсйсрверкир — так называлось их специальное унтер-офицерское звание.

О существовании увеселительных фейерверков в России до конца XVII столетия нет точных данных, хотя трудно допустить, что иностранные мастера, владевшие этим искусством, не хотели бы блеснуть им в этой стране. Скорее всего, боязнь пожаров, опустошавших города, препятствовала устройству больших фейерверков. Сведения же о малых до нас не дошли.

Обучение искусству увеселительной пиротехники проходило в артиллерийских училищах и частных, как правило, фамильных мастерских. Работа с порохом и пиротехническими составами считалась очень ответственной, требовала высокой дисциплины, внимания, терпения и осторожности. Именно фамильные мастерские, где из поколения в поколение накапливался опыт, а пиротехнические составы хранились за семью печатями, заложили основу ракетных заведений. В Москве в 1680 году было основано первое в России ракетное заведение. Основали и значительное время руководили им иностранцы. Необходимость в использовании наемных рабочих неизбежно требовала их обучения. Опытные артиллеристы, попадающие на работу на такие предприятия, впоследствии организовывали свои. Так и была заложена основа русской школы пиротехники.

В 1683 году на Воробьевых горах была произведена потешная стрельба, которая очень понравилась юному Петру I. С 1693 года огненные потехи становятся непременными при дворе. Петр собственноручно изготовляет на потешном дворе ракеты,шутихи, огненные картины. Фейерверки пускаются очень часто во время придворных праздников, торжественных событий, на Масленицу. Петр I считал занятие фейерверочным искусством делом серьезным. Путешествуя по Европе инкогнито с Великим посольством в 1697 году, Петр па предложение устроить для него охоту ответил: «Отец мой очень любил охоту, а я более люблю плавать по морям, пускать фейерверки, строить корабли». При Петре I были определены в России точные величины диаметров фейерверочных гильз — калибры.

Павел Митрофанович Лукьянов, составивший фундаментальный труд по истории химической промышленности России, приводит, например, описание фейерверка, данного в Москве 1 января 1710 года по случаю Полтавской победы: «А: гора каменная, являющая Шведское государство, В: лев, выходящий из оной горы, являл армию Шведскую; С: столп с короною, являл государство Польское, к которому приближался лев и оной нагнул, являл победу над тем государством... Д: другой столп с короною, являющей государство Российское, к которому лев приближался с намерением таким же, как и к первому; Е: потом явился орел для защищения оного столпа, являющий армию российскую, и оного льва Перуном (или огненными стрелами) расшиб с великим громом. Потом и первый столп паки предстал, являя избавление Польши и возвращение короны королю Августу чрез оружие российское».

Первым крупным мастером фейерверочного дела в России был сам Петр I. В своей библиотеке он собрал оригиналы и переводы почти всех известных тогда соответствующих книг и рецептов. В архивах имеются его собственноручные записи рецептов и чертежи.

Фейерверочное искусство России продолжало развиваться и после Петра I.

Времена царствования императрицы Екатерины II вошли в историю российской пиротехники как эпоха блеска и изящества фейерверочного искусства. Эскизы картин, проекты декораций, сценарий самого фейерверка составляются художниками и архитекторами, одобряются Академией наук, а утверждаются высочайшей властью.

Наиболее выдающиеся фейерверки увековечивались в гравюрах и наряду с самим изображением указывались имена авторов проекта н эскизов, а также причина торжества, место и время проведения.

Именно на период царствования Екатерины II приходится развитис конструкций, на и с которых производятся фейерверки Фсйервсрки становятся продолжительными и имеют до четырех отделений. Становится больше количество картин во время фейерверка,создаваемых контурными свечами.

Перед Ростральными колоннами на Неве в Петербурге в 1731году был установлен специальный помост — «театр фейерверков». В январе 1733 года для подготовки фейерверка ко дню рождения императрицы Анны Иоанновны потребовался труд 2000 человек в течение десяти недель!

В фейерверочных представлениях начала XVIII столетия значительное место занимали специальные декорации, придававшие им; определенное смысловое значение. Такие фейерверки по праву можно было уже назвать тематическими. В декоративном оформлении фейерверочных зрелищ большая роль отводилась транспарантам. Создавались также и декорации, подобные театральным, — в виде павильонов, беседок, галерей, террас, статуй, эмблем и т. д., которые, в свою очередь, оснащались пиротехническими изделиями. В декоративное оформление фейерверочных представлений стали вводиться аллегорические и эмблематические изображения, выражавшие в наглядной, образной и лаконичной форме основную идею, содержание и значение данного празднества, торжества, события.

Наряду с эмблемами, знаками или профилями на картинах все чаще появляются надписи, сочетание картин, расположенных на одной линии. Большое количество самих линий даст возможность между затуханием одной картины или декорации до момента зажжения другой производить запуск «бураков», комет, «римских свечей» или ракет. Неизгладимое впечатление оставляли картины, расположенные на высоких штангах, что делало их почти фантастическими, а поджигались они с помощью шнурфсйср, которые неслись к картинам по незримым тросам или нитям.

Конец XVIII и начало XIX века в пиротехнике ознаменован появлением игрушек с фейерверками. Это были восковые свечи с вмонтированными в них фонтанами, табакерки, корзины с фруктами, в которых были спрятаны маленькие фейерверочные изделия. Замаскированные пиротехнические фейерверочные изделия имели художественное оформление, а стопин, служивший инициирующим элементом, тщательно скрывался между листьями и стеблями.

Любопытен отчет о работе М.В. Ломоносова за 1756 год.

«В химии

1) между разными химическими опытами, которых журнал на 13
листах, деланы опыты в заплаченных накрепко стеклянных сосудах,
чтобы исследовать, прибывает ли вес металлов от чистого жару; оными опытами нашлось, что славного Роберта Бойла мнение ложно, ибо без попущения внешнего воздуха вес сожженного металла остается в одной мере;

2)учинены опыты химические со вспоможением воздушного
насоса, где в сосудах химических, из которых был воздух вытянут,
показывали на огне минералы такие феномены, какие химикам еще
не известны;

3) ныне лаборатор Клементьев под моим смотрением изыскивает по моему указанию, как бы сделать для фейерверков верховые зеленые звездки».

В течение года великий ученый открывает закон сохранения веса вещества при химических реакциях, проводит первые исследования термораспада минералов при пониженном давлении и изготавливает пиротехнические составы зеленого пламени.

В период с 1822 по 1845 год появляются издания по пиротехнике русских авторов. Являясь прогрессивными для своего времени, они стареют за 10-15 лет. Быстрое развитие химии, с одной стороны, и раскрытие секретов старинных смесей, с другой, способствует этому.

В течении последующих 50 лет издаются книги по пиротехнике в Москве и Санкт-Петербурге, фундаментальные труды с описанием составов, способов их приготовления, производства самих пиротехнических изделий и их эффектов. Поразителен тот факт, что приготавливать смеси из различных химических элементов, изготавливать изделия и проводить фейерверки предлагалось даже дома.

Возможно, именно вышедшую в 1894 году книгу «Опыт рациональной пиротехники» П.С. Цытовича можно считать первым изданием, дающим рекомендации по организации производства в пиротехнической мастерской, определяющим строгие меры безопасности как при производстве, так и во время проведения фейерверков.

Искусство огненных праздников в России, так расцветшее XVIU-XIX столетиях, пришло в упадок в 30-е годы XX века.

Во время Великой Отечественной войны была возрождена традиция салютов: 5 августа 1943 года в Москве салютовали освободитслям Орла и Белгорода.

До 30-х годов праздники в стране традиционно отмечались синхронными артиллерийскими залпами (холостыми зарядами) и выстрслами из фейерверочных мортир шарами с цветными звездками. Первый мирный залп специально сделанным фейерверочными огненными букетами прогремел в Москве 1957 году во время Всемирною фестиваля молодежи и студентов, затем была Олимпиада-80 другие торжества, не менее знаменательные. Но роскошные, полные изысканности, по оригинальным сценариям фейерверки начнут воз рождаться, видимо, уже в XXI веке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: